Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области на решение Одоевского межрайонного суда Тульской области от 4 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 13 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Одоевского района Тульской области в интересах Филиной Н.Г, Перепечко Н.К. к администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, возражения на кассационную жалобу прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре и г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, судебная коллегия
установила:
прокурор Одоевского района Тульской области обратился в суд в интересах Филиной Н.Г, Перепечко Н.К. с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области по непринятию мер к обеспечению проезда транспортных средств к "адрес".
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Одоевского района проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения администрацией муниципального образования Одоевский район, в ходе которой установлено, что проезд к домам "адрес" не обеспечен и возможность подъезда, в том числе машин экстренных служб, отсутствует. В адрес администрации муниципального образования Одоевский район прокурором внесено представление, однако требования не исполнены. От жителей перечисленных домов Перепечко Н.К. и Филиной Н.Г. поступили заявления об обращении в их интересах в суд, в связи с возрастом и состоянием здоровья.
Решением Одоевского межрайонного суда Тульской области от 4 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 13 сентября 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области по необеспечению проезда автотранспортных средств к жилым "адрес".
На администрацию муниципального образования Одоевский район Тульской области возложена обязанность провести мероприятия по устройству съезда, обеспечивающего проезд автотранспортных средств к названным жилым домам в срок до 1 ноября 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной 14 декабря 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 22 декабря 2022 года, администрация муниципального образования Одоевский район Тульской области просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает, что в соответствии с проектом детальной планировки п. Одоев, являющимся неотъемлемой частью генерального плана поселка из-за стесненных условий, сложившихся в результате существующей жилой застройки, находящихся в непосредственной близости от жилых домов не предусмотрено наличие подъезда к жилым "адрес". Единственной возможностью организовать подъезд к указанным домам является устройство съездов с автомобильной дороги "данные изъяты", которая входит в перечень дорог регионального значения и находится в оперативном управлении ГУ Тульской области "Тулаавтодор". Полагает, что осуществление дорожной деятельности не является муниципальной обязанностью, не относится к вопросам местного значения, а заявители при необходимости устройства съезда вправе самостоятельно и за свой счет его оборудовать. Судом проигнорирован пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" из которого следует, что съезд к жилым домам не относится к объектам дорожного сервиса.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда, исходил из того, что администрация муниципального образования Одоевский район как орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание внутриквартальных автомобильных дорог. Следовательно, администрация обязана обеспечить их надлежащее техническое состояние, устройство съездов и возможности подъезда к жилым домам. Обустройство съезда, обеспечивающего проезд автотранспортных средств к жилым "адрес" является придомовым и внутриквартальным проездом, поскольку используется участниками дорожного движения для подъезда к домам, расположенным в "адрес", а следовательно, - элементом улично-дорожной сети автомобильных дорог местного значения, обязанность по обустройству и проведению ремонта которых возложена на администрацию муниципального образования "адрес", как орган местного самоуправления. Факт допущенного административным ответчиком незаконного бездействия, выразившегося в невыполнении обязанности по принятию мер к обеспечению проезда к жилым "адрес", нарушающий права собственников квартир в указанных домах Перепечко Н.К, Филиной Н.Г. нашел подтверждение.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Материалами административного дела подтверждается и установлено судами, что в прокуратуру Тульской области поступило коллективное заявление жителей "адрес" по вопросам организации дорожного движения.
Из ответа Государственного учреждения Тульской области "Тулаавтодор" от 9 марта 2021 года следует, что возможно устройство одного примыкания к "адрес" для организации подъезда к жилым домам.
31 марта 2021 года Государственным учреждением Тульской области "Тулаавтодор" администрации муниципального образования "адрес" выданы технические условия N на строительство съезда на "адрес") с образованием пересечения с существующей улицей для организации подъезда к жилым "адрес" с учетом требований СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", ВСН 103-74 "Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог", ОДМ 218.4.005-2010 "Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" и других нормативных документов.
14 апреля 2021 года в адрес главы администрации муниципального образования Одоевский район прокурором внесено представление с требованием обеспечить проезд к жилым "адрес".
До настоящего времени технические условия, выданные Государственным учреждением Тульской области не согласованы, работы по устройству съезда административным ответчиком не проводились.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах. Бездействие со стороны администрации муниципального образования Одоевский район было допущено, поскольку именно орган местного самоуправления ответственен за содержание внутриквартальных автомобильных дорог, а следовательно, обязан обеспечить их надлежащее техническое состояние, устройство съезда и возможности подъезда к жилым домам, что нарушает права жителей жилых домов, в частности, собственников квартир Перепечко Н.К, Филиной Н.Г.
Доводы кассационной жалобы о том, что в соответствии с проектом детальной планировки п. Одоев, являющимся неотъемлемой частью генерального плана поселка из-за стесненных условий, сложившихся в результате существующей жилой застройки, находящихся в непосредственной близости от жилых домов не предусмотрено наличие подъезда к жилым "адрес"; единственной возможностью организовать подъезд к указанным домам является устройство съездов с "адрес", которая входит в перечень дорог регионального значения и находится в оперативном управлении ГУ Тульской области "Тулаавтодор"; собственники квартир в названных домах наделены правом обустроить спорный съезд за свой счет, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании приведенных норм материального права и на существо правильно принятых судебных актов не влияют.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым судом дана оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Одоевского межрайонного суда Тульской области от 4 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.