Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Губаревой С.А.
рассмотрев гражданское дело по иску Гаппаровой Ф.Э. к МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым" о признании действий незаконными и возложении обязанности выполнить определенные действия, третьи лица: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, ГКУ Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым", Гаппаров Р.Д, Гаппарова Э.Р, по кассационной жалобе заместителя начальника МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым" - Цыганок И.Л. на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 01 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 27 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гаппарова Ф.Э. обратилась в суд с иском к МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым" о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, возложить обязанность повторно рассмотреть заявление истца, по результатам которого принять решение об удовлетворении заявления Гаппаровой Ф.Э. В обоснование заявленных требований указано, что Гаппарова Ф.Э. ДД.ММ.ГГГГ родила ребёнка - ФИО Предоставив необходимые документы, истец обратилась к ответчику с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, по результатам рассмотрения которого 15 января 2020 года решением Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым N5, истцу выдан сертификат N на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым. 03 августа 2021 года истец и её супруг заключили договор участия в долевом строительстве N. После чего истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей в Республике Крым. Уведомлением N 6 от 04 октября 2021 года ответчик отказал истцу в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в связи с установлением факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния, однако данных об этом обжалуемое уведомление не содержит.
На основании изложенного, Гаппарова Ф.Э. просила суд признать незаконным отказ МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым", выразившийся в направлении уведомления к решению об отказе в предоставлении государственной услуги N6 от 04 октября 2021 года в предоставлении права распоряжения средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым; возложить обязанность повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении права распоряжения средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, по результатам которого принять решение об удовлетворении заявления Гаппаровой Ф.Э.
Протокольным определением Белогорского районного суда Республики Крым от 24 января 2022 года к участию в деле привлечены третьи лица: Гаппаров Р.Д, ФИО
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 01 февраля 2022 года исковые требования Гаппаровой Ф.Э. удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ, выразившийся в направлении уведомления к решению N6 от 04 октября 2021 года МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым" об отказе Гаппаровой Ф.Э. в предоставлении права распоряжения средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым. Суд обязал МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым" повторно рассмотреть заявление Гаппаровой Ф.Э. о предоставлении ей права распоряжения средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 N631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым". В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 27 июля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заместитель начальника МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым" - Цыганок И.Л, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений и вынесении нового судебного акта, которым просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что согласно представленным документам, вся семья Гаппаровых с 11 декабря 2019 года была перепрописана по адресу: г. Белогорск, ул. Луначарского, д.52а, кв.7, что привело к ухудшению жилищных условий на основании ч. 5 п. 33 ст. 6 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 года N631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14.10.2020 года N116-ЗРК/2020 "О предоставлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16.10.2020 года N659 (далее - Порядок), в связи с чем, департаментом принято решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
От начальника МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым" - Чучук И.Л. поступило ходатайство, в котором просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя департамента.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив законность и обоснованность принятых по делу судебных постановлений судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, Гаппарова Ф.Э, гражданка Российской Федерации, с 11 декабря 2019 года зарегистрирована по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО, родителями которой являются Гаппаров Р.Д, Гаппарова Ф.Э, что подтверждается свидетельством о рождении.
Гаппарова Ф.Э. обратилась в МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым" с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.
15 января 2020 года Гаппаровой Ф.Э. на основании решения N5 от 15 января 2020 года выдан сертификат N на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым.
03 сентября 2021 года Гаппарова Ф.Э. обратилась в МКУ ДТСЗН Администрации Белогорского района Республики Крым с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей в Республике Крым.
Уведомлением к решению об отказе в предоставлении государственной услуги N6 от 04 октября 2021 года, Гаппаровой Ф.Э. отказано в предоставлении Государственной услуги, в связи с отсутствием права на дополнительную меру социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым в соответствии с ч. 5 п. 33 ст. 6 Порядка.
Основаниями для отказа истцу послужило то, что семья Гаппаровых с 11 декабря 2019 года зарегистрирована по адресу: "адрес", площадью 53 кв.м, однако до указанной даты семья проживала по двум адресам, в частности, заявитель с ребёнком по адресу: "адрес" доме отца, а супруг по адресу: "адрес", в доме своего отца площадью 102, 9 кв.м. Перерегистрация всей семьи по одному адресу привела к ухудшению жилищных условий и имущественного положения.
Так же судами установлено, что квартира N N по адресу: "адрес", площадью 53 кв.м, принадлежит Гаппаровой Ф.Э. на основании договора купли-продажи от 17 декабря 2015 года, право зарегистрировано 11 января 2016 года. Брак между Гаппаровой (до брака Мамутовой) Ф.Э. и Гаппаровым Р.Д. зарегистрирован 04 июня 2016 года.
Согласно справке Администрации Зеленогорского сельского поселения Республики Крым N от 21 сентября 2022 года, в домовладении, принадлежащем Гаппарову Д.Р, по адресу: "адрес" проживают члены его семьи: Гаппарова Э.Д, Зверева В.Д, Гаппарова Л.Д, Османова Л.Д, Османова М.М, Османова А.М, Зверев Д.Н.
На момент обращения истца с заявлением о предоставлении государственной услуги по выдаче документа "Выдача сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий" ей на праве собственности принадлежало жильё по адресу: "адрес".
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-3PK/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", положениями Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей в Республике Крым, оценив представленные в материалы гражданского дела доказательства в их совокупности, установил, что истец и её супруг до заключения брака проживали раздельно и были зарегистрированы каждый в доме своих родителей, однако после заключения брака и рождения ребёнка всей семьёй зарегистрировались в квартире, принадлежащей истцу на праве собственности, с целью совместного обособленного проживания семьи, при этом обеспеченность семьи, при условии совместного проживания заявителя, ее супруга и ребёнка составила менее 18 кв. м. на человека. На основании чего, не усмотрев совершения Гаппаровой Ф.Э.и ее супругом какого-либо из действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения, пришел к выводу, что решение N6 от 04 октября 2021 года МКУ Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, является незаконным и подлежит отмене.
При этом суд не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований об обязании МКУ Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым принять решение об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Так, согласно статье 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 и пункту 3 Положения о мерах по реализации закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 10.10.2019 N 574, право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного, проживания.
Право на дополнительную меру социальной поддержки у лиц, указанных в абзаце 1 настоящей части, возникает однократно.
Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.
Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
В пункте 3 Положения о мерах по реализации закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 10.10.2019 N 574 указано, что под членами семьи гражданина-заявителя в настоящем Положении понимаются проживающие и зарегистрированные совместно с ним супруг (супруга), их дети (в том числе дети каждого из родителей от (предыдущего брака) и родители, а в случаях признания в судебном порядке членами семьи - также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, проживающие и зарегистрированные совместно с гражданином-заявителем.
Статьей 4 Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631- ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" предусмотрено, что лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, их законные представители вправе обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в 2019 году - в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится органом труда и социальной защиты по месту жительства не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата (со всеми необходимыми документами).
Согласно положений ч. 1, 2, 3 статьи 7 Закона N 631-ЗРК/2019 средства единовременной выплаты направляются на погашение обязательств, возникших в соответствии с гражданско-правовым договором купли-продажи жилого помещения, договором долевого участия в строительстве или договором ипотечного кредита, при этом, если сумма единовременной выплаты превышает размер основного долга, она может быть направлена на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом. Распоряжение средствами единовременной выплаты осуществляется лицами, указанными в статье 3 настоящего Закона, получившими сертификат, путем подачи в орган труда и социальной защиты по месту жительства заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с настоящим Законом в течение 12 месяцев со дня получения сертификата. Правила подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами единовременной выплаты, устанавливаются Советом министров Республики Крым. Решение о рассмотрении заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты по месту жительства не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым.
Основания для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты перечислены в пункте 4 статьи 7 Закон N 631-3PK/2019.
Такими основаниями являются: 1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты; 2) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат; 3)гражданин утратил право на получение дополнительной меры социальной поддержки.
23 сентября 2020 года в часть 4 статьи 7 Закона N 631-3PK/2019 на основании Закона N 110-ЗРК/2020 внесены изменения (вступили в силу 09 октября 2020 года), в частности часть 4 статьи 7 дополнена пунктом 5, согласно которому основанием для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты: является установление факта намеренного ухудшения жилищных условий й имущественного состояния.
Понятие "намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения" раскрыто в пункте 6 статье 2 Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Так, намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 м:
- обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;
- отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи;
- перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;
- отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее;
- вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги) их детей).
Законом Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020 действие Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-3PK/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" приостановлено до 01 января 2024 года.
До 11 декабря 2019 года Гаппарова Ф.Э. с ребёнком были зарегистрированы по адресу: "адрес" доме отца, а супруг по адресу: "адрес", в доме своего отца площадью 102, 9 кв.м.
Семья Гаппаровых с 11 декабря 2019 года зарегистрирована в кваритире по адресу: "адрес", площадью 53 кв.м, принадлежащей Гаппаровой Ф.Э. на основании договора купли-продажи от 17 декабря 2015 года, право зарегистрировано 11 января 2016 года.
В рассматриваемом случае суды обоснованно пришли к выводу о том, что изменение места регистрации свидетельствует лишь о намерении истца и её семьи, после рождения ребенка, совместно проживать в принадлежащей Гаппаровой Ф.Э. на праве собственности квартире с супругом и ребенком. Поскольку отчуждения, обмена, изменения статуса объектов недвижимости установлено не было, оснований для признания действий Гаппаровой Ф.Э. намеренным ухудшением жилищных условий и имущественного положения у ответчика не имелось, следовательно, решение N6 от 04 октября 2021 года МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, не могло быть признано законным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию ответчика, ранее изложенную в возражениях на исковое заявление и в апелляционной жалобе, которой уже была дана исчерпывающая оценка судами первой и апелляционной инстанций в обжалуемых судебных постановлениях.
Вновь заявленные в кассационной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, указаний на существенные нарушения, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, не содержат, в связи с чем, в соответствии со статьей 390 ГПК РФ не могут служить основанием для пересмотра в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Белогорского районного суда Республики Крым от 01 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 27 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя начальника МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым" - Цыганок И.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.