Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Елисеевой К.А. по доверенности Ермаковой М.М. на решение Кировского районного суда Ставропольского края от 17 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 августа 2022 г. по административному делу N 2а-581/2022 по административному исковому заявлению Елисеевой К.А. к администрации Кировского городского округа Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным и отмене постановления администрации Кировского городского округа Ставропольского края от 24 февраля 2022 г. N 277 "Об исключении молодой семьи Елисеевой К.А. из числа нуждающихся в жилом помещении и из состава участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации Кировского городского округа Ставропольского края Яковенко И.В, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Елисеева К.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Кировского городского округа Ставропольского края (далее также - администрация), Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края (далее также - министерство) о признании незаконным и отмене постановления администрации Кировского городского округа Ставропольского края от 24 февраля 2022 г. N 277 "Об исключении молодой семьи Елисеевой К.А. из числа нуждающихся в жилом помещении и из состава участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указала на то, что 18 октября 2019 г..ее семья признана участником основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и муниципальной программы Кировского городского округа Ставропольского края "Обеспечение жильем молодых семей", 29 ноября 2019 г..она приобрела жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", с использованием кредитных средств. 8 февраля 2022 г..административный истец получила уведомление администрации N о том, что в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты ей отказано на том основании, что 1/3 доля жилого дома приобретена у близкого родственника административного истца, ее матери Елисеевой Л.И. Постановлением администрации Кировского городского округа Ставропольского края от 24 февраля 2022 г..N 277 ее семья исключена из числа нуждающихся в жилом помещении и из состава участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг".
Считая указанное постановление незаконным, просила его отменить, на администрацию Кировского городского округа Ставропольского края возложить обязанность восстановить ее семью в числе нуждающихся в жилом помещении в составе участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и муниципальной программы Кировского городского округа Ставропольского края "Обеспечение жильем молодых семей", учитывая очередность подачи заявления на участие в программе с момента постановки на очередь с 18 октября 2019 г..; на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края и администрацию Кировского городского округа Ставропольского края возложить обязанность предоставить молодой семье социальную выплату.
Решением Кировского районного суда Ставропольского края от 17 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 августа 2022 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Шпаковский районный суд 2 ноября 2022г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 29 ноября 2022 г, представитель Елисеевой К.А. по доверенности Ермакова М.М. просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и норм процессуального права, указывая на отсутствие оснований, предусмотренных в части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации; Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат установлен запрет на приобретение жилья у близких родственников как целого объекта, а не доли, в данном случае субсидия, направляемые на приобретение жилья, перечисляется в банк для погашения жилищного кредита, а не в погашение обязательства перед продавцом; пункт 38 Правил, действовавший на момент заключения административным истцом кредитного договора не устанавливал запрета на использование социальной выплаты для приобретения жилого помещения у близких родственников.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации Кировского городского округа Ставропольского края Яковенко И.В, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации Кировского городского округа Ставропольского края от 11 октября 2019 г. N Елисеева К.А, в составе семьи (она и супруг Шиша К.А.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Постановлением администрации Кировского городского округа Ставропольского края от 18 октября 2019 г. N 2026 семья Елисеевой К.А. включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг".
Постановлением администрации Кировского городского округа Ставропольского края от 24 февраля 2022 г. N 277 семья Елисеевой К.А. исключена из числа нуждающихся в жилом помещении и из состава участников указанной подпрограммы.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав нормы, регулирующие спорные правоотношения, установив, что Елисеевой К.А. по договору купли-продажи от 26 ноября 2019 г. приобретен жилой дом, площадью "данные изъяты" кв.м и земельный участок, находящиеся по адресу: "адрес", с частичной оплатой стоимости договора за счет кредитных средств с регистрацией залога (ипотеки) в силу закона (кредитный договор от 26 ноября 2019 г.); отчуждаемый жилой дом принадлежал продавцам по 1/3 доле в праве каждому продавцу, в том числе близкому родственнику Елисеевой К.А, ее матери - Елисеевой Л.И.; пришел к выводу о том, что административный истец Елисеева К.А, являясь участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", используя средства ипотечного кредита, в нарушение положений пункта 2(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 г, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, приобрела жилой дом, в том числе 1/3 долю в праве, принадлежащую близкому родственнику - своей матери Елисеевой Л.И, в связи с чем признал исключение семьи из числа нуждающихся в жилом помещении и из состава участников подпрограммы.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводом суда первой инстанции, также указал, что факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловное возникновение права на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья; Елисеева К.А. была ознакомлена с условиями программы, в том числе о том, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Постановлением от 17 декабря 2010 г. N 1050 Правительство Российской Федерации утвердило особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", приложением N 1 к которым являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Названные Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат (пункт 1).
В пункте 2 Правил назван перечень целей в каких могут использоваться социальные выплаты, в том числе для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований молодым семьям, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.
Правительство Российской Федерации, реализуя в рамках государственных программ возложенные на него полномочия, вправе устанавливать круг получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, ее размер, а также условия предоставления и использования.
Такое условие в числе прочих предусмотрено пунктом 2(1), которым установлено что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
Данная норма направлена на реализацию мероприятий названной государственной программы Российской Федерации и обеспечение целевого расходования средств федерального бюджета, таким образом, для решения вопроса о праве семьи Елисеевой К.А. на получение социальной выплаты правовое значение имеет установление факта соответствия условиям названных Правил.
С учетом приведенных норм и законоположений в их системном единстве, суды, установив, что Елисеевой К.А. в нарушение пункта 2 (1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, приобретено жилое помещение у близкого родственника - ее матери, с данными условиями предоставления социальной выплаты Елисеева К.А. была ознакомлена, признали оспариваемое постановление администрации соответствующим закону.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенном судами нарушении, по существу, повторяют позицию административного истца, изложенную при судебном разбирательстве, и были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Вопреки доводам заявителя оспариваемое постановление администрации содержит основание для снятия семьи административного истца с учета, со ссылкой на нормы жилищного законодательства и вышеприведенных Правил.
Довод жалобы о том, что Елисеевой К.А. приобретена у близкого родственника только доля в праве на жилой дом и перечисление денежных средств субсидии производится не продавцам жилого помещения, а банку для погашения суммы основного долга, и утверждение, что пункт 38 Правил, предусматривающий право распорядителя счета использовать социальную выплату для приобретения у любых физических лиц, за исключением указанных в пункте 2(1) Правил, на момент заключения кредитного договора не содержал указанные ограничения, предусмотренные пунктом 2(1) Правил, основан на неправильном применении и толковании норм права.
Пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномочивает органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище посредством использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно разделам II, V Подпрограммы ее целью является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, и она реализуется путем предоставления молодым семьям - участницам Подпрограммы социальных выплат. В связи с этим социальные выплаты предоставляются для улучшения жилищных условий молодых семей.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. N 609 дополнены пунктом 2(1), закрепляющим, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
Поскольку семья административного истца приобрела право на получение субсидии и стала участником федеральной целевой программы после внесения изменений в Правила, ограничивающие возможность использования социальной выплаты на приобретение жилого помещения у близких родственников, с которыми была ознакомлена, следовательно, применение судами положений пункта 2(1) Правил, который вопреки утверждениям заявителя действовал в спорный период, в данном случае является правильным.
Доводы, приводимые в кассационной жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, проверки суда апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда Ставропольского края от 17 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Елисеевой К.А. по доверенности Ермаковой М.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 января 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.