Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гридяевой Ларисы Вениаминовны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 25 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Гридяевой Ларисы Вениаминовны к администрации муниципального образования Кимовский район о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гридяева Л.В. обратилась в суд с названным административным иском, в котором просила признать незаконным отказ администрации муниципального образования Кимовский район (далее - администрация Кимовского района, Администрация) в согласовании переустройства жилого помещения, содержащийся в письме от 5 июля 2022 года N.
В обоснование требований указала, что является собственником квартиры общей площадью 74, 7 квадратных метра, расположенной на втором этаже трехэтажного многоквартирного дома по адресу: "адрес". Система отопления квартиры является составной частью общедомовой централизованной системы теплоснабжения, которая не обеспечивает надлежащий температурный режим в жилом помещении, в связи с чем она приняла решение об установке индивидуального источника отопления.
В связи с тем, что установка индивидуального источника отопления является переустройством жилого помещения, для согласования данного вопроса Гридяева Л.В. обратилась в администрацию Кимовского района с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения посредством установки индивидуального источника отопления. При этом она приложила копию протокола собственников помещений многоквартирного дома об их согласии на переустройство жилого помещения и установку нового газового оборудования в ее квартире, акт Тульского отделения Всероссийского добровольного пожарного общества о соответствии технического состояния вентиляционных и дымовых каналов нормативным требованиям, технические условия из акционерного общества "Газпром газораспределение Тула" на установку газового счетчика и котла колонки взамен проточного водонагревателя, технические условия общества с ограниченной ответственностью УК " "данные изъяты"" (далее - ООО УК " "данные изъяты"") на закольцовку стояков с обратной подающей магистралью системы центрального отопления, проектную документацию.
Администрацией Кимовского района 5 июля 2022 года Гридяевой Л.В. было отказано в согласовании переустройства со ссылкой на часть 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Полагала, что отказ администрации Кимовского района в согласовании переустройства жилого помещения, изложенный в письме от 5 июля 2022 года N, является незаконным.
Решением Кимовского районного суда Тульской области от 17 августа 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 25 октября 2022 года решение суда отменено и приято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной 29 декабря 2022 года через суд первой инстанции, Гридяева Л.В. просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда первой инстанции. Указывает, что письмо Минстроя России от 15 октября 2014 года N 22588-ОД/04, корреспондирующее необходимость предоставления проекта реконструкции системы отопления и проект реконструкции системы газоснабжения помимо проекта переустройства жилого помещения, не подлежит применению, поскольку является рекомендательным документом и противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, прямо запрещающим требовать от заявителя иные, не перечисленные в законе документы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение должно использоваться для проживания граждан с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования, которые установлены этим Кодексом.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (часть 1).
В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для получения разрешения заинтересованное лицо представляет заявление с приложением документов, указанных в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации. В составе таких документов, в частности предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
По результатам рассмотрения заявления орган местного самоуправления принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения.
Перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлен частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Гридяева Л.В. является собственником квартиры с кадастровым номером N общей площадью 74, 7 квадратных метра, расположенного на втором этаже трехэтажного многоквартирного дома по адресу: "адрес".
Согласно техническому паспорту на данное жилое помещение его общая площадь составляет 74, 7 квадратных метра, жилая площадь 51 квадратных метра. Помещение состоит из: жилой комнаты площадью 10, 7 кв. м, жилой комнаты площадью 16, 5 квадратных метра, жилой комнаты площадью 23, 8 квадратных метра, кухни площадью 7, 2 квадратных метра, кладовой площадью 1, 2 квадратных метра, туалета площадью 1, 3 квадратных метра, ванной площадью 3 квадратных метра, коридора площадью 11 квадратных метра.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме "адрес" от 6 сентября 2021 года N дано согласие собственников на переустройство системы отопления в квартире N на индивидуальное газовое.
В Тульском отделении Всероссийского добровольного пожарного общества Гридяевой Л.В. получен акт от 8 октября 2021 года N о техническом состоянии вентиляционных и дымовых каналов квартиры по вышеуказанному адресу.
Гридяевой Л.В. в ООО УК " "данные изъяты"" получено согласие от 20 октября 2021 года на устройство местного поквартирного отопления в ее квартире.
Филиалом акционерного общества "Газпром газораспределение Тула" в городе Узловой по заявлению Гридяевой Л.В. подготовлены технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом (квартиры) от 19 октября 2021 года N со сроком действия в 2 года.
Кроме того, по заказу Гридяевой Л.В. в обществе с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" была подготовлена проектная документация на газификацию квартиры N с установкой котла-колонки с закрытой камерой сгорания с раздельным ОПВС взамен проточного водонагревателя жилого дома "адрес" области.
Гридяева Л.В. 1 июля 2022 года обратилась в администрацию Кимовского района с заявлением по вопросу переустройства системы отопления в своей квартире.
Письмом Администрации от 5 июля 2022 года N ей было отказано в согласовании переустройства жилого помещения.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что отказ администрации муниципального образования Кимовского района от 5 июля 2022 года в согласовании переустройства жилого помещения путем отключения от системы центрального отопления и установки индивидуального отопления противоречит закону и нарушает права административного истца Гридяева Л.В, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение органа местного самоуправления является законным, поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, соответственно, должен быть разработан проект на реконструкцию системы отопления и проект на реконструкцию системы газоснабжения всего многоквартирного дома; в данном случае решение о реконструкции жилого дома путем его отключения от централизованной системы отопления собственниками помещений многоквартирного дома не принималось.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами областного суда.
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении требований, установленных частью 15 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которой запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Исходя из смысла названной нормы, запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащаяся в части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" норма, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (определения от 17 ноября 2011 года N 1514-О-О, от 25 января 2012 года N 199-О-О, от 21 марта 2013 года N 457-О, от 17 июля 2014 года N 1681-О и другие).
Таким образом, в многоквартирных домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Аналогичные разъяснения даны в письме Минстроя России от 15 октября 2014 года N 22588-ОД/04 "Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах".
Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" схема теплоснабжения документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.
Схемой теплоснабжения муниципального образования муниципального образования город Кимовск Кимовского района Тульской области до 2032 года, утвержденной как постановлением администрации Кимовского района от 18 апреля 2017 года N 598 с учетом изменений, внесенных постановлением от 31 августа 2021 года N 881, так и постановлением от 20 июля 2022 года N 819, предусмотрены были предложения по новому строительству и реконструкции тепловых сетей для обеспечения снижения дефицита, располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии за счет перевода части жилого фонда на индивидуальные источники теплоснабжения, куда включен дом "адрес".
При этом решение о реконструкции жилого дома, в том числе путем его отключения от централизованной системы отопления, собственниками помещений многоквартирного не принималось.
Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе, для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Система инженерно-технического обеспечения одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2 указанного Федерального закона); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Поскольку Гридяевой Л.В. не были предоставлены проект на реконструкцию системы отопления, проект на реконструкцию системы газоснабжения всего многоквартирного дома, а решение собственниками помещений многоквартирного дома о его реконструкции путем его отключения от централизованной системы отопления не принималось, оспариваемый отказ администрации Кимовского района в согласовании переустройства жилого помещения, содержащийся в письме от 5 июля 2022 года N, является законным.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом апелляционной инстанции правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы на правильность апелляционного определения, постановленного в соответствии с законом, не влияют, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Иное толкование заявителем норм закона не свидетельствует о нарушении областным судом норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене апелляционного определения не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 25 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гридяевой Ларисы Вениаминовны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 15 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.