Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Богатых О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Войдаковой С.П, Велиляевой И.М. по доверенности Поповой Т.А. на решение Сакского районного суда Республики Крым от 28 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Войдаковой С.П, Велиляевой И.М. к председателю Уютненского сельского совета - главе администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым Осадчей Е.В, администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Войдакова С.П, Велиляева И.М. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным решение от 8 ноября 2021 года N об отказе в присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 900 кв. м по адресу Сакский район, на территории Уютненского с/с, за подписью председателя Уютненского сельского совета - главы администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым Осадчей Е.В.; признать незаконным решение от 16 ноября 2021 года N об отказе в присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 774 кв. м и жилому дому с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 155, 5 кв. м по адресу "адрес", за подписью председателя Уютненского сельского совета - главы Администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым Осадчей Е.В. Также просили возложить на администрацию Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым (далее - администрация) обязанность повторно рассмотреть заявления административных истцов о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" и жилому дому с кадастровым номером "данные изъяты".
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 28 декабря 2021 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 апреля 2022 года решение Сакского районного суда Республики Крым от 28 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 октября 2022 года, представитель Войдаковой С.П, Велиляевой И.М. - Попова Т.А. ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением судьи от 29 ноября 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Стороны в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судами установлено и следует из материала дела, что Войдакова С.П, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", 25 октября 2021 года обратилась в администрацию с заявлением о присвоении указанному земельному участку адреса с указанием в примечаниях к заявлению на наличие условий для применения подпункта "д" пункта 8 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 (далее - Правила N 1221) (т. 1, л. д. 115).
8 ноября 2021 года администрацией принято оспариваемое решение N, согласно которому Войдаковой С.П. отказано в присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты"
В обоснование данного решения указано на подпункт "г" пункта 40 Правила N 1221, а именно: согласно пункту "г" отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанных в пунктах 5, 8 - 11 и 14 названых Правил. Так, согласно подпункту "а" пункта 8 Правил N 1221 присвоения, изменения и аннулирования адресов, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройки территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ). В рассматриваемом случае отсутствует элемент планировочной структуры и элемент улично-дорожной сети ввиду неразработанного проекта планировки территории. Ввиду того, что изначально при разделении исходного земельного участка, ранее сельскохозяйственного назначения, не было соблюдено требование по разработке проекта планировки территории и проекта межевания территории для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, установления красных линий, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, администрацией принято решение об отказе в присвоении адресов по вышеуказанному основанию.
Также из материалов дела следует, что Велиляева И.М, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и здания с кадастровым номером "данные изъяты" ноября 2021 года обратилась в администрацию с заявлением о присвоении адреса указанным объектам недвижимости с указанием в примечаниях к заявлению на наличие условий для применения подпункта "д" пункта 8 Правил N 1221.
16 ноября 2021 года администрацией принято оспариваемое решение N, которым Велиляевой И.М. отказано в присвоении адреса заявленным объектам адресации (т. 1, л. д. 122) по аналогичным как у Войдаковой С.П. обстоятельствам.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии условий, предусмотренных нормами КАС РФ, для удовлетворения требований административного истца. Суды исходили из того, что градостроительный план земельных участков, документация по планировке территории в отношении указанных участков отсутствовала, в связи с чем административный ответчик правомерно принял обжалуемые решения об отказе в присвоении адреса спорным объектам недвижимости.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Правил N 1221 присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях:
подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с ГрК РФ;
выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О кадастровой деятельности", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Подпункт "б" пункта 8 Правил N 1221 указывает, что присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении зданий (строений), сооружений, в том числе строительство которых не завершено, в случаях:
выдачи (получения) разрешения на строительство или направления уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
выполнения в отношении объекта недвижимости в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О кадастровой деятельности", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком объекте недвижимости, при его постановке на государственный кадастровый учет (в случае если в соответствии с ГрК РФ для строительства или реконструкции объекта недвижимости получение разрешения на строительство не требуется).
Согласно подпункту "д" пункта 8 Правил N 1221 присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении объектов адресации, государственный кадастровый учет которых осуществлен в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", в случае отсутствия адреса у указанных объектов адресации или в случае необходимости приведения указанного адреса объекта адресации в соответствие с документацией по планировке территории или проектной документацией на здание (строение), сооружение, помещение, машино-место.
Как следует из пункта 21 Правил N 1221 решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса принимается одновременно: а) с утверждением уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, являющегося объектом адресации, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; б) с заключением уполномоченным органом соглашения о перераспределении земельных участков, являющихся объектами адресации, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; в) с заключением уполномоченным органом договора о развитии застроенной территории в соответствии с ГрК РФ; г) с утверждением проекта планировки территории; д) с принятием решения о строительстве объекта адресации; е) с выполнением комплексных кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, являющихся объектом адресации, которым не присвоен адрес, в том числе земельных участков, сведения о местоположении границ которых уточняются, образуемых земельных участков, а также объекты недвижимости, местоположение которых на земельном участке устанавливается или уточняется.
Пунктом 34 Правил N 1221 предусмотрен перечень документов, на основании которых уполномоченными органами принимаются решения, предусмотренные пунктом 20 названых Правил.
Так, заявителем должны быть предоставлены: схема расположения объекта адресации на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае присвоения земельному участку адреса) (подпункт "г"); выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, являющемся объектом адресации (в случае присвоения адреса объекту адресации, поставленному на кадастровый учет) (подпункт "д").
Подпунктом "г" пункта 40 Правил N 1221 предусмотрено, что в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано, если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 данных Правил.
В силу части 4 статьи 57.3 ГрК РФ, в случае, если в соответствии с названным Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории. При этом в отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только при наличии документации по планировке территории, утверждённой в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с данным Кодексом, или субъектом Российской Федерации).
Как указано в части 4 статьи 41 ГрК РФ, к видам документации по планировке территории относится проект планировки территории и проект межевания территории.
Согласно представленным выкопировкам из Генерального плана и Правил землепользования и застройки Уютненского сельского поселения, спорные земельные участки отнесены к функциональной зоне - подзона индивидуальной и малоэтажной застройки, расположены в планируемых границах населенного пункта, отнесены к территориальной зоне - зона застройки индивидуальными и малоэтажными домами, находятся в зоне перспективного развития территорий с возможностью комплексного развития территории, а также в границах санитарно-защитной зоны от территории специального назначения, связанной с государственными объектами СП-2.
Распоряжением Главы Республики Крым от 5 ноября 2019 года N 562-рг "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" запрещено изменение видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку. Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поручено приостановить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям сельскохозяйственного назначения, на виды использования, предусматривающие жилую застройку.
Согласно поручению Главы Республики Крым от 16 января 2019 года N, в целях недопущения реализации решений представительных органов местного самоуправления Республики Крым об утверждении генеральных планов поселений, городских округов по вопросу включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не согласованными с уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Крым, главам администраций муниципальных образований Республики Крым поручено: не допускать направление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов до урегулирования возникших разногласий по включению в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Срок: постоянно.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции был допрошен в качестве специалиста начальник управления архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации Сакского района Республики Крым Кирсанов А.С, который по обстоятельствам дела пояснил, что спорные земельные участка расположены на территории, изначально относившейся к землям сельскохозяйственного назначения, в настоящее время они указаны в зоне застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами, зоне перспективного развития территорий. В отношении данной территории Генеральный план принят с разногласиями в части включения земель сельскохозяйственного назначения, при этом Министерство сельского хозяйства Республики Крым и Совет министров Республики Крым не согласовали перевод земель сельскохозяйственного назначения в зону Ж1, следовательно, земли подлежат отнесению к зоне с неурегулированными вопросами. В настоящее время на согласовании находится новый проект Генерального плана, в котором спорные земли указаны как земли сельскохозяйственного назначения. Также указал, что администрация Сакского района разрешений на строительство объекта недвижимости на спорном земельном участке не выдавала.
Таким образом, учитывая, что административными истцами были поданы заявления о присвоении объектам недвижимости адресов при отсутствии утвержденной документации по планировке территории, межевания территории для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, установления красных линий, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, суды обоснованно пришли к выводу о законности оспариваемых решений административного ответчика.
Доводы кассационной жалобы о подаче заявлений на основании подпункта "д" пункта 8 Правил N 1221 являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в оспариваемых судебных актах.
Иные доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 28 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Войдаковой С.П, Велиляевой И.М. по доверенности Поповой Т.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 17 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.