Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Бросовой Н.В, Петровой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГКУ Республики Марий Эл "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 11 октября 2022 г. по гражданскому делу N 2-3223/2022 по иску Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл" к ФИО1 о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ГКУ РМЭ "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл" обратилось в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на ненадлежащее выполнение ответчиком обязательств по программе социальной адаптации на основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 года N 442 "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл". Так, в нарушение п. 23 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, утвержденного постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 года N 442, ответчик существенно нарушила условия социального контракта, а именно ею были представлены чеки на товар, который не был предусмотрен бизнес-планом.
Истец просил взыскать с ответчика денежные средства в размере 100044 руб.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 11 октября 2022 г. ГКУ РМЭ "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл" в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь незаконность и необоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанции, просит отменить принятые по делу решение и апелляционное определение, направить гражданское дело на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (часть 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 N 178-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 N 178-ФЗ раскрывается понятие социального контракта. Так социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8.1 указанного Федерального закона к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относится осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Как следует из части 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 N 442 утверждены Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, Перечень мероприятий программы социальной адаптации.
Согласно Порядку, утверждённому постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 N 442 (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) при принятии решения о назначении государственной социальной помощи подлежит согласованию программа социальной адаптации. (пункт 17).
В соответствии с пунктом 18 Порядка в программе социальной адаптации указываются мероприятия, обязательные для реализации семьей (гражданином): а) поиск работы; б) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; в) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; г) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
Согласно подпункту "а" пункта 25 Порядка действие социального контракта прекращается в случаях: а) невыполнения семьей (гражданином) обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по вине семьи (гражданина); б) выявления фактов, свидетельствующих об отсутствии у семьи (гражданина) права на оказание государственной социальной помощи; в) смерть гражданина (всех совершеннолетних членов семьи) или признание их умершими (безвестно отсутствующими), недееспособными (ограниченно дееспособными) по решению суда, вступившему в законную силу; г) добровольного отказа семьи (гражданина) от государственной социальной помощи, выразившегося в подаче соответствующего заявления.
При прекращении действия социального контракта возврату подлежат: в случае прекращения действия социального контракта по основанию, указанному в подпункте "а" настоящего пункта, - денежные средства, выделенные на реализацию невыполненных мероприятий программы социальной адаптации;
в случае прекращения действия социального контракта по основаниям, указанным в подпунктах "б" и "г" настоящего пункта, - денежные средства, выделенные на реализацию мероприятий программы социальной адаптации, в полном объеме.
В течение 10 календарных дней со дня выявления фактов, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 25 настоящего Порядка, учреждением принимается решение о прекращении действия социального контракта с указанием суммы денежных средств, подлежащих возврату, которое направляется (вручается) семье (гражданину). Денежные средства подлежат возврату в течение 10 рабочих дней со дня получения семьей (гражданином) уведомления о необходимости возврата денежных средств. В случае отказа семьи (гражданина) от возврата денежных средств они подлежат взысканию в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.(пункт 26 Порядка).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 02 февраля 2022 года, на основании заявления ответчика, истцом в отношении семьи ФИО1 принято решение N 1 454 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
По условиям заключённого со ФИО1 02 февраля 2021 года социального контракта N 42, со сроком действия по 01 февраля 2022 года, ответчик приняла на себя обязательства осуществлять мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации и осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность, в том числе приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Центр социальной поддержки населения подтверждающие документы.
Согласно программе социальной адаптации ответчик должна была приобрести следующие средства: моющий пылесос для химчистки мягкой мебели - 2 шт. (125970 руб.), пылесос для сухой чистки мебели, стен, пола, ковров - 2 шт. (25960 руб.), парогенератор (83960 руб.), пароочиститель (14110 руб.).
Как следует из пункта 3 контракта Центр взял на себя обязательство предоставить ответчику государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, предоставляется в виде единовременной денежной выплаты в размере 250000 руб.
Платежным поручением N 654783 от 12 августа 2021 года ответчику была перечислена денежная сумма 250000 руб.
ФИО1 ежемесячно представлялись отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации: 5 марта 2021 года - открытие индивидуальной предпринимательской деятельности, (открытие) 5 апреля 2021 года - осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (прохождение обучения), 5 мая 2021 года - покупка моющего пылесоса (кассовый чек на сумму 125960 руб.), 5 июня 2021 года - покупка пароочистителя и пылесоса (кассовый чек на сумму 21586 руб.), 5 июля 2021 года - покупка пылесосов (чеки на сумму 5018 руб. и 5018 руб.).
06 сентября 2021 года отправлен отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации.
03 марта 2022 года истец направил ответчику уведомление о возврате в бюджет Республики Марий Эл неосвоенной суммы в размере 100044 руб, поскольку при проверке прилагаемых документов по отчетам не были приняты чеки по товарам, которые не были заявлены в Бизнес плане и не утверждены программой социальной адаптации: Пылесос (WD 2* EU) в количестве И шт. на сумму 5018 руб, пароочиститель (SC 4 EasyFix Premium) в количестве 1 шт. на сумму 17243 руб, сушильная машина LG в количестве 1 шт. на сумму 69579 руб, утюг в количестве 1 шт. на сумму 3394 руб, хозяйственный пылесос WD 3 Car Vac в количестве 1 шт. на сумму 6968 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для взыскания денежных средств с ответчика, поскольку решение о прекращении действия социального контракта не принималось, истцом нарушен порядок взыскания денежных средств; цель программы ответчиком выполняется, приобретенный товар соответствует предпринимательской деятельности ответчика.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, указал, что приобретение товара с расхождением по количеству и наименованию не свидетельствует о невыполнении программы социальной адаптации в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы жалобы о том, что в установленные социальным контрактом сроки ФИО1 взятые на себя обязательства выполнены не были, денежная выплата по социальному контракту должна использоваться только по целевому назначению, окончание срока действия договора (контракта) не освобождает стороны от ответственности за его нарушение, об обоснованности заявленных исковых требований о возврате денежных средств, в размере 100044 рубля, использованных ФИО1 не по целевому назначению, не реализованных в период действия социального контракта, выводов суда не опровергают.
Вопреки доводам заявителя жалобы нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 11 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГКУ Республики Марий Эл "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл" - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Н.В. Бросова
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.