Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Кириченко А. Д, Арзамасовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 04 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 08 сентября 2022 г. по гражданскому делу N 2-1830/2022 по иску Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл" к ФИО1 о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл" (далее-ГКУ РМЭ "Центр соцподдержки в г. Йошкар- Оле") обратилось в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что по социальному контракту, заключенному с ответчиком, истец предоставил ответчику государственную социальную помощь по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб. Ответчик в свою очередь принял на себя обязательства осуществлять мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации и осуществлять предпринимательскую деятельность. ФИО1 в установленные контрактом сроки не были выполнены обязательства по социальному контракту, а именно не представлены документы, подтверждающие расходование выделенных денежных средств на реализацию мероприятий, предусмотренных контрактом, а также доказательства выхода из трудной жизненной ситуации, что явилось основанием обращения в суд о взыскании денежных средств.
Истец просил взыскать с ФИО1 денежные средства в размере 250 000 руб.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 04 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 08 сентября 2022 г. заявленный ГКУ РМЭ "Центр соцподдержки в г. Йошкар- Оле" иск удовлетворён частично.
Суд постановил:"Взыскать с ФИО1 в пользу государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл" денежные средства в размере 130 210 руб.
Взыскать с ФИО1 в местный бюджет расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 804, 20 руб.".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, просит отменить обжалуемые судебные акты, вынести иной судебный акт, производство по делу прекратить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 09 сентября 2020 года ФИО1 обратилась в ГКУ Республики Марий Эл "Центр соцподдержки в г. Йошкар-Оле" с заявлением о предоставлении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты.
14 сентября 2020 года между ГКУ Республики Марий Эл "Центр соцподдержки в г. Йошкар-Оле" и ФИО1 заключен социальный контракт N 862 по оказанию государственной социальной помощи для реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Решением ГКУ Республики Марий Эл "Центр соцподдержки в г. Йошкар-Оле" N 1109 от 14 сентября 2020 года ФИО1 назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта.
ФИО1 в ГКУ Республики Марий Эл "Центр соцподдержки в г. Йошкар-Оле" предоставлен бизнес план, а именно, технико-экономическое обоснование проекта "Предоставление услуг дизайна студии ФИО1 для населения Республики Марий Эл". Стоимость проекта 250 000 руб.
Согласно условиям Программы социальной адаптации, утвержденной 14 сентября 2020 года, ГКУ Республики Марий Эл "Центр соцподдержки в г. Йошкар-Оле" предоставляет ФИО1 государственную социальную помощь по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб.
Программой социальной адаптации предусмотрена смета затрат на приобретение техники: ноутбука "MacBook Pro 13 with Retina display and Touch Bar Mid 2019 Silver MUHP 2", стоимостью 101 000 руб.; фотоаппарата "Nikon D7200 kit 18-140", стоимостью 59 000 руб.; МФУ "KYOCERA ECOSYS М8124 cidn", стоимостью 90 000 руб.
Срок действия социального контракта установлен с 14 сентября 2020 года по 13 сентября 2021 года.
В соответствии с пунктом 2.1.2. социального контракта ФИО1 обязана:
зарегистрироваться (встать на учет) в установленном законодательством РФ порядке для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности;
приобрести в период действия социального контракта основные средства для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить в Центр социальной поддержки населения подтверждающие документы;
осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта с предоставлением соответствующих сведений в Центр социальной поддержки населения;
представлять по запросу Центра социальной поддержки населения сведения об осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности в течение 3 лет со дня окончания срока действия социального контракта;
по истечении срока действия социального контракта представить в Центр социальной поддержки населения, подтверждающие документы по повышению денежных доходов (налоговую декларацию, книгу учета доходов и расходов).
В силу пункта 2.1.2 контракта получатель меры социальной поддержки обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости возврата денежных средств.
Платежным поручением от 19 октября 2020 года ГКУ Республики Марий Эл "Центр соцподдержки в г. Йошкар-Оле" перечислил ФИО1 денежные средства в размере 250 000 руб, которые она получила 21 октября 2020 года.
30 декабря 2020 года ФИО1 встала на учёт в качестве индивидуального предпринимателя и далее осуществляла предпринимательскую деятельность
В период действия социального контракта ФИО1 было приобретено основное средство для осуществления предпринимательской деятельности - ноутбук "MacBook Pro 13 with Retina display and Touch Bar Mid 2019 Silver MUHP 2", стоимостью 119790 руб.
Согласно представленным кассовым чекам 14 сентября 2021 года ФИО1 были приобретены системная камера SONY Alpha ILCE- 6400LB Kit 16-50mm Black стоимостью 87 999 руб, МФУ Xerox DocuCentre SC2020, стоимостью 99 199 руб.
31 января 2022 г. ГКУ Республики Марий Эл "Центр соцподдержки в г. Йошкар-Оле" направило ФИО1 уведомление о возврате денежных средств в размере 250 000 руб. Основанием для возврата послужило неосвоение ответчиком денежных средств на приобретение техники для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности по выходу из трудной жизненной ситуации. Ноутбук был приобретен у ИП Черного В.М, который не осуществляет деятельность по продаже техники, а приобретенные фотоаппарат и МФУ не могут быть учтены, поскольку были приобретены по окончанию срока социального контракта.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что системная камера SONY Alpha ILCE-6400LB Kit 16-50mm Black стоимостью 87 999 руб. и МФУ Xerox DocuCentre SC2020 стоимостью 99 199 руб. были приобретены ФИО1 по истечении срока действия социального контракта, а также с нарушением требований программы социальной адаптации в части наименования техники.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (часть 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 N 178-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 N 178-ФЗ раскрывается понятие социального контракта. Так социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 N 442 утверждены Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, Перечень мероприятий программы социальной адаптации.
Согласно Порядку, утверждённому постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 N 442 9 в редакции, на дату возникновения спорных правоотношений) при принятии решения о назначении государственной социальной помощи подлежит согласованию программа социальной адаптации. (пункт 17).
В соответствии с пунктом 18 Порядка в программе социальной адаптации указываются мероприятия, обязательные для реализации семьей (гражданином): а) поиск работы; б) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; в) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; г) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
Как следует из пункта 25 Порядка действие социального контракта прекращается в случаях: а) невыполнения семьей (гражданином) обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по вине семьи (гражданина); б) выявления фактов, свидетельствующих об отсутствии у семьи (гражданина) права на оказание государственной социальной помощи; в) смерть гражданина (всех совершеннолетних членов семьи) или признание их умершими (безвестно отсутствующими), недееспособными (ограниченно дееспособными) по решению суда, вступившему в законную силу; г) добровольного отказа семьи (гражданина) от государственной социальной помощи, выразившегося в подаче соответствующего заявления.
При прекращении действия социального контракта возврату подлежат:
в случае прекращения действия социального контракта по основанию, указанному в подпункте "а" настоящего пункта, - денежные средства, выделенные на реализацию невыполненных мероприятий программы социальной адаптации;
в случае прекращения действия социального контракта по основаниям, указанным в подпунктах "б" и "г" настоящего пункта, - денежные средства, выделенные на реализацию мероприятий программы социальной адаптации, в полном объеме.
В соответствии с пунктом 26 Порядка в течение 10 календарных дней со дня выявления фактов, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 26 настоящего Порядка, учреждением принимается решение о прекращении действия социального контракта с указанием суммы денежных средств, подлежащих возврату, которое направляется (вручается) семье (гражданину). Денежные средства подлежат возврату в течение 10 рабочих дней со дня получения семьей (гражданином) уведомления о необходимости возврата денежных средств. В случае отказа семьи (гражданина) от возврата денежных средств они подлежат взысканию в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом Порядком предусмотрено, что возврат выделенных денежных средств допускается в случае прекращения действия социального контракта из-за невыполнения семьей (гражданином) обязательств, предусмотренных социальным контрактом только в случае наличия вины в этом семьи (гражданина). Процедура прекращения контракта установлена пунктом 26 Порядка.
В нарушение части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены неправильно, поскольку сам по себе только факт приобретения ФИО1 необходимого для осуществления предпринимательской деятельности оборудования по истечении срока действия социального контракта, а также с нарушением требований программы социальной адаптации в части наименования техники, не может являться безусловным основанием для взыскания выделенных при заключении социального контракта денежных средств.
Кроме того, суду следовало установить правовую природу произведённых ответчику на основании социального контракта выплат, так как с учётом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм, при отсутствии признаков недобросовестности, могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Суд апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской повторно рассматривающий дело, рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указанные нарушения не устранил.
При таких обстоятельствах принятые по делу решение и апелляционное определение судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции признает незаконными. Они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов ФИО1 что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 04 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 08 сентября 2022 г. отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи А.Д. Кириченко
Л.В. Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.