Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Бакулина А. М. Воронкова М. А.
на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 03.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16.06.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ставропольскому краю к Бакулину А. М. о взыскании задолженности по уплате налогов и страховых взносов.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения представителя Воронкова М.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ставропольскому краю (далее - МИФНС России N 5 по СК) обратилась в Шпаковский районный суд Ставропольского края с административным иском о взыскании с Бакулина А.М. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 41 140 руб. и пеней к ним 13, 13 руб, страховых взносов на обязательное медицинское страхование фиксированном размере 76 217 руб. и пеней к ним 31, 66 руб, а также по уплате транспортного налога в размере 23 241 руб. и пеней к нему 69, 14 руб, всего в размере 120 711, 93 руб. Требования мотивированы неисполненной, как предпринимателем, за период осуществляемой им ранее такой деятельности обязанности по уплате страховых взносов и, как физическим лицом по уплате транспортного налога, несмотря на направленные в его адрес уведомление и требования об их уплате.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 03.02.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16.06.2022, требования удовлетворены в полном размере, также с административного ответчика взыскана государственная пошлина.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный ответчик, в лице представителя, обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм процессуального и материального права, подлежащих применению при рассмотрении дел такой категории, приводит доводы об отсутствии у него обязанности по уплате страховых взносов за рассматриваемые периоды, поскольку с 09.08.2018, после признания его банкротом, не имел статуса индивидуального предпринимателя, и, как следствие, обязанности по их уплате. Просит возвратить дело на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 09.01.2023.
Административным истцом на кассационную жалобу поданы возражения, в которой выражается несогласие с ее доводами, полагает принятые судебные акты законными и обоснованными.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из представленных доказательств усматривается, что Бакулин А.М. состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов, в том числе транспортного, с 29.04.2011 по 13.01.2021 обладал статусом индивидуального предпринимателя, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, взысканием которых с 01.01.2017 осуществляют налоговые органы.
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации регламентированы основания возникновения, обязательства и уплата транспортного налога, в соответствии со статьей 357 которой налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса. В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 83, пункта 1 статьи 363, статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида транспортного средства, являющего предметом налогообложения, уплата транспортного налога должна была быть произведена административным ответчиком, как налогоплательщиком по месту его постановки на учет в налоговом органе, в соответствии с установленным в данном субъекте ставками уплаты транспортного налога в отчетный период.
Сведения об объектах налогообложения предоставляются налоговым органам соответствующими регистрирующими органами.
Уплате налога для физических лиц предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога, при этом налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 52 Кодекса).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При выявлении недоимки по страховым взносам и налоговым обязательствам налоговым органом плательщику направляется требование, в котором, в том числе, указываются сведения о сумме недоимки и размере пеней (пункты 4, 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии статьей 75 Налогового кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога начисляется пеня.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (часть 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, при направлении через личный кабинет считается полученным на следующий день.
Требование должно быть исполнено, то есть имеющаяся задолженность, в том числе пени, должна быть погашена в полном объеме, в течение восьми дней с даты получения указанного требования. При этом в требовании может быть предусмотрен более продолжительный период времени, тогда задолженность погашается в указанный срок (абзац 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
При неисполнении налоговой обязанности налоговый орган применяет меры по его взысканию в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из представленных доказательств и установлено судами, в отношении имеющегося в собственности административного ответчика объекта налогообложения по транспортному налогу за налоговый период 2019 г. налоговым органом исчислен и предъявлен к уплате налогоплательщику в налоговом уведомлении N от ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог в размере 23 241 руб. Налоговое уведомление направлено адрес налогоплательщика через личный кабинет налогоплательщика.
В виду неисполнения налоговой обязанности, налоговым органом в адрес налогоплательщика сформировано по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ требование об уплате налогов N, в котором исчислена налоговая недоимка по указанному налоговому обязательству в размере 23 241 руб. и пени в размере 69, 14 руб. Требованием установлен срок его добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с непоступлением от административного ответчика, как лица, обладающего статуса индивидуального предпринимателя, сумм страховых взносов за 2018-2020 г.г, налоговым органом в адрес административного ответчика направлены требования об их уплате налога N от ДД.ММ.ГГГГ сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, требование N от ДД.ММ.ГГГГ сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, требование N от ДД.ММ.ГГГГ сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, требование N от ДД.ММ.ГГГГ сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, требование N от ДД.ММ.ГГГГ сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
После истечения установленных сроков налоговый орган обратился с заявлением к мировому судьей о вынесении судебного приказа спорных сумм обязательств, которое удовлетворено, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика рассматриваемой задолженности, определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений должника.
ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, направив его по почте.
Судами установлено, что налоговым органом принимались надлежащие меры по взысканию спорной задолженности и в установленном законом порядке, уполномоченным государственным органом была выражена воля на взыскание в принудительном порядке неуплаченной суммы налогов и страховых взносов, процедура направления налогового уведомления, требований, принудительного взыскания, налоговым органом соблюдены.
Предусмотренные частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства судами установлены. Наличие и размер задолженности обязательств подтверждается представленными доказательствами, расчет сумм и наличие неисполненных обязательств административным ответчиком не оспаривается. Вопреки доводам кассационной жалобы, доказательств не соответствующих критериям достоверности и допустимости по делу не имеется.
Доказательства отсутствия задолженности, а также уплаты соответствующих взносов за рассматриваемые периоды административным ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных данной статьей.
В силу статьи 5 Закона 3 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено названным Законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном данным Законом.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
09.08.2018 решением Арбитражного суда Ставропольского края Бакулин А.М. признан несостоятельным (банкротом).
25.10.2018 определением этого же арбитражного суда требования МИФНС России N 5 по СК в размере 47 047, 72 руб. (основной долг и пени уплаты транспортного налога за 2015-2016 г.г.) включены в реестр требований кредиторов.
05.12.2019 определением суда завершена процедура банкротства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что задолженность Бакулина А.М. по страховым взносам, являющихся предметом спора по настоящему делу образовалась 2018 - 2020 г.г.
Так, задолженность по ОМС в размере 5 840 руб. и по ОПС в размере 26 545 руб. за 2018 г. образовалась по сроку уплаты 09.01.2019; задолженность по ОМС в размере 6 884 руб. и по ОПС в размере 29 354 руб. за 2019 г. образовалась по сроку уплаты не позднее 31.12.2019; задолженность по ОМС в размере 8 426 руб. и по ОПС в размере 20 318 руб. за 2020 г. образовалась по сроку уплаты не позднее 31.12.2020.
Таким образом задолженность по страховым взносам образовалась после введения процедуры банкротства.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы в указанной части являются необоснованными, при этом являлись предметом апелляционного рассмотрения, мотивированного и правомерно отклонены.
По настоящему делу судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены или изменения, предусмотренных статьей 328 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 03.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16.06.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Бакулина А. М. Воронкова М. А. - без удовлетоврения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22.02.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.