Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Узловский район на решение Узловского городского суда Тульской области от 5 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 14 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Узловского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Узловский район о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
Узловский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Узловский район (далее - Администрация), выразившееся в непринятии мер по ремонту дорожного покрытия автомобильной дороги по адресу: Тульская область, Узловский район, п. Дубовка - п. Южный (шахта N 8) начало от юго- восточной окраины п. Дубовка по направлению на юг до западной окраины п. Южный (шахта N 8), протяженностью 500 метров; обязать в срок до 1 июля 2023 года провести работы по ремонту дорожного покрытия автомобильной дороги в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017.
В обоснование административного иска указал на несоответствие автомобильной дороги установленным требованиям: проезжая часть дороги имеет неровности в виде просадок, впадин, углублений на протяжении всего участка, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения.
Решением Узловского районного суда Тульской области от 5 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 14 июня 2022 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 декабря 2022 года, Администрация просит отменить состоявшиеся судебные постановления. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, утверждает, что незаконное бездействие Администрацией не допущено, дорога уже включена в региональный проект "Дорожная сеть" Тульской области национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и запланирована к ремонту.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 3 названного закона определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 названного закона).
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в собственности муниципального образования Узловский район находится автомобильная дорога протяженностью 500 метров с инвентарным номером 70:244:002:060018830, расположенная по адресу: Тульская область Узловский район, п. Дубовка - п. Южный (шахта N 8) начало от юго-восточной окраины п. Дубовка по направлению на юг до западной окраины п. Южный (шахта N 8).
По результатам проверки, проведенной 12 ноября 2021 года прокурором с участием государственного инспектора ГИБДД и Администрации, выявлены недостатки эксплуатационного содержания автомобильной дороги, выразившиеся в сплошном разрушении дорожного покрытия проезжей части вопреки требованиям ГОСТ 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы".
Заместитель Узловского межрайонного прокурора внес Главе Администрации представление от 25 ноября 2021 года об устранении выявленных нарушений законодательства.
По результатам рассмотрения представления Глава Администрации сообщил в письме от 24 декабря 2021 года N 15-24/8651, что 19 апреля 2018 года Администрация обратилась в министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области в целях включения в перечень объектов улично - дорожной сети, подлежащих ремонту в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильныe дороги", в том числе автомобильной дороги, расположенной по адресу: Тульская область, Узловский район, п. Дубовка - п. Южный (шахта N 8) начало от юго-восточной окраины п. Дубовка по направлению на юг до западной окраины п. Южный (шахта N 8). Указанная дорога включена в региональный проект "Дорожная сеть" Тульской области национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и запланирована к ремонту. В паспорте регионального проекта "Дорожная сеть" Тульской области указан срок начала и окончания проекта 3 декабря 2018 года - 31 декабря 2024 года, однако сведений о сроках проведения ремонтных работ именно на данной автомобильной дороге паспорт программы не содержит.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, городской суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал на несоответствие состояния автомобильной дороги действующим стандартам, что свидетельствует о незаконном бездействии Администрации.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В кассационной жалобе не оспаривается и установлено судами, что собственником дороги является муниципальное образование Узловский район, техническое состояние дороги не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017.
Таким образом, вопреки приведенным выше предписаниям закона Администрация не обеспечила соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
В этой связи бездействие Администрации обоснованно признано незаконным.
Ссылки автора кассационной жалобы на включение автодороги в региональный проект "Дорожная сеть" Тульской области со сроком реализации до 2024 года не опровергает выводы суда о незаконном бездействии Администрации, допустившей ненормативное состояние дороги. Включение автодороги в названный проект не означает, что до начала его реализации дорога, вопреки требованиям закона, может оставаться в ненормативном состоянии, создающем угрозу безопасности дорожного движения.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 5 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 14 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Узловский район - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 31 января 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.