Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Департамент городского имущества и земельных отношений" Местной администрации городского округа Нальчик на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 декабря 2022 г.
по административному делу по административному иску Батырбиева Т.М. к Местной администрации г. Нальчика, Муниципальному казенному учреждению "Департамент городского имущества и земельных отношений" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности заключить договор купли-продажи.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав пояснения представителя Батырбиева Т.М. Бетокова А.Р, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Батырбиев Т.М. обратился в суд с административным иском к Местной администрации г. Нальчика, Муниципальному казенному учреждению "Департамент городского имущества и земельных отношений" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности заключить договор купли-продажи.
В обоснование требований указано, что Батырбиев Т.М. является собственником торгово-остановочного комплекса с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 15, 7 кв.м, по адресу: "адрес", расположенного в границах земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 16+/-1 кв.м, с видом разрешенного использования: магазины. Утверждая о том, что на приведенном земельном участке расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, 27 октября 2021 года Батырбиев Т.М. обратился в Местную администрацию городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о его приобретении без торгов в собственность за плату. Муниципальное казенное учреждение "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" в своем ответе от 6 декабря 2021 г. N 45-1-06/2013 отказало Батырбиеву Т.М. по тем основаниям, что согласно утвержденного реестра остановочных пунктов общественного транспорта на улично-дорожной сети городского округа Нальчик, испрашиваемый земельный участок в настоящее время используется как остановочный пункт для посадки и высадки пассажиров, а, таким образом, по смыслу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, этот земельный участок является территорией общего пользования и не подлежит приватизации. Заявитель полагал, что сведения об использовании данного участка под посадку-высадку пассажиров отсутствуют, тем более, участок полностью занят объектом недвижимости административного истца, использование спорного участка осуществляется исключительно в целях соответственно виду его разрешенного использования, а доводы о том, что участок является территорией общего пользования и не подлежит приватизации, незаконны и необоснованны.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 августа 2022 г. в удовлетворении административного иска Батырбиева Т.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 декабря 2022 г. решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 августа 2022 г. отменено, принято новое решение, которым требования Батырбиева Т.М. удовлетворены частично, решение от 6 декабря 2021 г. N 45-1-06/2013 об отказе в предоставлении Батырбиеву Т.М. без торгов в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", признано незаконным; на Муниципальное казенное учреждение "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" возложена обязанность по незамедлительному направлению в день получения копии настоящего апелляционного определения заявления Батырбиева Т.М. вместе с приложенными им к нему документами в Местную администрацию городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики для принятия ею решения о выдаче или об отказе в выдаче данного разрешения, а также обязанности по направлению в Нальчикский городской суд Кабардино- Балкарской Республики сообщения об исполнении настоящего апелляционного определения в указанной части в течение пяти дней со дня такого исполнения. В части требований о возложении на административных ответчиков обязанности заключить с Батырбиевым Т.М. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" отказано.
В кассационной жалобе Муниципального казенного учреждения "Департамент городского имущества и земельных отношений", поданной 22 декабря 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 9 января 2022 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 декабря 2022 г, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решения Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 августа 2022 г.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами, Батырбиев Т.М. имеет на праве собственности торгово-остановочный комплекс с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 15, 7 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
27 октября 2021 г. Батырбиев Т.М. обратился в Местную администрацию городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о приобретении земельного участка из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 16+/-1 кв.м и видом разрешенного использования: магазины, без торгов в собственность за плату, указывая, что на приведенном земельном участке расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости торгово-остановочный комплекс с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в пределах объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты".
Муниципальное казенное учреждение "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" в письменном ответе на указанное заявление от 6 декабря 2021 г. (исходящий N 45-1-06/2013) отказало Батырбиеву Т.М. в предоставлении земельного участка в собственность по тем основаниям, что согласно утвержденному реестру остановочных пунктов общественного транспорта на улично-дорожной сети городского округа Нальчик, испрашиваемый земельный участок используется как остановочный пункт для посадки и высадки пассажиров, а, таким образом, по смыслу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, этот земельный участок является территорией общего пользования и не подлежит приватизации.
Согласно постановлению Местной администрации городского округа Нальчик от 30 декабря 2020 г. N 2643 утверждены Положение о реестре остановочных пунктов общественного транспорта на территории городского округа Нальчик и реестр названных остановочных пунктов, в число которых включен остановочный пункт по адресу: "адрес".
Батырбиев Т.М. возражал об использовании данного земельного участка под посадку-высадку пассажиров, так как использование участка фактически осуществляется в целях соответственно виду его разрешенного использования, указывал, что участок полностью занят объектом недвижимости, следовательно, не может быть территорией общего пользования и не имеет препятствий для приватизации.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства определениями от 30 мая 2022 г. и 24 июня 2022 г. привлечены к участию в деле в качестве административного соответчика названное казенное учреждение, а в качестве заинтересованного лица - Мамхегова Д.М, с которой был в 2001 г. заключен договор аренды земельного участка площадью 45 кв.м под торгово-остановочный комплекс сроком на 20 лет.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащий административному истцу объект недвижимого имущества - торгово-остановочный комплекс по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, "адрес", находится в пределах между проезжей частью и тротуаром "адрес", являющимися элементами уличной сети, а сам торгово-остановочный комплекс относится к остановочным пунктам общественного пассажирского транспорта и включен в реестр маршрутов регулярных пассажирских перевозок г. Нальчика, является объектом дорожного сервиса, остановочным пунктом пользуется неограниченный круг лиц в силу функционального назначения остановки общественного транспорта, следовательно, земельный участок относится к территории общего пользования (занят объектом дорожного сервиса) и приватизации не подлежит как ограниченный в обороте.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что разрешение вопроса о предоставлении земельного участка в собственность относится к компетенции органа местного самоуправления в лице Местной администрации городского округа Нальчик, тогда как Муниципальное казенное учреждение "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" является ненадлежащим лицом, к компетенции которого право на предоставление земельного участка в собственность граждан не отнесено. В связи с этим, суд апелляционной инстанции отменил решение суда как незаконное, поскольку оспариваемый отказ вынесен организацией, не относящейся к органам местного самоуправления и не указанной в законе (статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации), признав письменный ответ от 6 декабря 2021 г. незаконным и возложив на Муниципальное казенное учреждение "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" обязанность передать поступившее заявление Батырбиева Т.М. в уполномоченный орган Местной администрации городского округа Нальчик для принятия по нему решение о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными и находит предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9, пунктом 2 статьи 10 и пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
В силу части 3 статьи 1 указанного Федерального закона услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 названного Федерального закона подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг, уполномочены, в том числе, исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 6 названного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно пункту 2.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Приобретение земельного участка без торгов в собственность за плату собственниками здания, сооружения либо помещения в здании, сооружении", утвержденного постановлением Местной администрации городского округа Нальчик от 22 июля 2021 г. N 1260, названная муниципальная услуга предоставляется муниципальным казенным учреждением "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик", а также Государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Кабардино-Балкарской Республики".
В силу пункта 2 Устава муниципального казенного учреждения "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" основными задачами являются управление и распоряжение земельными участками, государственная согбенность на которые не разграничена и находящимися в муниципальной собственности, в том числе при продаже, передаче в аренду, в пользование и в собственность на территории городского округа Нальчик.
Таким образом, положения Федеральных законов от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не препятствуют в возложении полномочий по предоставлению муниципальных услуг на соответствующие муниципальные учреждения путем закрепления таких полномочий в установленном порядке.
Из представленных в материалы дела документов, а также общедоступных сведений о перечне муниципальных услуг, оказываемых в городском округе Нальчик, Устава муниципального казенного учреждения "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" усматривается, что названный административный ответчик является уполномоченным муниципальным учреждением на осуществление данного вида муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодека Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В то же время, при разрешении спора судом первой инстанции были установлены все существенные для правильного разрешения дела обстоятельства, в том числе, учтено включение в реестре остановочных пунктов общественного транспорта на территории городского округа Нальчик принадлежащего административному истцу остановочного пункта по адресу: "адрес", приняты во внимание сведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым данный объект расположен в пределах трех земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты", а также приведено мотивированное обоснование ограничения оборотоспособности испрашиваемого земельного участка на основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. пункта 13 статьи 3, части 6 статьи 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", согласно которым остановочные пункты для посадки и высадки пассажиров, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения, относятся к элементам обустройства дорог в полосе отвода автомобильной дороги.
При таком положении выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать соответствующими нормам материального и процессуального права, что влечет отмену обжалуемого судебного акта с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 322 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемых судебных актов осуществляется до окончания производства в суде кассационной инстанции, в связи с чем такие меры, принятые по ходатайству заявителя жалобы, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 декабря 2022 г. отменить, оставить в силе решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 августа 2022 г.
Приостановление исполнения обжалуемого судебного акта отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Мурзакова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 февраля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.