Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В..
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования города Краснодар, поступившую в суд первой инстанции 10 ноября 2022 года, на решение Ленинского районного суда города Краснодар от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Золотаревой Т.П. к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ГБУ Краснодарского края "Крайтехинвентаризация" - Краевое БТИ" по городу Краснодару об исправлении реестровой ошибки.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя администрации муниципального образования город Краснодар - Грудевой Ю.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Золотарева Т.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ГБУ Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по городу Краснодару об исправлении реестровой ошибки.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 21 июня 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Суд обязал ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" внести изменения в Реестровую книгу и техническую документацию на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" в части указания общей площади квартиры 44, 42 кв.м. вместо 16, 6 кв.м, указания назначения объекта "квартира" вместо "жилое помещение".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 сентября 2022 года оставлено без изменения решение Ленинского районного суда города Краснодара от 21 июня 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации муниципального образования город Краснодар - Грудева Ю.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции, в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимала участие представитель администрации муниципального образования город Краснодар - Грудева Ю.В, просила отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, Золотаревой Т.П. на праве собственности принадлежит квартира N 13 общей площадью 44, 42 кв.м, жилой площадью - 16, 6 кв.м, расположенная в "адрес", что подтверждается договором купли-продажи от 20 сентября 1996 года.
До 31 января 1998 года БТИ выполняли функции по регистрации строений (п. "г" ? 1 Инструкции "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР", утвержденной Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 года N 83).
В силу пункта 2 Инструкции "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР", утвержденной Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 года N 83, регистрации подлежали все строения, расположенные в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, независимо от того, в чьем ведении они находятся.
Сведения о здании с кадастровым номером N были внесены в государственный кадастр недвижимости, а затем в Единый государственный реестр недвижимости, в результате рассмотрения заявления о внесении в ГКН сведений о раннее учтенном объекте недвижимости от 11 ноября 2019 года N 23/301/17-3167 на основании представленных документов (Технический паспорт от 03 сентября 1971 года).
Согласно материалам дела, в техническом паспорте от 23 сентября 1971 года, находящемся в распоряжении органа регистрации прав, содержатся сведения о площади объекта недвижимости с кадастровым номером N - "16.6 кв.м.".
Как установлено судами нижестоящих инстанций и подтверждается материалами дела, при передаче в собственность "адрес" от 29 ноября 1995 года глава Центрального административного округа города Краснодара передал в собственность Овсянникову А.В. квартиру "адрес", состоящую из 1 комнаты, расположенной на 2 этаже 2-х этажного дома, общей площадью 31, 00 кв.м, в том числе жилой площадью 16, 60 кв.м.
Согласно договору купли-продажи от 20 сентября 1996 года Овсянников А.В. продал Золотаревой Т.П. "адрес", состоящую из 1 жилой комнаты, общей площадью 44, 42 кв.м, в том числе жилой площадью 16, 60 кв.м.
Вместе с тем было выявлено в ходе оформления документов, связанных со сносом аварийного дома N 49 по улице Красноармейской в городе Краснодар, что в Едином государственном реестре недвижимости при внесении данных об общей площади, принадлежавшей Золотаревой Т.П. квартиры, допущена реестровая ошибка, а именно: в технической документации, которая предоставлена в регистрирующий орган ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" указана общая площадь квартиры 16, 6 кв.м, что не соответствует правоустанавливающим документам.
Согласно данным выписки из ЕГРП на кадастровый учет, а в последствии и государственный реестр недвижимости, поставлен не объект недвижимости "квартира", а "жилое помещение" в виде одной комнаты, что так же не соответствует правоустанавливающим документам.
Согласно данным технической документации на момент приобретения административным истцом квартиры, она состояла из жилого помещения 16, 6 кв.м, и имела общую площадью - 44, 42 кв.м.
Общая площадь квартиры, состояла и из вспомогательных помещений, предназначенных для удовлетворения собственника в бытовых и иных нужд, связанных с ее проживанием в квартире - из мест общего пользования жильцов дома - коридора, кухни, санузла, что отнесено законодательством к долевой собственности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения (квартиры) состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В связи с тем, что право собственности на квартиру у Золотаревой Т.П. возникло в 1996 году, то в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 2-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применялся действовавший в то время порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Статьей 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленный до дня вступления в силу данного документа, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Согласно подпункта 10 пункта 82 "Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N 42, зарегистрированного в Минюсте России 31 марта 2010 года (в редакции от 20 января 2016 года), в реестр, в числе прочего, вносятся сведения о площади помещения в квадратных метрах с округлением до 0, 1 кв. м.
В соответствии с пунктом 84.1 Порядка, сведения, предусмотренные подпунктами 7-10 пункта 82, пунктом 83, подпунктами 2 и 3 пункта 84 Порядка, вносятся в реестр на основании технического плана помещения.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не предусмотрено внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об "общей приведенной площади" или "общей площади" жилого помещения.
Для целей осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в силу части 13 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" площадь здания, помещения определяется в соответствии с Требованиями к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 года N 90, которые предусматривают особенности подсчета площади жилого здания (пункты 2, 3, 8, 9) и жилого помещения (пункты 2, 3, 12, 13).
В соответствии с пунктом 12 Требований N 90 площадь жилого помещения квартира, комната) состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, эксплуатируемой кровли.
К площади помещений вспомогательного использования относятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей, и иные.
Из анализа приведенных положений законодательства следует, что в настоящее время при определении площади жилого помещения, а именно квартиры, для целей осуществления государственного кадастрового учета, площади балконов, лоджий, веранд и террас, эксплуатируемой кровли в площадь жилого помещения не включаются.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.03.2016 N 90 (ред. от 09.08.2018) утверждены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения, согласно пункту 12 которых площадь жилого помещения (квартира, комната) состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, эксплуатируемой кровли.
К площади помещений вспомогательного использования вносятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей, и иные.
В площадь жилого помещения включаются площади ниш высотой 2. метра и более, арочных проемов шириной 2 метра и более, пола под маршем внутриквартирной лестницы при высоте от пола до низа выступающих конструкций марша 1, 6 метра и более.
В площадь жилого помещения не включаются площадь, занятая выступающими конструктивными элементами и отопительными печами, а также площадь, находящаяся в пределах дверного проема.
Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В Приказе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 23.11.2010 N П/618 "Об организации работ по повышению качества данных Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости" приведена классификация ошибок, которые могли быть допущены в базах данных государственного кадастра недвижимости, включающая ошибки конвертации данных, ошибки внесения данных, ошибки расширения функциональности информационных систем и ошибки методологии.
По смыслу приведенных правовых норм исправление технической или реестровой ошибки допускается, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Исходя из изложенного суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришли к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований, поскольку материалами дела подтверждается, что при внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении объекта недвижимости-квартира N 13 по улице Красноармейской, д. 49 в городе Краснодаре допущена реестровая ошибка, возникшая в результате предоставления неверных данных в отношении спорного объекта недвижимости в регистрирующий орган филиалом ГБУ КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ".
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Краснодар от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 10 февраля 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.