Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную Жимоновой Валентины Николаевны на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 14 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 15 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Жимоновой Валентины Николаевны к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам,
УСТАНОВИЛА:
Жимонова В.Н. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия сотрудников областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" (далее ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского") при составлении документации в отношении нее для продления срока действия программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания с отметкой о необходимости проведения санаторно-курортного лечения; обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав и свобод.
Указала, что административным ответчиком в нарушение требований законодательства направлены документы в отношении нее в бюро судебно-медицинской экспертизы для продления срока действия программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания с отметкой о необходимости проведения санаторно-курортного лечения. Устранение данных нарушений возможно возложением на административного ответчика обязанности направить документы в отношении нее в бюро судебно-медицинской экспертизы для продления срока действия программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания с отметкой о необходимости проведения санаторно-курортного лечения, а именно с указанием основного заболевания, кода по МКБ, сезона лечения (лето) и вида курорта (морская климатическая зона).
Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 14 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 15 сентября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 19 декабря 2022 года через суд первой инстанции, Жимонова В.Н. просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Указывает, что указание в программе ее реабилитации на необходимость посещения санатория-курорта местного значения не соответствует требованиям федерального законодательства, поскольку в Белгородской области отсутствуют бальнеологические курорты с углекислыми и хлоридно-натриевыми водами или климатические курорты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Жимонова В.Н. является инвалидом "данные изъяты" группы бессрочно, причина инвалидности - профессиональное заболевание. Основным заболеванием, обусловленным прямыми последствиями страхового случая, является "данные изъяты". Код заболевания по МКБ-10 - J45.0.
В заключении врачебной комиссии N о нуждаемости пострадавшего в назначении мероприятий медицинской реабилитации от 28 февраля 2022 года, выданном ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского", Жимоновой В.Н. определена нуждаемость в санаторно-курортном лечении пульмонологического профиля, сезон - лето, продолжительность курса лечения - 21 день, значение рекомендованного для лечения курорта - федерального значения и регионального значения - бальнеологические с углекислыми, хлоридно-натриевыми водами и климатические, срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационного мероприятия - 1 год.
ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" 28 февраля 2022 года Жимоновой В.Н. выдано направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией, в соответствии с пунктом 37 которого ей рекомендованы курорты федерального и регионального значения: бальнеологические с углекислыми водами, хлоридно-натриевыми водами и климатические курорты, пульмонологический профиль курсами по 21 день.
В последующем, 3 марта 2022 года составлена программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания N к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы от 3 марта 2022 года N, согласно пункту 29 которой Жимонова В.Н. нуждается в санаторно-курортном лечении, профиль - болезни органов дыхания, сезон - лето; продолжительность курса лечения - 21 день, значение для рекомендованного для лечения курорта - местного значения и федерального значения, срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационного мероприятия - со 2 марта 2022 года по 1 марта 2023 года, заключение врачебной комиссии медицинской организации N от 28 февраля 2022 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемые действия совершены уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия и на законных основаниях.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных названным Федеральным законом случаях, осуществляется путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
В статье 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) определено, что реабилитация инвалидов система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, к реабилитационным мероприятиям относится, в том числе, санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктами 4.4, 4.15 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года N 502Н, врачебная комиссия, в числе прочего, принимает решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации; выносит медицинское заключение о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок направления граждан на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение.
Приказом Минздрава России от 28 сентября 2020 года N 1029н утвержден Перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения.
Согласно пункту 9 раздела IX названного Перечня заболевание по коду J45.0 "астма, с преобладанием аллергического компонента" является показанием для санаторно-курортного лечения на курортах: 1) бальнеологических с углекислыми водами, хлоридно-натриевыми водами; 2) климатических.
Основные принципы медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение определены Порядком медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденным приказом Минздрава России от 22 ноября 2004 года N 256, согласно которому медицинский отбор и направление больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении (за исключением граждан, указанных в абзаце втором указанного пункта), осуществляют лечащий врач и заведующий отделением, а там, где нет заведующего отделением, главный врач (заместитель главного врача) лечебно-профилактического учреждения (амбулаторно-поликлинического учреждения (по месту жительства) или медико-санитарной части (по месту работы, учебы) больного при направлении его на профилактическое санаторно-курортное лечение и больничного учреждения при направлении больного на долечивание).
Медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства (пункт 1.2).
Лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований.
В сложных и конфликтных ситуациях по представлению лечащего врача и заведующего отделением заключение о показанности санаторно-курортного лечения выдает врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения.
Врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по представлению лечащего врача и заведующего отделением выдает заключение о показанности или противопоказанности санаторно-курортного лечения гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (пункт 1.3)
При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания, в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, учитывается наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах (пункт 1.4).
В пункте 37 направления Жимоновой В.Н. на медико-социальную экспертизу медицинской организацией от 28 февраля 2022 года указано на рекомендацию санаторно-курортного лечения, при этом выбор курорта указан в соответствии с пунктом 9 раздела IX Перечня медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения, утвержденного приказом Минздрава России от 28 сентября 2020 года N 1029н, с учетом имеющегося у нее основного заболевания и наличия сопутствующих заболеваний.
Вопреки мнению административного истца, к бальнеологическим с углекислыми водами, хлоридно-натриевыми водами и климатическим курортам в соответствии с Перечнем курортов России с обоснованием их уникальности по природным лечебным факторам, Методическими указаниями, утвержденными Минздравом России 22 декабря 1999 года N 99/228, относятся не только курорты Краснодарского края и Республики Крым.
Из смысла части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
Судами такая совокупность условий не установлена.
Из заявленного административного искового заявления следует, что Жимоновой В.Н. оспариваются действия именно ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского". Само по себе указание медицинской организацией в направлении Жимоновой В.Н. на дальнейшую медико-социальную экспертизу о возможности осуществления ее санаторно-курортного лечения на выбор в учреждении федерального либо регионального значения не противоречит вышеприведенным нормам права и не может рассматриваться как нарушающим права административного истца.
Более того, в силу пункта 1.4 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Минздрава России от 22 ноября 2004 года N 256, больных, которым показано санаторно-курортное лечение, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии здоровья, следует направлять в близрасположенные санаторно-курортные учреждения, организации необходимого профиля.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 14 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 15 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Жимоновой Валентины Николаевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.