Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Русских А.Н. на решение Щелковского городского суда Московской области от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 30 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Московской области к Русских А.Н. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Московской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 16 по Московской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Русских А.Н. задолженность за 2019 год по налогу на имущество физических лиц в размере 269 рублей, пени за период с 02 декабря 2020 года по 03 февраля 2021 года в размере 2 рублей 44 копеек; земельному налогу в размере 2 763 рублей, пени за период с 02 декабря 2020 года по 03 февраля 2021 года в размере 25 рублей 05 копеек; за 2020 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 рублей, пени в размере 40 рублей 59 копеек и на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 рублей, пени в размере 156 рублей 29 копеек.
Заявленные требования обоснованы тем, что Русских А.Н. зарегистрирован в качестве адвоката, в связи с чем является плательщиком страховых взносов. Также административный ответчик является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес"; земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", в связи с чем обязан уплачивать налог на имущество физических лиц и земельный налог. По месту жительства административному ответчику направлялись соответствующие налоговое уведомление и требования об уплате недоимки и пени, однако налоговая обязанность до настоящего времени не исполнена.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 17 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 30 мая 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами Русских А.Н. 26 ноября 2022 года почтой через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Первый кассационный суд общей юрисдикции 16 декабря 2022 года, в которой просит об их отмене, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствии выводов обстоятельствам дела. В доводах жалобы ссылается на то, что налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих, что в 2020 году он являлся плательщиком страховых взносов, а вывод суда апелляционной инстанции о том, что в указанный налоговый период он имел статус адвоката, основан на предположениях. Полагает, что единственным доказательством, подтверждающим статус адвоката, является удостоверение, которое в материалы дела не представлено; налоговое уведомление об уплате земельного налога и налога на имущество в его адрес не направлялось. Обращает внимание, что к территориальной подсудности мирового судьи 284 Щелковского судебного района "адрес" относится адрес его проживания "адрес", что указано и в заявлении о вынесении судебного приказа. Однако в требовании об уплате налога и страховых взносов указан ненадлежащий адрес "адрес". Поскольку требование об уплате налога и страховых взносов по месту его фактического жительства налоговым органом не направлялось, то право на обращения в суд с административным иском отсутствовало.
На кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области поданы письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В силу пункта 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с подпунктом 1 и 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ адвокат уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Учитывая положения подпункта 1 пункта 9 статьи 430 НК РФ адвокат, уплачивающий налог на доходы физических лиц, определяет размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исходя из своего дохода от профессиональной деятельности.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, порядок уплаты которого регламентирован положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Земельный налог относится к местным налогам и согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен данный налог.
Согласно статье 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (налоговая база Х налоговая ставка) /12 месяцев Х количество месяцев, за которое производится расчет).
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу положений статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Частями 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что заявление подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Московского областного суда, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что налоговым органом соблюдена процедура по своевременному направлению уведомления и требований об уплате недоимки, однако административным ответчиком не исполнена возложенная на него законом обязанность по уплате налогов и страховых взносов, а обстоятельств, свидетельствующих о необходимости его освобождения от уплаты образовавшейся недоимки, не имеется. Расчет недоимки по налогам и страховым взносам, а также пени проверен и является правильным, административным ответчиком не оспаривается.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Русских А.Н. с 26 сентября 2015 года поставлен на налоговый учет в качестве адвоката, статус адвоката не прекращен, в связи с чем обязан уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование, однако за 2020 год такая обязанность им не исполнена.
Сведения о наличии статуса адвоката являются общедоступными, а доказательств прекращения данного статуса административным ответчиком не представлено.
С 18 марта 2015 года Русских А.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", а с 25 апреля 2018 года - собственником квартиры с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Налоговым органом административному ответчику направлялось налоговое уведомление от 1 сентября 2020 года N 69869739 о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц и земельного налога не позднее срока, установленного законодательством и налогах и сборах, то есть не позднее 2 декабря 2020 года, которое не исполнено.
В порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование от 4 февраля 2021 года N 4961 об уплате недоимки по названным выше налогам, в том числе по страховым взносам за 2020 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32 448 рублей, пени в размере 156 рублей 29 копеек и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8426 рублей, пени в размере 40 рублей 59 копеек, которое не исполнено.
Поскольку требование не исполнено, по заявлению налогового органа мировым судьей 284 судебного района Щелковского судебного района Московской области от 12 августа 2021 года был выдан судебный приказ, который в связи с поступившими возражениями должника определением мирового судьи от 21 сентября 2021 года отменен.
Доводы кассационной жалобы не выражают несогласие с взысканием налога на имущество и земельного налога, а также с размером недоимки.
Довод жалобы о том, что налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих, что административный истец в налоговый период 2020 год являлся адвокатом, а соответственно плательщиком страховых взносов, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
Согласно части 1 статьи 12, части 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.
Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.
Установлено, что статус адвоката Русских А.Н. был присвоен, сведения об адвокате Русских А.Н. включены в реестр адвокатов, он поставлен на налоговый учет, статус является действующим.
Отсутствие в материалах дела копии удостоверения адвоката не влечет за собой утрату такого статуса, а исходя из общедоступного реестра адвокатов, статус адвоката действующий.
Вопреки доводам Русских А.Н. налоговым законодательством обязанность по уплате страховых взносов не поставлена в зависимость от фактического осуществления адвокатом деятельности, а также от наличия или отсутствия у адвоката удостоверения.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта приобретения статуса адвоката, который подтверждается либо удостоверением, либо документом, выданным в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона об адвокатской деятельности, и прекращается с момента прекращения или приостановления статуса адвоката.
Довод кассационной жалобы об отсутствии доказательств направления налогоплательщику налогового уведомления, требования, а соответственно соблюдения процедуры взыскания, правильно был отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку в материалы дела представлены доказательства направления заказным письмом налогового уведомления (почтовый идентификатор N) и требования (почтовый идентификатор N).
Нижестоящими судебными инстанциями достоверно установлено, что налоговое уведомление и требование направлены административному ответчику по месту его регистрации: "адрес" (л.д. 35).
Нарушений норм процессуального права о территориальной подсудности рассмотрения дела судом апелляционной инстанции проверен и сделан вывод, что мировой судья 284 судебного участка Щелковского судебного района Московской области обоснованно выдал судебный приказ.
Учитывая изложенные обстоятельства, выводы нижестоящих судов об удовлетворении заявленных требований соответствуют обстоятельствам административного дела и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Вопреки доводам жалобы нормы нарушений норм процессуального и материального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела. Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 30 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Русских А.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.