N 88-1408/2023
19 января 2023 г. г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Никоновой О.И, рассмотрев кассационную жалобу Симоновой Л.В. на решение мирового судьи судебного участка N1 Тоцкого района Оренбургской области от 26 мая 2022 г. и апелляционное определение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 10 августа 2022 г. по гражданскому делу N 02-0696/101/2022 по иску Симоновой Л.В. к отделу образования администрации Тоцкого района Оренбургской области, администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области о взыскании денежных средств в качестве возмещения расходов по оплате за освещение,
УСТАНОВИЛ:
Симонова Л.В. обратилась к мировому судье с вышеназванным иском к отделу образования администрации Тоцкого района Оренбургской области, администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области, уточнив требования просила суд взыскать с администрации Тоцкого района Оренбургской области задолженность по компенсационным выплатам за электроэнергию и проценты за период с 1 марта 2019 г. по 31 марта 2022 г. в размере 4 444, 63 руб. В обоснование заявленных требований указала, что является учителем-пенсионером сельской местности и имеет право на получение компенсационных выплат на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Однако компенсационные выплаты за электроэнергию она получает не в полном объеме, что нарушает её права. Вместе с тем, согласно ответу Законодательного собрания Оренбургской области от 13 декабря 2021 г. NС-01/216, расчет компенсационных выплат производится по фактически понесенным расходам содержания, отопления и освещения на основании представленных квитанций. В отдел образования ею представлены все квитанции, однако выплаты за освещение ей произведены не в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования Оренбургской области, администрация муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области, в качестве соответчика привлечена администрация Тоцкого района Оренбургской области.
Решением мирового судьи судебного участка N1 Тоцкого района Оренбургской области от 26 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 10 августа 2022 г, исковые требования Симоновой Л.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Симонова Л.В. просит отменить решение мирового судьи от 26 мая 2022 г. и апелляционное определение от 10 августа 2022 г, вынести по делу новое решение, которым заявленные ею требования удовлетворить.
Отделом образования Администрации Тоцкого района Оренбургской области представлены возражения на кассационную жалобу, в которых ответчик просит решение мирового судьи судебного участка N1 Тоцкого района Оренбургской области от 26 мая 2022 г. и апелляционное определение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 10 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Симоновой Л.В.- без удовлетворения.
В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания. Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Симонова Л.В. является получателем страховой пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она осуществляла педагогическую деятельность МБОУ " "данные изъяты"".
Симонова Л.В. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес"
Как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, Симонова Л.В. имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Согласно справкам о расчетах за период с 1 марта 2019 г. по 31 марта 2022 г. электроэнергия оплачена истцом в размере, начисленном энергоснабжающей организацией.
Согласно справке, предоставленной отделом образования Администрации Тоцкого района Оренбургской области, за спорный период, истцу произведено возмещение расходов за электроэнергию в размере 3 983, 65 руб.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец полагала, что расходы за освещение должны быть компенсированы ей в полном объеме, исходя из фактически понесенных ею расходов.
Руководствуясь требованиями статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Закона Оренбургской области "О размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области", принятыми в его исполнение постановлениями Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 г. N178-п, от 9 июня 2017 г. N412-п, которые являются действующими, не отменены, недействительными не признаны, учитывая, что федеральным законодателем субъекту Российской Федерации -Оренбургской области предоставлено право самостоятельно определять размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, мировой судья пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, при этом исходил из того, что объем электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, занимаемого педагогическим работником, определен по формуле, установленной методикой распределения субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования для возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и областных образовательных учреждений, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 9 июня 2017 г. N412-п.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Признавая выводы мирового судьи законными и обоснованными, суд апелляционной инстанции исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
На территории Оренбургской области порядок предоставления указанных мер социальной поддержки урегулирован положениями Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. N 1834/378-IV-ОЗ "О размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области".
В соответствии со статей 2 указанного Закона Оренбургской области размер компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, определяется исходя из следующих условий: тарифов на оплату жилого помещения (услуг по найму жилого помещения, а также услуг и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения; размера площади жилых помещений, занимаемых руководителем, заместителем руководителя, руководителем структурного подразделения, заместителем руководителя структурного подразделения образовательной организации, педагогическим работником; объема потребляемых услуг отопления, определяемого по показаниям прибора учета по отпуску энергоресурсов для отопления жилого помещения, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденных в установленном порядке (в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления); объема потребляемых услуг электроснабжения для освещения жилого помещения, определяемого по прибору учета, но не выше потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Оренбургской области.
Во исполнение Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1834/378-IV-ОЗ постановлением Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 г. N178-П утвержден порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет.
В соответствии с п.3 указанного Порядка компенсации подлежат расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения в соответствии со структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленной статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. N 1834/378-IV-ОЗ, постановления Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 г. N 178-п постановлением Правительства Оренбургской области от 9 июня 2017 г. N412-п утверждена методика определения размера компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, согласно приложению.
В соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 9 июня 2017 г. N412-п размер компенсации расходов на оплату освещения педагогическим работникам производится в том числе с учетом объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, занимаемого педагогическим работником, определяется по формуле, указанной в п.2 названной методики.
Проанализировав вышеизложенные нормы права, установив, что расчет компенсации расходов за электроэнергию Симоновой Л.В. за спорный период выполнен в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 9 июня 2017 г. N412-п Методикой, объем электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, занимаемого истцом, определен по формуле, установленной вышеуказанной Методикой, суд апелляционной инстанции признал обоснованными выводы мирового судьи о том, что оснований для возложения на ответчиков обязанности по возмещению Симоновой Л.В. расходов на освещение в полном объеме исходя из фактически понесенных ею расходов, не имеется.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что рассмотрение дела судом апелляционной инстанции 10 августа 2022 г. не было отложено, в связи невозможностью явки в судебное заседание, о чем суд апелляционной инстанции был уведомлен телефонограммой от 5 августа 2022 г, не могут являться основанием для отмены по существу правильного судебного постановления.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
Судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы, назначенное на 10 августа 2022 г. в 11 час. 00 мин. проведено в отсутствие заявителя, поскольку в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении Симоновой Л.В. о рассмотрении дела (уведомление о вручении судебного извещения). Заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, с приложением документов, подтверждающих уважительность причин неявки в судебное заседание в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.
Иные доводы кассационной жалобы Симоновой Л.В. аналогичны доводам истца, указанным в иске и в апелляционной жалобе, являлись предметом надлежащей оценки суда первой и апелляционной инстанции, с которыми суд кассационной инстанции соглашается.
Изложенные в жалобе обстоятельства не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащих применению к спорным правоотношениям норм федерального и регионального законодательства, регламентирующих предоставление мер социальной поддержки с учетом фактических обстоятельств данного дела.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N1 Тоцкого района Оренбургской области от 26 мая 2022 г. и апелляционное определение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 10 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Симоновой Л.В. - без удовлетворения.
Судья О.И. Никонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.