Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аксеновой Л.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 29 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Аксеновой Л.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, межмуниципальному отделу по г. Обнинску и Жуковскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области Потаповой Ю.А. о признании незаконным решения об отказе государственной регистрации прав.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Аксенова Л.Н. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области об отказе государственной регистрации прав от 1 октября 2021 года N КУВД-01/2021-24372247/3.
В обоснование административных исковых требований указала, что 28 октября 2003 года приобрела в собственность гаражный бокс, расположенный по адресу: "адрес".
16 июня 2021 года административным истцом в Управление Росреестра по Калужской области были поданы документы для регистрации права собственности на земельный участок под указанным гаражным боксом, однако в регистрации права отказано в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права (правоустанавливающего документа на земельный участок). Полагала оспариваемый отказ незаконным и нарушающим права Аксеновой Л.Н.
Решением Обнинского городского суда Калужской области от 24 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 29 сентября 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 22 ноября 2022 года почтой через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 13 декабря 2022 года, Аксенова Л.Н. просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что правоустанавливающим документом на земельный участок, расположенный под зданием является договор купли-продажи гаража, согласно которому покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок. Органы не вправе требовать от заявителя представление документов и информации или осуществление действий, которых не предусмотрено нормативными правовыми актами. Выражает несогласие с выводом суда о том, что ею не были предоставлены в регистрирующий орган документы удостоверяющие право на земельный участок, который опровергается ответом администрации от 21 июля 2021 года, в котором указано об отсутствии в администрации правоустанавливающего документа на земельный участок под гаражным боксом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Калужского областного суда, исходил из того, что оспариваемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области соответствует требованиям действующего законодательства, принято уполномоченным лицом, прав административного истца не нарушает. Административным истцом осуществлены действия, направленные на подготовку схемы расположения земельного участка, постановку на кадастровый учет. Администрация города Обнинска уполномочила административного истца обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок, однако предусмотренные статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации действия, направленные на получение в собственность без торгов земельного участка под гаражом, Аксеновой Л.Н. не совершены, соответствующий договор на земельный участок не заключен и административному ответчику не представлен.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Из материалов административного дела следует, что постановлением администрации города Обнинска от 6 декабря 1994 года N 623-п, с учетом постановления администрации города Обнинска от 20 января 2011 года N 36-п, "данные изъяты" перерегистрирован отведенный ранее под индивидуальные гаражи земельный участок общей площадью 2.1600 га, в том числе в собственность (членам кооператива) под гаражи 1.2100 га, в бессрочное пользование (под дороги) - 0.9322 га.
Согласно договору купли-продажи от 28 октября 2003 года, заключенному между ФИО7 и Аксеновой Л.Н, последней в собственность приобретен кирпичный гараж, находящийся в "адрес" по адресу: "адрес", право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке. С 21 ноября 2003 года Аксенова Л.Н. является членом "данные изъяты"
Из пункта 17 договора следует, что право на земельный участок под гаражным боксом "данные изъяты" не оформлялось.
21 апреля 2021 года Аксенова Л.Н. обратилась в администрацию города Обнинска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 23 кв.м по адресу: "адрес", цель использования - под гараж.
Постановлением администрации города Обнинска N 1010-п от 30 апреля 2021 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N, расположенного на землях населенных пунктов, в территориальной зоне многофункциональной производственно-коммунальной застройки - ПК-1, ориентировочной площадью 23 кв.м, под гаражным боксом; образуемому земельному участку присвоен адрес: "адрес", земельный участок N.
Аксенова Л.Н. уполномочена обеспечить выполнение кадастровых работ, осуществление кадастрового учета земельного участка и государственную регистрацию права собственности.
28 мая 2021 года земельному участку после проведения кадастровых работ присвоен кадастровый номер N.
15 июня 2021 года Аксенова Л.Н. через Центр "Мои Документы" обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области от 29 июня 2021 года N КУВД-001/2021-24372247/1 осуществление действий по государственной регистрации права приостановлено до 29 сентября 2021 года, поскольку Аксеновой Л.Н. не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, а именно: правоустанавливающий документ на земельный участок.
5 июля 2021 года Аксенова Л.Н. обратилась в администрацию города Обнинска с заявлением, в котором просила представить ей правоустанавливающий документ на земельный участок, на которое 21 июля 2021 года дан ответ об отсутствии правоустанавливающего документа на земельный участок под гаражным боксом "данные изъяты"
30 июля 2021 года Аксенова Л.Н. представила в Центр "Мои Документы" указанные заявление и ответ администрации города Обнинска как дополнительные документы.
Уведомлением от 6 августа 2021 года N КУВД-001/2021-24372247/2 Аксеновой Л.Н. вновь предложено представить правоустанавливающий документ на земельный участок, а Уведомлением от 1 октября 2021 года N КУВД-001/2021-24372247/3 отказано в государственной регистрации права, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для строительства гаража для собственных нужд на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: 1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования; 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок (часть 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи; при этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы: 1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; 2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок (часть 2 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (часть 3 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно положениям статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющим порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предоставление земельного участка осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка,
государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Учитывая приведенные нормы материального права, фактические обстоятельства дела, выводы суда апелляционной инстанции о законности оспариваемого отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласуются с нормами материального права.
Доводы кассационной жалобы, о нарушении судом статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании заявителем жалобы норм права. Сам по себе факт заключения договора купли-продажи не свидетельствует о возникновении у административного истца права собственности на земельный участок без соблюдения установленного законом порядка предоставления в собственность земельного участка под расположенным на нем и принадлежащим лицу зданием (строением).
Из статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что приобретая в собственность здание, покупатель приобретает право пользования земельным участком под ним, но не право собственности.
Как установлено судом, право собственности на занятый гаражом земельный участок надлежащим образом предыдущими владельцами не оформлялось.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом проверки и надлежащей оценки суда апелляционной инстанции, они не указывают на обстоятельства, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 29 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Аксеновой Л.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.