Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Седых Д.С. к акционерному обществу "Крокус Интернэшнл" о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Седых Д.С.
на решение Красногорского городского суда Московской области от 27 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 августа 2022 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, выслушав пояснения представителя Седых Д.С. - Александровой О.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения посредством веб-конференции "VideoMost" представителей акционерного общества "Крокус Интернэшнл" Левановой А.М. и Селяметовой В.И, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Седых Д.С. обратился в суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Крокус Интернэшнл" (далее - АО "Крокус Интернэшнл") о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 27 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 августа 2022 года, исковые требования Седых Д.С. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Седых Д.С. изложена просьба об отмене решения и апелляционного определения в связи с неприменением закона, подлежащего применению, применением закона, не подлежащего применению, неправильным применением и толкованием норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела, 24 марта 2010 года между АО "Крокус Интернэшнл" и Седых Д.С. заключен трудовой договор N, в соответствии с которым Седых Д.С. был принят на работу на должность инженера в структурное подразделение: Группа комплектации строительства отдела материально-технического снабжения.
Согласно пункту 7.1 трудового договора, работнику гарантировано получение заработной платы, состоящей из: оклада (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, установленный штатным расписанием и равный 15000 рублей в месяц (оклад); иной выплаты в виде премии, установленной и начисляемой работодателем (премия) в соответствии с действующим Положением об оплате труда, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора; компенсационных выплат - в случаях, предусмотренных действующим трудовым законодательством Российской Федерации, локальными актами общества, либо трудовым договором с конкретным работником; иных поощрительных выплат, виды, размер и периодичность выплаты которых могут быть установлены распорядительными актами общества, либо трудовым договором с конкретным работником в соответствии с действующим Положением об оплате труда.
Пунктом 7.2 трудового договора предусмотрено, что заработная плата выплачивается работнику не реже чем каждые полмесяца в сроки, установленные действующим Положением об оплате труда (заработной плате и премировании).
09 ноября 2015 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору N, согласно пункту 2 которого заработная плата состоит из: оклада, стимулирующей ежемесячной выплаты, компенсационных выплат, иных поощрительных выплат. Оклад установлен в размере 45000 рублей. Стимулирующие ежемесячные выплаты начисляются в соответствии с Положением об оплате труда. В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 01 ноября 2017 года к трудовому договору N заработная плата выплачивается работнику 25 числа текущего месяца, работнику выплачивается оклад за фактически отработанное время за период с 01 по 15 число текущего месяца и компенсационные выплаты, 10 числа следующего за расчетным месяцем вводится окончательный расчет и выплаты по окладу за отработанное время в предыдущем месяце: 30 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании приказа производится выплата ежемесячной премии за предыдущий месяц.
В соответствии с дополнительным соглашением от 01 февраля 2019 года к трудовому договору N и приказом от 01 февраля 2019 года N-пер истец переведен на должность начальника отдела (группа Киргизия) в структурное подразделение Инженерный отдел Управления материально-технического обеспечения с окладом 45000 рублей.
Приказом генерального директора АО "Крокус Интернэшнл" от 27 декабря 2018 года N признано утратившим силу с 08 января 2019 года Положение об оплате труда (заработной плате и премировании) АО "Крокус Интернэшнл", утвержденное приказом от 01 августа 2016 года N 134/1, утверждено и введено в действие с 09 января 2019 года новое Положение об оплате труда (заработной плате и премировании) АО "Крокус Интернэшнл".
Согласно пункту 2.1. Приложения N Положения об оплате труда (заработной плате и премировании) АО "Крокус Интернэшнл" базой для расчета размера премии является сумма денежных средств, выделенных обществом на премирование работников, размер которого ежемесячно определяется высшим руководством общества и утверждается приказом генерального директора (Президента) за 2 рабочих дня до начала месяца.
Судами установлено, что база для расчета размера премии за июнь 2021 года, выделяемая на Управление материально-технического обеспечения составляла 2515289, 65 рублей при численности работников 25 человек (пункт 3 выписки из представления о премировании за июнь 2021 года).
В июле 2021 года денежные средства для премирования Управлению материально-технического обеспечения не выделялись.
База для расчета размера премии за август 2021 года на Управление материально-технического обеспечения составляла 2841852, 87 рублей при численности работников 39 человек (пункт 5 выписки из представления о премировании за август 2021 года); за сентябрь 2021 года - 3201305, 60 рублей при численности работников 39 человек (пункт 5 выписки из представления о премировании за сентябрь 2021 года).
Судами установлено, что итоговый размер премии (итоговая сумма премии) за месяц рассчитывается по формуле в соответствии с пунктом 2.8. Приложения N Положения об оплате труда (заработной плате и премировании) АО "Крокус Интернэшнл".
Согласно материалам дела за июнь 2021 года Седых Д.С. начислена премия в размере 161896, 50 рублей, за август 2021 года - 69942, 50 рублей, за сентябрь 2021 года - 7673, 63 рублей и 33962, 21 рублей.
Согласно акту проверки Государственной инспекции труда в Московской области N в отношении АО "Крокус Интернэшнл" из анализа расчетных и платежных документов установлено, что заработная плата Седых Д.С. с июня 2021 по октябрь 2021 производилась в полном объеме, в соответствии с условиями трудового договора.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Седых Д.С требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцу в период с июня 2021 года по сентябрь 2021 года в полном объеме начислена и выплачена заработная плата в соответствии с условиями трудового договора и дополнительных соглашений к нему.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что заработная плата в установленном трудовым договором размере выплачивалась Седых Д.С. в полном размере, полагал отсутствующей у ответчика задолженности по заработной плате перед истцом и отсутствии оснований для взыскания премий, поскольку в соответствии с трудовым договором и Положением об оплате труда (заработной платы и премировании) АО "Крокус Интернэшнл" премия не является обязательной составной и гарантированной частью заработной платы и зависит от ряда факторов, в том числе, от количества и качества труда работников, финансового положения предприятия.
В судебных актах приведено верное толкование норм материального права (стаей 2, 5, 8, 21, 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации), подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также результаты оценки доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, оценка которым дана судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Седых Д.С. о том, что согласно показаниям свидетеля ФИО8 заработная плата в размере 200000 рублей являлась согласованной ежемесячной оплатой труда, что судами не дана оценка тому, что он не привлекался к дисциплинарной ответственности, на предприятии отсутствовали нормы выработки и планы, несостоятельны и не являются основанием для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и представленных доказательств.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Красногорского городского суда Московской области от 27 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 августа 2022 года оставить без изменений, кассационную жалобу Седых Д.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.