Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 октября 2022 г. по административному делу N 2а-4308/2022 по административному исковому заявлению Таова О.С. к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка от 20 мая 2022 г. N 07-03/1958, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Таов О.С. обратился в суд с административным иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее также - ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике, управление) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка от 20 мая 2022 г. N 07-03/1958, возложении обязанности.
В обоснование своих требований указал, что на основании договора аренды, заключенного 22 марта 2008 г. с ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике, он является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес". На его обращение 22 апреля 2022 г. в ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике с заявлением о предоставлении в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации арендуемого земельного участка в собственность без проведения торгов ему отказано в связи с установленным в республике мораторием на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения. Считает данный отказ незаконным и нарушающим его право на приобретение земельного участка в собственность.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 октября 2022 г, административный иск Таова О.С. удовлетворен частично, признано незаконным решение ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике от 22 апреля 2022 г. об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Таова О.С. от 22 апреля 2022 г.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 2 декабря 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 13 декабря 2023 г, ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике просит названные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и норм процессуального права.
Относительно доводов жалобы представителем Таова О.С. по доверенности Мамиевой Ж.Х. представлены письменные возражения.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций допущены.
Как следует из материалов дела, административный истец Таов О.С. на основании зарегистрированного в установленном порядке договора аренды от 25 марта 2008 г, заключенного между ним и ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике, сроком по 25 марта 2033 г, является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, с из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования под многолетними насаждениями, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес".
На обращение Таова О.С. 22 апреля 2022 г. с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, ТУ Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике письмом от 20 мая 2022 г. сообщило об отказе в предоставлении земельного участка, в связи с установленным в республике мораторием на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Таов О.С. пользуется арендуемым земельным участком на основании договора аренды, в соответствии с целевым использованием, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, таким образом, пришли к выводу о том, что на момент обращения административного истца с заявлением имелись основания для предоставления заявителю земельного участка в собственность.
Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает такие выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких участков.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее также - Закон N 101-ФЗ).
На территории Кабардино-Балкарской Республики оборот земель сельскохозяйственного назначения регулирует Закон Кабардино-Балкарской Республики от 8 июля 2004 г. N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике".
Согласно пункту 1 статьи 3 названного закона установлен мораторий (на 49 лет) на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Кабардино-Балкарской Республики, находящихся в публичной собственности, возможна только по истечении действия моратория, установленного республиканским законодательством.
Как следует из материалов дела, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, предоставленного из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования под многолетними насаждениями, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес" срок аренды установлен по 25 марта 2033 г.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ его действие не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем каких-либо данных о том, что на указанный спорный земельный участок в силу вышеприведенных норм не распространяется установленный в республике мораторий, материалы дела не содержат.
Доводы возражений о нераспространении положений установленного республиканским законом моратория в связи с расположением на спорном участке многолетних насаждений, основаны на неправильном применении и толковании заявителем норм материального права, поскольку многолетние насаждения к объектам недвижимости в настоящее время действующим законом не отнесены, иных оснований для удовлетворения требований административного истца не приведены, в связи с чем у судов оснований для удовлетворения административного иска Таова О.С. не имелось.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты нельзя признать законными.
Поскольку все имеющие значение для административного дела обстоятельства установлены, но судами допущено неправильное применение норм материального права, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Таова О.С. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 октября 2022 г. отменить, по делу принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска Таова Олега Султановича к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка от 20 мая 2022 г. N 07-03/1958, возложении обязанности, отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 февраля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.