Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Бросовой Н.В, Федотовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 18 октября 2022 г. по гражданскому делу N 2-2244/2022 по иску прокурора Железнодорожного района города Ульяновска в интересах Клементьева Александра Михайловича к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, позицию старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации- Сальникова А.А, полагавшего доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд в интересах Клементьева Александра Михайловича к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлено, что право Клементьева А.М. на предоставление мер государственной социальной поддержки нарушено. Клементьев А.М. является инвалидом 1 группы, инвалидность установлена бессрочно. В соответствии с индивидуальной реабилитации или абилитации инвалида от 07 июня 2021 N Клементьев А.М. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации. Согласно представленной ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ информации заявление Клементьева А.М. на обеспечение ортопедической обувью на протезы при двусторонней ампутации нижних конечностей зарегистрировано 17 сентября 2021, заявление на обеспечение креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес) зарегистрировано 22 ноября 2021, однако до настоящего времени указанными TCP Клементьев А.М. не обеспечен. Прокурор просил суд обязать ответчика обеспечить Клементьева А.М, указанными средствами TCP, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Судом к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 мая 2022 г. исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска в интересах Клементьева Александра Михайловича к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации удовлетворены. На Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить Клементьева Александра Михайловича техническим средством реабилитации: костыли с опорой под локоть с устройством противольскольжения (2 шт.); опора в кровать металлическая (1 шт.); поручни (перила) для самоподнимания угловые (2 шт.); поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные) (4 шт.); кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) (1шт.); кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) (1шт.); протез голени для купания (2 шт.); протез голени модульный, в том числе при недоразвитии (2 шт.); чехол на культю голени хлопчатобумажный (2 шт.); чехол на культю голени шерстяной (2 шт.); чехол на культю голени из полимерного материала (силиконовый) (2 шт.); ортопедическая обувь на протезы при двусторонней ампутации нижних конечностей (пара) (1 шт.); ортопедические брюки (1 шт.); кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) (1 шт.), в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации инвалида N от 07 июня 2021. Этим же судебным постановлением с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Клементьева Александра Михайловича взыскана компенсация морального вреда в размере 3000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 18 октября 2022 г. решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 мая 2022 года изменено, исключены из перечня технических средств реабилитации, которыми подлежит обеспечению Клементьев Александр Михайлович: костыли с опорой под локоть с устройством противольскольжения (2 шт.); опора в кровать металлическая (1 шт.); поручни (перила) для самоподнимания угловые (2 шт.); поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные) (4 шт.); кресло- коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) (1шт.); кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей- инвалидов) (1шт.); протез голени для купания (2 шт.); протез голени модульный, в том числе при недоразвитии (2 шт.); чехол на культю голени хлопчатобумажный (2 шт.); чехол на культю голени шерстяной (2 шт.); чехол на культю голени из полимерного материала (силиконовый) (2 шт.); ортопедические брюки (1 шт.). В остальной части апелляционная жалоба Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оставлена без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания по уважительной причине не просили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Клементьев А.М. является инвалидом 1 группы, инвалидность установлена бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 07 июня 2021 N Клементьев А.М. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе ортопедической обувью на протезы при двусторонней ампутации нижних конечностей (пара) (1 шт.) с 04 июня 2021; креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес) (1 шт.) с 04 июня 2021. На период рассмотрения дела в суде первой инстанции Клементьев А.М. указанными TCP не обеспечен.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Клементьева А.М, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Порядком обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240, пришел к выводу, что гарантированное государством право Клементьева А.М. на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации инвалида нарушено в связи с непредставлением до настоящего времени ортопедической обуви на протезы при двусторонней ампутации нижних конечностей (пара) (1 шт.); кресла-стула с санитарным оснащением (без колес) (1 шт.).
В связи с этим, суд первой инстанции удовлетворил требования прокурора в интересах Клементьева А.М. о возложении на ответчика обязанности обеспечить его ортопедической обувью на протезы при двусторонней ампутации нижних конечностей (пара) (1 шт.); кресло-стулом с санитарным оснащением (без колес) (1 шт.).
Удовлетворяя требования о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 1069, 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что действиями Ульяновского регионального отделения ФСС РФ, не принявшего надлежащих мер к своевременному обеспечению Клементьева А.М. техническими средствами реабилитации, нарушены личные неимущественные права истца (право на социальную защиту), тем самым ему причинен моральный вред (физические и нравственные страдания).
При определении размера компенсации морального вреда суд принял во внимание обстоятельства, при которых был причинен вред, возраст истца, его инвалидность, необходимость в технических средствах реабилитации, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в связи с чем, с учетом требований разумности и справедливости пришел к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 3000 руб.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем, суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции в части обязания ответчика обеспечить Клементьева А.М. следующими техническим средствами реабилитации: костыли с опорой под локоть с устройством противольскольжения (2 шт.); опора в кровать металлическая (1 шт.); поручни (перила) для самоподнимания угловые (2 шт.); поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные) (4 шт.); кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) (1шт.); кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) (1шт.); протез голени для купания (2 шт.); протез голени модульный, в том числе при недоразвитии (2 шт.); чехол на культю голени хлопчатобумажный (2 шт.); чехол на культю голени шерстяной (2 шт.); чехол на культю голени из полимерного материала (силиконовый) (2 шт.); ортопедические брюки (1 шт.).
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что прокурор требования в отношении данного перечня TCP не заявлял, что подтверждено текстом искового заявления, а сообщением ГУ УРОФСС РФ (л.д.17-19) подтверждено, что Клементьев А.М. обеспечен данными TCP. В связи с изложенным суд апелляционной инстанции решение суда изменил, исключив вышеуказанные TCP из перечня технических средств реабилитации, которыми должен быть обеспечен Клементьев А.М.
Сомнений в законности выводов судов не имеется.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
К техническим средствам реабилитации инвалидов в силу статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).
В соответствии с п.9, 23 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 N2347-р (в редакции от 21 декабря 2019), ортопедическая обувь и кресла-стулья с санитарным оснащением относятся к техническим средствам, предоставляются инвалидам с освобождением от платы.
Во исполнение указанных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган). При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).
В силу п.5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению "техническим средством (изделием). При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида, (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абзац второй пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
Поскольку ответчик своевременно не исполнил возложенные на него обязанности по предоставлению инвалиду средств реабилитации, выводы судов о возложении на Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности обеспечить Клементьева А.М. техническими средствами реабилитации - ортопедической обувью на протезы при двусторонней ампутации нижних конечностей (пара) (1 шт.); кресло-стулом с санитарным оснащением (без колес) (1 шт.), взыскании денежной компенсации морального вреда, являются обоснованными.
Несогласие заявителя с установленными судами обстоятельствами, на основании которых суды пришли к выводу об удовлетворении иска, не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец, в силу норм действующего законодательства, мог приобрести ТСР за счет собственных средств с последующей выплатой ему компенсации, мнение заявителя о том, что выплата компенсации морального вреда повлияет на сокращение бюджетных средств, ссылки кассатора на отсутствие причинно-следственной связи между непредставлением ТСР и моральными страданиями истца, не опровергают выводов суда о том, что в результате виновного бездействия ответчика истцу причинен моральный вред.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку не предоставлением необходимых ТСР ответчик нарушил личные неимущественные права истца.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 20 мая 2022 г. в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 18 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации- без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Г. Непопалов
Судьи: Н.В. Бросова
Е.В. Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.