Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бернера И.В. на решение Обнинского городского суда Калужской области от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 11 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Бернера И.В. к заместителю начальника Государственной жилищной инспекции (далее ГЖИ) Калужской области - начальнику отдела контроля за использованием жилых помещений, общего имущества, начисления платежей Бурканову Н.А, заместителю начальника отдела контроля за использованием жилых помещений, общего имущества, начисления платежей ГЖИ Калужской области Лихачеву Д.В, главному специалисту отдела контроля за использованием жилых помещений, общего имущества, начисления платежей ГЖИ Калужской области Сергееву А.В, ГЖИ Калужской области о признании незаконными предписания, действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Бернер И.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия Государственной жилищной инспекции Тульской области по вынесению предписания и предписание от 27 октября 2020 года N 724, возложить обязанность отменить оспариваемое предписание.
Заявленные административные исковые требования обоснованы тем, что административный истец является собственником и проживает в жилом помещении по адресу: "адрес". 7 ноября 2020 года им были получены акт проверки от 15 октября 2020 года N1240 и предписание от 27 октября 2020 года N724 ГЖИ Калужской области о том, что собственником квартиры по указанному выше адресу выполнено остекление лоджии, конструкция которой крепится к элементам фасада дома, однако протокол общего собрания на использование общего имущества дома отсутствует, что является нарушением статей 36, 44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Административный истец полагал организацию проверки и вынесенное предписание не соответствующими требованиям закона.
Решением Обнинского городского суда Калужской области от 26 апреля 2021 года, оставленным без изменения и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 11 августа 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 29 ноября 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 13 декабря 2022 года, Бернер И.В. просит отменить судебные акты в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела. Полагает, что нарушений закона не допускал, представитель ГЖИ квартиру административного истца не посещал, в том числе не осматривал застекленный балкон, нарушена процедура проведения проверки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы и отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что оспариваемые акт и предписание вынесены уполномоченным должностным лицом, соответствуют требованиям законодательства, нарушений в организации и проведении проверки не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в судебных актах, основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах.
Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно Положению о государственном жилищном надзоре, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре" государственный жилищный надзор осуществляется, среди прочего, посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (статья 3).
Из материалов административного дела следует, что 24 сентября 2020 года в ГЖИ Калужской области поступило обращение управляющей компании - МП "УЖКХ" о принятии в отношении собственника жилого помещения по адресу: "адрес" Бернера И.В. мер для приведения последним квартиры в проектное состояние (демонтировать самовольное остекленение балкона и самодельный козырек над остекленением) в связи с самовольным установлением на балконе указанной квартиры внепроектного остекленения и самодельного козырька, опирающихся и прикрепленных к конструкциям общего имущества многоквартирного дома.
В целях проверки доводов обращения в рамках государственного жилищного надзора приказом заместителя начальника ГЖИ Калужской области Бурканова Н.А. от 13 октября 2020 года N474 было организовано проведение проверки по обследованию эксплуатационного состояния жилых и нежилых помещений, а также общего имущества собственников помещений по указанному выше адресу. Проведение проверки возложено на заместителя начальника отдела контроля за использованием жилых помещений, общего имущества, начисления платежей ФИО2
По результатам проведенной проверки заместителем начальника отдела контроля за использованием жилых помещений, общего имущества, начисления платежей ФИО2 составлен акт проверки N, согласно которому собственником жилого помещения по адресу: "адрес" выполнено остекление лоджии, конструкция которой крепится к элементам фасада дома, однако протокол общего собрания на использование общего имущества многоквартирного дома отсутствует.
Собственникам жилого помещения ФИО4 и ФИО8 выдано предписание от 27 октября 2020 года N724 о согласовании использования общего имущества в установленном законодательством порядке или производстве демонтажа конструкции в срок до 3 марта 2021 года.
В тот же день предписание и акт проверки направлены собственникам названного помещения.
В силу части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года N 25, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пунктами 3, 4 части 1, частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме; собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпункта "а" пункта 1, пункта "в" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В многоквартирном доме в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, указывают на недопущение переоборудования и перепланировки жилых домов и квартир (комнат), ведущих к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, ухудшению условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.
В соответствии с подпунктом 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, лоджия (балкон) является несущей конструкцией.
Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", определяя понятие строительной конструкции, устанавливает, что это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции, должна отвечать требованиям механической безопасности и находиться в состоянии, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части.
Ограждающие несущие конструкции включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость. С учетом данных технических особенностей этих конструкций плиты лоджий отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме.
Приведенные правовые нормы свидетельствуют о том, что для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения, фактически влекущей уменьшение размера общего имущества многоквартирного дома, а также использования общего имущества обязательным условием является согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.
Учитывая, что согласие всех собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом общего собрания, на выполнение административным истцом остекления балкона с козырьком, крепящегося к элементам фасада многоквартирного дома, являющегося общим имуществом дома, отсутствует, то оспариваемые акт проверки и предписание ГЖИ Калужской области являются законными, прав административного истца не нарушающими, соответствующими требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, отказ в удовлетворении заявленных административных исковых требований является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с данной судами оценкой обстоятельствам дела, повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены правильно, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
на решение Обнинского городского суда Калужской области от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 11 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бернера И.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.