Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бобковой Л. А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 22 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Бобковой Л. А. к администрации Знаменского района Орловской области, администрации Коптевского сельского поселения Знаменского района Орловской области о возложении обязанности создать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бобкова Л.А. обратилась в суд с указанным административным иском и с учетом уточнения заявленных требований просила обязать административных ответчиков создать и содержать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для обслуживания ее жилого дома в соответствии с требованиями пункта 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", пунктов 2.2.2 и 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населённых мест", пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
В обоснование заявленных требований указано на то, что административный истец является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес", однако площадка для накопления твердых коммунальных отходов расположена на другой улице на расстоянии более 600 метров от ее дома.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Знаменского района Орловской области.
Решением Хотынецкого районного суда Орловской области от 28 июня 2022 года административные исковые требования удовлетворены частично. На администрацию Знаменского района Орловской области возложена обязанность организовать создание и содержание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с требованиями пунктов 2.2.2 и 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населённых мест", пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 22 сентября 2022 года решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 28 июня 2022 года отменено. По делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 14 декабря 2022 года через Хотынецкий районный суд Орловской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 9 января 2023 года, заявитель просит отменить судебный акт, постановленный судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном применении норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что судом апелляционной инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу. Размещение места накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) только на других улицах свидетельствует о нарушении прав административного истца на предоставление качественной услуги.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
При рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции такого характера нарушений не допущено.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что административный истец Бобкова Л.А. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес".
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что на администрацию Знаменского района Орловской области возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО на территории Коптевского сельского поселения Знаменского района Орловской области, которая надлежащим образом не исполнена. Административным ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по созданию и содержанию места (площадки) накопления ТКО по "адрес" в соответствии с установленными нормами и правилами, что влечет за собой нарушение прав административного истца и требует принятия мер по устранению нарушения.
Проанализировав нормы Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон об отходах производства и потребления), Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21), постановление администрации Коптевского сельского поселения Знаменского района Орловской области от 14 октября 2020 года N 32 "Об утверждении реестра и схем мест размещения площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Коптевского сельского поселения Знаменского района Орловской области", а также представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции, с выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение районного суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционный инстанции указал на то, что согласно реестру мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Коптевского сельского поселения (приложение N1) предусмотрено 4 места размещения площадок с установкой на них 5 мусорных контейнеров.
Ближайшее от домовладения Бобковой Л.А. место (площадка) накопления ТКО расположено на "адрес" перед автобусной остановкой. Контейнером для сбора ТКО, установленным по указанному адресу, пользуются жители "адрес", всего 23 человека, в том числе 4 человека из жилого дома по "адрес".
При таких обстоятельствах возложение на администрацию Знаменского района Орловской области обязанности по созданию и содержанию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" противоречит пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 и схеме мест размещения площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Коптевского сельского поселения Знаменского района Орловской области.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Законом об отходах производства и потребления (статья 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 2 статьи 8 Закона об отходах производства и потребления).
В силу части 4 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункты 1, 3 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления).
Из этого исходят и Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (пункт 3), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 (далее Правила N 1039).
В силу пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21, действующих с 1 марта 2021 года, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах установив, что решение суда первой инстанции основано на неправильном толковании норм материального права, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 декабря 2020 года N 42 "О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов СССР" Санитарные правила содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88 признаны утратившими силу, а "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" утратили силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года N 1631.
Приводимые в жалобе доводы о том, что площадка для накопления твердых коммунальных отходов расположена на другой улице на расстоянии более 600 метров от дома административного истца в данном случае не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Действительно, в соответствии с пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Аналогичные требования содержались и в пункте 2.2. СанПиН 2.1.7.3550-19, действовавшем до 1 марта 2021 года.
Между тем, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и не могут устанавливаться произвольно, без учета экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
На основании пункта 11 Правил N 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Из пунктов 15 и 17 Правил N 1039 следует, что реестр включает, в том числе, раздел "данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов", содержащий сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема. Информация о планируемых к размещению контейнерах определяется уполномоченным органом с учетом предложений регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
При этом нормы СанПиН 2.1.3684-21 устанавливают условия, которые необходимы для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и безопасных условий проживания, а не критерии оказания услуги по обращению с ТКО в зависимости от наличия или отсутствия в пешей доступности места (площадки) накопления ТКО.
В данном случае суд апелляционной инстанции принял во внимание представленный в материалы дела ответ администрации Коптевского сельского поселения Знаменского района Орловской области от 1 сентября 2021 года, согласно которому установить контейнер для сбора твердых коммунальных отходов непосредственно на ул. Мира не позволяет отсутствие всепогодного подъезда.
Указанное обстоятельство также подтверждено в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представителем администрации Знаменского района Орловской области.
В целом доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции в рамках рассмотрения указанного административного дела, в связи с чем они не могут являться основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 22 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бобковой Л. А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.