Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Кириченко А.Д, с участием прокурора Макарова Е.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 23 августа 2022 года по гражданскому делу N 2-153/2022 по иску Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области, действующего в интересах Кадоевой Миланы Сослановны, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению "Ульяновская государственная аптека", Государственному учреждению здравоохранения "Базарносызганская районная больница" о возложении обязанности за счёт областного бюджета обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании денежных средств, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
:
Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области, действующий в интересах несовершеннолетней Кадоевой М.С, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению "Ульяновская государственная аптека" (далее - ГУ "Ульяновская государственная аптека"), Государственному учреждению здравоохранения "Базарносызганская районная больница" (далее - ГУЗ "Базарносызганская районная больница") о возложении обязанности за счёт областного бюджета обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению Кадоевой М.В, действующей в интересах несовершеннолетней Кадоевой М.С, 14 июня 2004 года рождения, о нарушении её прав на предоставление льготного обеспечения изделиями медицинского назначения. Кадоева М.С. является ребёнком-инвалидом, страдает инсулинозависимым диабетом 1 типа, в связи с чем, находится под наблюдением врача-педиатра ГУЗ "Базарносызганская районная больница". Кадоева М.С. в лечении использует инсулиновую помпу Акку Чек Комбо, учитывая выраженную лабильность гликемии, склонность к бессимптомному гипогликемическим состояниям ей рекомендовано применять систему непрерывного мониторинга 2 гликемии (Flash - мониторинг). Вместе с тем, рецепты на бесплатное обеспечение системой флеш-мониторирования глюкозы крови не выписываются, родители вынуждены самостоятельно приобретать указанную систему. При этом, в период с апреля 2021 года по октябрь 2021 года ими приобретены восемь датчиков FreeStyle Libre системы Flash - мониторинга глюкозы FreeStyle Libre на сумму 35 920 рублей. В клинических рекомендациях указано на преимущественное применение данной системы. Применение данной системы рекомендовано Кадоевой М.С. ФГАОУВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ГУ "Ульяновская государственная аптека" бесплатно за счет средств областного бюджета обеспечить Кадоеву М.С, 14 июня 2004 года рождения, изделиями медицинского назначения - датчиками FreeStyle Libre системы флеш-мониторинга в количества 24 штук в год до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям, взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области и ГУЗ "Базарносызганская районная больница" в пользу Кадоевой М.С. в лице её законного представителя Кадоевой М.В. расходы, затраченные на приобретение восьми датчиков FreeStyle Libre системы флеш-мониторинга, в размере 35 920 рублей и обратить решение к немедленному исполнению.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 января 2022 года в удовлетворении исковых требований Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области, действующего в интересах несовершеннолетней Кадоевой М.С, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 23 августа 2022 года решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 января 2022 года отменено части отказа в удовлетворении иска Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области, действующего в интересах несовершеннолетней Кадоевой М.С, о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий. Принято в указанной части новое решение, которым исковые требования удовлетворены. С Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Кадоевой М.В. взысканы денежные средства в размере 35 920 рублей, затраченные на приобретение медицинских изделий (системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы: Freestyle Libre) для несовершеннолетней Кадоевой М.С. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Министерство здравоохранения Ульяновской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 23 августа 2022 года.
Заявителем жалобы обжалуется апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 23 августа 2022 года, которым удовлетворены исковые требования о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий, в связи с чем суд кассационной инстанции проверяет постановленные судебные акты лишь в указанной части.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, полагавшего апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 23 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Разрешая спор и отказывая прокурору в удовлетворении иска, заявленного в интересах несовершеннолетней Кадоевой М.С, суд первой инстанции исходил из того, что решения врачебной комиссией о необходимости применения Кадоевой М.С. по жизненным показаниям системы флеш-мониторинга не имеется, доказательств того, что применение несовершеннолетней Кадоевой М.С. системы флеш-мониторинга обусловлено жизненными показаниям, не представлено.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий, не согласился.
Отменяя решение суда в указанной части и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Судом установлено, что Кадоева М.С, 14 июня 2004 года рождения, является ребёнком-инвалидом, страдает инсулинозависимым диабетом первого типа, в связи с чем, наблюдается у врача-педиатра ГУЗ "Базарносызганская районная больница".
В период с 12 апреля 2021 года по 21 апреля 2021 года несовершеннолетняя Кадоева М.С, 14 июня 2004 года рождения, находилась на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ФГАОУВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации. В ходе госпитализации выполнено обследование в полном объеме, проведена коррекция инсулинотерапии, позволившая достичь улучшения состояния пациента. Рекомендовано рассмотреть вопрос о применении системы непрерывного мониторинга гликемии (Flash - мониторинг).
Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение Кадоевой М.С. НМГ FreeStyle Libre, с апреля 2021 не принимались.
Льготные рецепты на получение НМГ FreeStyle Libre ГУЗ "Базарносызганская районная больница" не выписывались.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
В разделе III данной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно при заболеваниях эндокринной системы.
В связи с нуждаемостью ребенка-инвалида в системе непрерывного мониторинга глюкозы родителями Кадоевой М.С. в период с августа по октябрь 2021 года приобретены за счет собственных средств указанные медицинские изделия в количестве 8 датчиков на сумму 35 920 рублей. Факт приобретения датчиков и несения расходов на указанную сумму документально подтверждается товарными и кассовыми чеками.
Судебная коллегия кассационной инстанции полагает выводы суда апелляционной инстанции о взыскания денежных средств в размере 35 920 рублей, затраченных на приобретение медицинских изделий необходимых Кадоевой М.С. по жизненным показаниям, правомерными.
Доводы кассационной жалобы о том, что медицинские изделия - сенсоры для системы непрерывного мониторинга не входят в перечень медицинских изделий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р "Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг" судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что инсулиновая помпа с системой круглосуточного мониторинга гликемии необходима для круглосуточного мониторинга уровня глюкозы в крови, которая приобретена за счет собственных средств родителей Кадоевой М.С. по жизненным показаниям, подлежащих возмещению с Министерства здравоохранения Ульяновской области.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными и не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
Иные, приведенные в кассационной жалобе доводы, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы суда апелляционной инстанции не опровергли.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 23 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Е.С. Уланова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.