Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Пятигорска Ставропольского края на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 16 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 6 октября 2022 г. по административному делу N 2а-1659/2022 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора г. Пятигорска Ставропольского края Кошиль Е.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Пятигорска Ставропольского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов мест с массовым пребыванием.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности прокурора г. Пятигорска Ставропольского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации г. Пятигорска Ставропольского края (далее также - администрация) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов мест с массовым пребыванием.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам прокурорской проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму выявлены нарушения администрацией г. Пятигорска требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов: площадь Ленина, пр. Кирова от ул. Малыгина до ул. Дзержинского, Комсомольский парк, здание администрации г. Пятигорска, парк Кирова, - на территории с массовым пребыванием людей.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 16 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 6 октября 2022 г, административный иск прокурора удовлетворен частично. Признано бездействие администрации г. Пятигорска по обеспечению антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием людей: площадь Ленина; пр. Кирова от ул. Малыгина до ул. Дзержинского; Комсомольский парк; здание администрации города Пятигорска; парк Кирова, в том числе по оборудованию их инженерно-техническими средствами охраны незаконным. На администрацию г. Пятигорска возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Требований к антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием в границах, установленных в паспортах безопасности соответствующих объектов, а именно:
площадь Ленина - назначить лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; - оборудовать место с массовым пребыванием людей системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации) - оборудовать систему оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающую оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта; - оборудовать стационарные колонны (стойки) с кнопкой экстренного вызова наряда полиции и обратной связи с дежурными частями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации или территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) либо с кнопкой вывода канала тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; - оборудовать информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных
органов и органов безопасности.
Комсомольский парк - оборудовать системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратнопрограммного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации); - оборудовать систему оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающую оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта; оборудовать информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности;
парк Кирова - обеспечить информационное взаимодействие системы видеонаблюдения с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации);
проспект Кирова от ул. Малыгина до ул. Дзержинского - оборудовать систему видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации); - оборудовать систему оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающую оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта; - оборудовать стационарные колонны (стойки) с кнопкой экстренного вызова наряда полиции и обратной связи с дежурными частями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации или территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) либо с кнопкой вывода канала тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; - оборудовать информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности;
здание администрации города Пятигорска - оборудовать системой оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта; - оборудовать системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации). В удовлетворении требований о возложении на администрацию г. Пятигорска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Требований к антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием в границах, установленных в паспортах безопасности соответствующих объектов отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 15 декабря 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 19 декабря 2022 г, администрация г. Пятигорска просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения. Юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Вопросы профилактики экстремизма в силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 37 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" (далее - Требования).
Согласно пункту 5 Требований антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.
Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами (подпункт "д" пункта 21 Требований).
В соответствии с пунктом 22 Требований срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств соответствующего бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой г. Пятигорска Ставропольского края проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, в рамках которой выявлены нарушения действующего законодательства администрацией г. Пятигорска в отношении мест с массовым пребыванием людей, а именно: площади Ленина, пр. Кирова от ул. Малыгина до ул. Дзержинского, Комсомольского парка, здания администрации г. Пятигорска, парка Кирова, в части завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, в том числе по оборудованию данных мест инженерно-техническими средствами охраны.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения норм, регулирующих данные отношения, установив вышеприведенные обстоятельства по делу, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований. При этом исходил из того, что в нарушение вышеприведенных норм и требований в местах массового пребывания людей:
на площади Ленина согласно акту планового обследования от 16 июля 2021 г, в нарушение подпункта "и" пункта 21 Требований не назначены лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в нарушение подпункта "а" пункта 23, пункта 30 Требований отсутствует система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации), в нарушение подпункта "в" пункта 23, пунктов 31, 32 Требований отсутствует система оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, в нарушение пункта 28 Требований отсутствуют стационарные колонны (стойки) с кнопкой экстренного вызова наряда полиции и обратной связи с дежурными частями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации или территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) либо с кнопкой вывода канала тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в нарушение пункта
29 Требований отсутствуют информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности;
на объекте Комсомольский согласно акту планового обследования от 7 декабря 2021 г. в нарушение подпункта "а" пунктов 23, 30 Требований отсутствует система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации), в нарушение подпункта "в" пункта 23, пунктов 31, 32 Требований отсутствует система оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, в нарушение пункта 29 Требований отсутствуют информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности;
на объекте парк Кирова согласно акту планового обследования от 9 декабря 2021 г. в нарушение подпункта "а" пункта 23, пункта 30 Требований система видеонаблюдения не обеспечивает информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).
на объекте проспект Кирова от ул. Малыгина до ул. Дзержинского согласно акту планового обследования от 2 июля 2021 г, в нарушение подпункта "а" пункта 23, пункта 30 Требований отсутствует система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации) в нарушение подпункта "в" пункта 23, пунктов 31, 32 Требований отсутствует система оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, в нарушение пункта 28 Требований отсутствуют стационарные колонны (стойки) с кнопкой экстренного вызова наряда полиции и обратной связи с дежурными частями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации или территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) либо с кнопкой вывода канала тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в нарушение пункта 29 Требований отсутствуют информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийноспасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности;
на объекте здание администрации города Пятигорска согласно акту планового обследования от 2 апреля 2021 г. в нарушение подпункта "в" пункта 23, пунктов 31, 32 Требований отсутствует система оповещения в месте массового пребывания людей, обеспечивающая оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, в нарушение подпункта "а" пункта 23, пункта 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации); указанные нарушения непосредственно влияют на уровень антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием людей, препятствуют достижению целей и задач законодательства о противодействии терроризму, а также способствуют реализации угроз террористического характера.
Таким образом, суд правомерно признал требования прокурора подлежащими удовлетворению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изложенные в жалобе доводы о том, что предусмотренные пунктом 28 Требований мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей не носят обязательный характер не опровергают выводы судов об обоснованности заявленных требований прокурора, поскольку достижение эффективности антитеррористических мер может обеспечиваться исключительно комплексом предусмотренных действующим законодательством мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, в том числе упомянутыми Требованиями, выполнение которых является обязательным для органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Доводы жалобы о невозможности исполнить возложенных судом обязанностей в указанный судом срок, не влекут отмену законных судебных актов, поскольку при наличии оснований административный ответчик не лишен предусмотренного части 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации права на обращение с заявлением об отсрочке либо рассрочке исполнения решения суда.
Иные доводы жалобы были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов об удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 16 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 6 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Пятигорска Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Мурзакова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 февраля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.