Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жогина О.В, судей Макаровой Е.В, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона к ФКУ "Управление Черноморского флота" ФГАУ "Центральное управление жилищно - социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности выполнить определенные действия по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 21 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Жогина О.В, выслушав прокурора ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
заместитель военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском к ФКУ "Управление Черноморского флота" ФГАУ "Центральное управление жилищно - социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности выполнить определенные действия, в обоснование заявленных требований указав, что по результатам проверки общежития по адресу: "адрес", было установлено, что оно находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей, кроме того, отмечаются нарушения требований санитарном-эпидемиологических норм и правил, а также противопожарной безопасности. Общежитие закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс", однако со стороны ответчиков действенных мер, направленных на проведение капитального ремонта и устранение нарушений санитарно- эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности общежития, не принято.
Истец просил суд признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение капитального ремонта, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности в общежитии по адресу: "адрес", кадастровый N; возложить на ответчиков обязанности организовать проведение капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей в общежитии по указанному адресу в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на ответчиков обязанность устранить нарушения требований противопожарной безопасности в указанном общежитии, изложенные в справке специалиста отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г..Севастополю от 29 ноября 2021 года, в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на ответчиков обязанность устранить нарушения требований санитарно- эпидемиологических норм в общежитии по вышеуказанному адресу, изложенные в информационном сообщении 637 Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации от 19 ноября 2021 года N105 в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; запретить эксплуатацию здания общежития до проведения капитального ремонта, устранения нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности; запретить ФГАУ "Росжилкомплекс" распределение жилых помещений военнослужащим и членам их семей в общежитии до проведения капитального ремонта, устранения нарушений санитарно- эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности; обязать ФГАУ "Росжилкомлекс" и Министерство обороны РФ произвести расселение военнослужащих Министерства обороны РФ и членов их семей из здания общежития по адресу: "адрес", до проведения капитального ремонта, устранения нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований
противопожарной безопасности в течение 3-х месяцев с момента вступлении решения суда в законную силу.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 21 февраля 2022 года исковое заявление заместителя военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 июня 2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации выражает несогласие с указанными судебные постановления, считая, что судами допущены существенные нарушения норм права. В обоснование указывает об отсутствии у военного прокурора права на обращение в суд с подобным иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, в защиту которых подано исковое заявление, фактически является определенным. Полагает, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку спорный объект недвижимости закреплен на праве оперативного управления заФГАУ "Росжилкомплекс". Ссылается на то, что прокурорская проверка проведена с многочисленными нарушениями. Просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение и вынести новое решение об отказе в иске военному прокурору.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167, части 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10 февраля 2021 года общежитие N2, расположенное по адресу: "адрес" (кадастровый N) закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс".
В ходе проведенной 107 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов территориального отдела "Севастопольский" филиала "Крымский" ФГАУ "Росжилкомплекс" (далее - филиал), 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - 637 ЦГСЭН), Главного управления МЧС России по г. Севастополю (далее - МЧС) проверки исполнения требований законодательства о сохранности жизни здоровья военнослужащих и членов их семей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, было установлено, что здание общежития N2, расположенного по адресу: "адрес" (кадастровый N), находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей, установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также противопожарной безопасности.
Из акта общего сезонного осеннего осмотра объектов жилищного фонда от 21 октября 2021 года, составленного филиалом "Крымский" ФГАУ "Росжилкомплекс", следует, что здание общежития требует проведения капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей.
Согласно акту (внепланового) комиссионного осмотра общежития от26 ноября 2021 года, проведенного с участием специалистов филиала, общежитие представляет собой 3-х этажное здание с цоколем и подвалом. Здание 1971 года постройки, общей площадью 876, 0 кв.м. Фактов проведения капитального ремонта ранее или ведения текущего ремонта в настоящее время не установлено. Фундамент строения содержит трещины в швах между блоками, присутствуют следы увлажнения стен подвала, а также разрушение стен бетонной отмостки. Стены здания находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, что вызвано вымыванием раствора из швов каменных блоков в местах отсутствия штукатурного слоя.
Железобетонные перекрытия первого и третьего этажей находятся в неудовлетворительном состоянии в связи с намоканием плит, частичным разрушением защитного бетонного слоя и наличием оголенной коррозийной арматуры. Осмотром кровли выявлен износ рулонного ковра кровли и неудовлетворительное состояние водосточной системы в связи с протеканием воды. В межбетонных перегородках присутствуют трещины и сколы в местах примыкания к несущим стенам и потолкам. Требуется замена покрытий полов внутренних помещений. Деревянные окна и двери подлежат замене. Элементы штукатурки и покраски находятся в неудовлетворительном состоянии. Требуется ревизия теплового оборудования здания, а также замена металлических труб, радиаторов отопления, запорной арматуры. В неудовлетворительном состоянии водопроводно-канализационная система, требуется замена металлических труб, запорной арматуры и сантехнического оборудования. Внутренняя система электроснабжения, освещение и пожарное оборудование находятся в неудовлетворительном состоянии. Пожарная и охранная сигнализации отсутствуют. Общежитие требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей. Места общего пользования и придомовая территория требуют проведение мероприятий по благоустройству.
В сообщении 637 ЦГСЭН о фактах нарушения санитарного законодательства от 19 ноября 2021 года N 105 указано, что здание общежития находится в неудовлетворительном состоянии, капитальный ремонт не проводился, что привело к ускоренному разрушению конструктивных элементов здания. Санитарно-техническое состояние внутренних помещений общежития (коридоров, санитарных узлов, душевых, сушилок) неудовлетворительное, с крайней степенью износа и не пригодно к эксплуатации. Система холодного водоснабжения и водоотведения требует ревизии и ремонта, электроосветительные приборы не оборудованы защитными плафонами. Гигиеническое покрытие стен в виде кафельной плитки выслужило срок эксплуатации, требует замены. Комната для сушки белья не оборудована стеллажами и вешалками. Вентиляция помещений только естественная, осуществляется путем притока воздуха через форточки окон. Система вентиляции на момент проверки не обеспечивает допустимые уровни кратности воздухообмена в указанных помещениях. Стены и перегородки помещений находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют износ отделочного покрытия, на стенах следы протекания атмосферных осадков. Наружные фасады, элементы отделки, балконные железобетонные блоки нуждаются в проведении ремонтных работ. Выявлены следы значительных разрушений железобетонных перекрытий, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровья проживающих и является нарушением ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999 годаN 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благоустройстве населения".
Согласно справке специалиста - государственного инспектора по пожарному надзору ГУ МЧС России по г..Севастополю ФИО4 от 29 ноября 2021 года, по результату проведенного обследования объектов защиты по адресу: "адрес" "адрес" "адрес", в общежитии выявлены нарушения требований нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности. На объекты защиты не разработана декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент). Помещения не оборудованы системой пожарной сигнализации (п. 14, п. 6.1 табл. 1 "Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных приказом МЧС от 18 июня 2003 года N 315). Отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа (п. 18 таб.2, п. 5.1.1 "Норм пожарной безопасности" "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", утвержденных приказом МЧС от 20 июня 2003 года N 323, п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила). Отсутствуют на видных местах планы эвакуации людей при пожаре (п.5. Правил), на путях эвакуации не предусмотрено эвакуационное освещение (п. 37 Правила). В подвале и под лестничными маршами допускается хранение горючих материалов (пп. Б и К п. 16 Правил), не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности(п. 2 Правил). Внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии (п. 48 Правил). В коридорах на всех этажах допускается размещение мебели, и других предметов на путях эвакуации (пп. Ж п. 16 Правил). Двери, выходящие на лестничные клетки, не оборудованы устройствами самозакрывания (п. 24 Правил).
Пути эвакуации на всех этажах не оборудованы аварийным освещением (ст. ст. 4, ст. 6, 56, Технического регламента, п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"). Эвакуационные пути и выходы не обеспечены знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями (п. 36 Правил). Не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) (п. 60 Правил). Линии электроснабжения объектов защиты не имеют устройств защитного отключения, предотвращения возникновения пожара (ч. 4 ст. 82 Технического регламента). Отсутствует возможность подъезда пожарных автомобилей с двух продольных сторон (ст.ст. 4, 6, ч. 1 ст. 90 Технического регламента, п.п. 8.1, 8.6.8.13 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям").
Судом установлено, что в соответствии с УставомФГАУ "Росжилкомплекс", утвержденным приказом директора департамента имущественных отношений Минобороны России от 29 мая 2020 года N 976, основной целью деятельности данного учреждения является выполнение работ, оказание услуг для обеспечении реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, иных граждан, членов их семей в части реализации их жилищных прав, в том числе, при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Также ФГАУ "Росжилкомплекс" осуществляет деятельность заказчика-застройщика, организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе, жилых и нежилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет техническое обслуживание, содержание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда.
В соответствии с приказом директора департамента военного имущества Минобороны России от 27 ноября 2020 года N 2755 и актом приема-передачи федерального имущества в оперативное управление от1 февраля 2021 года, ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России передало, аФГАУ "Росжилкомплекс" приняло в оперативное управление помимо прочего общежитие N2, расположенное по адресу: "адрес".
Решением заместителя Минобороны России от 04 октября 2019 года на основании протокола заседания Коллегии Минобороны России от 20 ноября 2019 года N 25, полномочия по заключению государственных контрактов по капитальному ремонту объектов материально-технической базы военных городков, расположенных на территории Республики Крым и в городе Севастополе, переданы командующему Черноморским флотом.
Из материалов дела следует, что общежитие используется ФКУ "Управление Черноморского флота" для размещения военнослужащих воинских частей и иных воинских формирований Черноморского флота, дислоцированных на территории г. Севастополя, однако Министерство обороны Российской Федерации, ФГАУ "Росжилкомплекс" иФКУ "Управление Черноморского флота" мер, направленных на проведение текущего и капитального ремонта и устранение нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности общежития, не принимают.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что закрепленное за ответчиками общежитие N2, расположенное по адресу: "адрес", требует проведения капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей общежития, устранения нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм, суд первой инстанции (с ним согласился и суд апелляционной инстанции), руководствуясь статьями 210, 214, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, п.п. 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении наФКУ "Управление Черноморского флота", ФГАУ "Росжилкомплекс" и Минобороны России обязанности провести капитальный ремонт всех конструктивных элементов и инженерных сетей общежития, устранить нарушения санитарно-эпидемиологических норм и требований пожарной безопасности, поскольку бездействие ответчиков свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенной на них обязанности несения бремени содержания закрепленного за ними имущества, обеспечения сохранности жизни и здоровья военнослужащих, членов их семей и иных граждан, создании реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном здании и лиц, находящихся в непосредственной близости к общежитию.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами судов нижестоящих инстанций.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у военного прокурора права на обращение в суд с подобным иском, о том, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу основаны на ошибочном толковании кассаторами норм материального и процессуального права, приводились ранее, являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций. При этом выводов судов не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителей, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нарушений судами норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 21 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Жогин
Судьи Е.В. Макарова
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.