Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кириченко А.Д, судей Тарасовой С.М, Осиповой С.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Картошкиной С.Л. на решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 08 июня 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 07 сентября 2022 года по гражданскому делу N 2-324/2022 по иску Картошкиной С.Л. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике и МБОУ Безменшурская СОШ о признании незаконным решения пенсионного органа и включении в специальный стаж периодов работы.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Картошкина С.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республик (далее - ОПФР по Удмуртской Республике) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указала, что 20.12.2020г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19. ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решением Управления N от 17.02.2021г. в назначении данной пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа, который установлен ответчиком 22 года 11 месяцев 11 дней. При этом ответчик не включил в подсчет педагогического стажа следующие периоды: с 17.08.1993г. по 31.12.1993г, с 16.01.1996 г. по 31.12.1996г, с 01.01.2003г. по 25.08.2004г. - работа в должности старшей пионервожатой и организатора, которую она совмещала с выполнением учительской нагрузки в общеобразовательной школе сельской местности; с 09.11.2009г. по 13.11.2009г, с 09.03.2010г. по 16.03.2010г, с 11.05.2010г. по 14.05.2010г, с 12.10.2020г. по 14.10.2020г. - периоды нахождения на курсах повышения квалификации; с 27.05.2013г. по 15.06.2013г, с 09.01.2014г. по 01.02.2014г, с 26.05.2014г. по 19.06.2014г, с 12.01.2015г. по 05.02.2015г, с 18.05.2015г. по 11.06.2015г, с 11.01.2016г. по 04.02.2016г, с 04.04.2016г. по 01.05.2016г. - периоды нахождения в учебных отпусках. Полагая необоснованным исключение указанных периодов из подсчета специального стажа, истец просила признать незаконным решение Управления N от 17.02.2021г. об отказе в установлении пенсии, обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж для досрочного назначения пенсии вышеуказанные спорные периоды, признать за ней право на получение пенсии с 23.09.2019г. и обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную пенсию с 30.12.2020г.
Решением Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 08 июня 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 07 сентября 2022 года, исковые требования удовлетворены частично.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по УР возложена обязанность включить Картошкиной С.Л. в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости: период работы в качестве старшей пионервожатой в Муркозь-Омгинской средней школе с 17.08.1993 по 30.09.1993 года; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.11.2009 по 13.11.2009, с 09.03.2010 по 16.03.2010, с 11.05.2010 по 14.05.2010, с 12.10.2020 по 14.10.2020; периоды нахождения в учебных отпусках с 27.05.2013 по 15.06.2013, с 09.01.2014 по 01.02.2014, с 26.05.2014 по 19.06.2014, с 12.01.2015 по 05.02.2015, с 18.05.2015 по 11.06.2015, с 11.01.2016 по 04.02.2016, с 04.04.2016 по 01.05.2016. В остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец Картошкина С.Л. оспаривает правомерность выводов судов об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, считая, что имеются правовые основания для включения в стаж ее педагогической деятельности периодов ее работы с 01.10.1993г. по 31.12.1993г, с 16.01.1996г. по 31.12.1996г, с 01.01.2003г. по 25.08.2004г. в должности старшей пионервожатой и организатора детского движения в Безменшурской средней школе, совмещаемую с выполнением учительской нагрузки, и наличии у нее права на досрочное пенсионное обеспечение с 23.09.2019г.
Ответчиком Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике представлены возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании стороны не присутствовали, извещены надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части не допущено.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по заявлению Картошкиной С.Л. от 30.12.2020г. решением ответчика N от 17.02.2021г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", специальный стаж зачтён ответчиком в количестве 22 года 11 месяцев 11 дней.
При этом ответчик не включил в педагогический стаж истицы периоды ее работы в должности старшей пионервожатой и организатора детского движения в Безменшурской средней школе с 17.08.1993г. по 31.12.1993г, с 16.01.1996 г. по 31.12.1996г, с 01.01.2003г. по 25.08.2004г, в которые она также имела учебную нагрузку учителя без занятия при этом штатной должности учителя; периоды нахождения на курсах повышения квалификации - с 09.11.2009г. по 13.11.2009г, с 09.03.2010г. по 16.03.2010г, с 11.05.2010г. по 14.05.2010г, с 12.10.2020г. по 14.10.2020г.; периоды нахождения в учебных отпусках - с 27.05.2013г. по 15.06.2013г, с 09.01.2014г. по 01.02.2014г, с 26.05.2014г. по 19.06.2014г, с 12.01.2015г. по 05.02.2015г, с 18.05.2015г. по 11.06.2015г, с 11.01.2016г. по 04.02.2016г, с 04.04.2016г. по 01.05.2016г.
Отказ в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с исключением указанных периодов из специального стажа послужил поводом обращения Картошкиной С.Л. в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд, придя к выводу о незаконности решения пенсионного органа в части исключения из специального стажа истицы периода ее работы с 17.08.1993г. по 30.09.1993г. в должности старшей пионервожатой в средней школе, периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках, а также установив отсутствие у истицы на дату ее обращения в пенсионный орган права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исковые требования Картошкиной СЛ. удовлетворил частично.
В указанной части решение суда не обжалуется и предметом кассационной проверки не является.
Отказывая во включении в стаж педагогической деятельности истца периодов работы с 01.10.1993г. по 31.12.1993г, с 16.01.1996г. по 31.12.1996г, с 01.01.2003г. по 25.08.2004г. в должности старшей пионервожатой и организатора детского движения в Безменшурской средней школе, совмещаемую с выполнением учительской нагрузки, суд первой инстанции исходил из того, что Картошкина С.Л. в спорный период занимала штатную должность старшей пионервожатой и организатора детского движения, занятие штатной должности учителя документально не подтверждено, ведение неполной учебной нагрузки при занятии должности старшего пионервожатого и организатора детского движения, не предусмотренных Списком N463Списком N781, работа по которым не входит в специальный стаж, не может являться гарантией по стажу педагогического работника, работающего в сельской местности, независимо от учебной нагрузки.
Установив, что с включением иных периодов в специальный стаж истца, не имеется требуемой законом 25 летней продолжительности педагогического стажа на дату обращения в пенсионный орган 30.12.2020 года, суд пришел к выводу, что истец правом на назначение льготной пенсии не обладает.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклонив апелляционную жалобу истца.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
Частью 8 статьи 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Абзацем 4 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых перестала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения иных периодов деятельности, в том числе работы в должности штатных пионервожатых, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Как установлено судом, согласно записей трудовой книжки, приказов работодателя Картошина С.Л. в спорные периоды с 01.10.1993г. по 31.12.1993г, с 16.01.1996г. по 31.12.1996г. значится работающей в должности старшей пионерской вожатой Безменшурской средней школы, а в период с 01.01.2003г. по 25.08.2004г. - в должности организатора детского движения в данном образовательном учреждении.
Также судом установлено, что в период работы в указанных должностях истец также имела педагогическую нагрузку по должности учителя, не занимая при этом штатную должность преподавателя, что подтверждено представленными в материалы дела приказами работодателя, тарификационными списками и карточками-справками.
В соответствии с пунктами 4, 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. Работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Списком N781 и Списком N463 должности "старшей пионерской вожатой" и "организатора детского движения" не предусмотрены.
Поскольку согласно Спискам, в том числе Списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности засчитываются периоды работы в школах всех наименований в должностях, перечисленных в Списке. То есть условием применения данного Списка является выполнение работы за ставку заработной платы (должностной оклад) учителя, то есть занятие штатной должности учителя. Ведение в период работы старшей вожатой и организатора детского движения учебной нагрузки без занятия штатной должности учителя на полную ставку, таким образом, не дает права на льготное пенсионное обеспечение, а факт работы истца в сельской школе без выполнения условий о педагогической нагрузке за полную ставку заработной платы учителя, таким образом, не имеет правого значения для разрешения настоящего спора.
Ввиду чего выводы судов об отсутствии оснований для включения в стаж педагогической деятельности указанных периодов, поскольку истец не работала по должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, является правомерным и соответствующим установленным фактическим обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы в указанной части обоснованными признаны быть не могут, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Также являются верными выводы судов о том, что по спорному периоду Картошкиной С.Л, имевшему место после ее регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, с 01.01.2003г. по 25.08.2004г. работодателем не представлены сведения о льготном характере работы, что препятствует включению данного периода в стаж педагогической деятельности для льготного назначения пенсии в силу статьи 14 Федерального закона N400-ФЗ которыми установлено, что подтверждение страхового стажа по периодам, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Доказательства, опровергающие достоверность данных сведений, по указанным выше причинам, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку специальный стаж педагогической деятельности истца на дату обращения в пенсионный орган и с учетом периода работы, включенного решением суда в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии не достиг требуемой продолжительности 25 лет, у суда первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для выводов о наличии у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и незаконности оспариваемого решения в этой части.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит доводы кассационной жалобы, таким образом, несостоятельными и не усматривает оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
В целом доводы кассационной жалобы приводились истцом ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены судами по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и ошибочное толкование норм материального права.
Несогласие истца с выводами судебных инстанций, не может являться основанием для их отмены, поскольку в указанной части нормы материального права применены верно, в соответствии с установленными по делу фактическими обстоятельствами.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 08 июня 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 07 сентября 2022 года- оставить без изменения, кассационную жалобу Картошкиной С.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Д. Кириченко
Судьи С.М. Тарасова
С.К. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.