Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Газзаева И. Л. и его представителя Газзаевой Л. А.
на решение Алагирского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.11.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Газзаева И. Л. к администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконным постановления.
Заинтересованное лицо общество с ограниченной ответственностью "Дружба".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения Газзаевой Л.А, поддержавшей доводы кассационных жалоб по изложенным в них основаниям, а также возражения против ее удовлетворения представителя заинтересованного лица Баграева А.Р, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Газзаев И.Л. обратился в Алагирский районный суд РСО-Алания с административным исковым заявлением к АМС Алагирского района РСО-Алания о признании недействительным постановления от 25.03.2005 N 58, которым отменено постановление от 14.03.2000 N 114 о перераспределении земель совхоза "Коммунист", в районный Фонд перераспределения земель был изъят земельный участок площадью 15 га пашни, который был предоставлен Газзаеву И.Л. в пожизненное наследуемое владение для организации крестьянского хозяйства растениеводческого направления. Основанием для отмены постановления послужило отсутствие зарегистрированных прав на земельный участок Газзаевым И.Л, что предусмотрено статьями 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также его не использование в соответствии с его целевым назначением.
Заявленные требования мотивированы отсутствием обязательности регистрации прав в период предоставления земельного участка, регистрация прав собственности на него в 2016 г. в виду изменения категории земельного участка на основании постановления АМС Алагирского района N 186 от 28.04.2016. Полагает, что основания для принятия оспариваемого постановления отсутствовали, он является законным собственником, уплачивает за него налоги, о его вынесении ему стало известно 16.09.2021 при рассмотрении иного дела.
Решением Алагирского районного суда РСО-Алания от 16.05.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РСО-Алания от 09.11.2022, в удовлетворении требований отказано.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований в виду пропуска административным истцом установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на обращение в суд, поскольку о наличии оспариваемого постановления ему было известно с момента предоставления его в рамках иного дела, где одной из сторон выступал административный истец 30.05.2019. С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, установив также законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличия оснований для его принятия.
Не согласившись с постановленными судебными актами административный истец и его представитель обжаловали их в кассационном порядке, в кассационных жалобах ставят вопрос об их отмене и принятии нового решения, настаивают на обоснованности заявленных требований и доводов, изложенных в их обоснование, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неверном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, несоответствие земельного участка, используемого административным истцом изъятому.
Кассационные жалобы поступили в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 09.01.2023 и 10.02.2023, соответственно.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно статьям 1 и 15 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным, собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. Основанием для установления налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
Право собственности на недвижимость, приобретенную по договорам купли-продажи, мены или иной сделке, переходит к приобретателю с момента внесения в государственный реестр записи о регистрации за ним данного права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 1 статьи 131, пункт 2 статьи 223, пункт 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьями 286, 287 Гражданского кодекса предусмотрено принятие органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, т.е. используемых не по целевому назначению и/либо с нарушением требований действующего законодательства.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.03.2000 постановлением АМС Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания N 114 из земель совхоза "Коммунист" в районный Фонд перераспределения земель был изъят земельный участок площадью 15 га пашни, который был предоставлен Газзаеву И.Л. в пожизненное наследуемое владение для организации крестьянского хозяйства растениеводческого направления. Указанным постановлением орган местного самоуправления обязал крестьянское фермерское хозяйство "Илуш" обеспечить эффективное использование земель, главе крестьянского фермерского хозяйства "Илуш" Газзаеву И.Л. выдано свидетельство о праве собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования на землю N 452 от 22.03.2000.
Постановлением АМС Алагирского района N 58 от 25.03.2005 постановление N 114 от 14.03.2000 отменено по основанию невыполнения крестьянским фермерским хозяйством "Илуш" требований статьи 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации о государственной регистрации прав не землю, а также не использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Земельный участок был изъят у Газзаева И.Л, передан в ведение министерства имущественных отношений РСО-Алания, а затем на основании распоряжения Минимущества РСО-Алания N 227А/3 от 30.06.2006 в составе земельного участка с кадастровым номером N площадью 326, 32 га, расположенного по адресу: РСО-Алания, Алагирский район, северо-западнее окраины с.Красный Ход для использования в целях сельскохозяйственного производства предоставлен в аренду сельскохозяйственному производственному кооперативу "Алина" сроком на 49 лет. В дальнейшем, 11.04.2017 в договор аренды были внесены изменения в связи с переименованием и реорганизацией СПК "Алина" в ООО "Дружба".
При этом 28.04.2016 постановлением АМС Алагирского района РСО-Алания N 186 внесены изменения в категорию земельного участка, установлена категория "земли сельхозназначения", 14.06.2016 административным истцом осуществлена регистрация прав на земельный участок.
Суд апелляционной инстанции, с учетом пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступление его в силу с 28.01.1998, принимая во внимание предоставление земельного участка административному истцу в 2000 г. пришел к правильному выводу, что его государственная регистрация была обязательной.
В силу статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции от 30.10.2001, которая с 01.03.2015 утратила силу, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается (часть 1).
Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство (часть 2).
Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается (часть 3).
Вместе с тем, как правильно пришел к выводу суд апелляционной инстанции, отсутствие государственной регистрации прав на земельный участок, а также неиспользование его более трех лет по целевому назначению являлись достаточным основанием для его изъятия у собственника в связи с нормами действующего земельного законодательства, доказательства того, что административным истцом обрабатывался земельный участок в целях сельскохозяйственного производства, а также доказательства уплаты земельного налога, материалы административного дела не содержат, квитанция об плате налога в 2021 г. такими доказательсвтами не являются.
Доводы кассационной жалобы об обратном являются необоснованными. Более того, с 2006 г. земельный участок используется иным лицом, доводы кассационной жалобы о том, что это разные земельные участки какими либо доказательствами не подтверждаются.
Равно суды пришли к правильному выводу, что административным истцом пропущен процессуальный срок для обращения в суд, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку судами, исходя из фактических обстоятельств по иному делу, где стороной выступал административный истец, с достоверностью установлено предоставление в его материалы копии оспариваемого постановления 30.05.2019, при этом в рамках данного иного дела 04.04.2019 Газзаев И.Л. пояснял, что после выделения ему спорного земельного участка он обрабатывал его лет 7, потом он заболел, а когда в 2008 г. пришел на участок, увидел, что его уже обрабатывают другие лица.
Выводы судом в указанной части являются обоснованными, мотивированными, основанными на фактических обстоятельствах и нормах процессуального права, регулирующих разрешение таких вопросов.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами, в частности апелляционной инстанцией, дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, судами допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов суда, что не свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судом апелляционной инстанции, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алагирского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.11.2022 оставить без изменения, кассационные жалобы Газзаева И. Л. и его представителя Газзаевой Л. А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22.02.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.