Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Ивановой О.Н, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым к ФИО1 об отмене регистрации декларации готовности объекта к эксплуатации, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Сакского районного суда Республики Крым от 7 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, судебная коллегия
установила:
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором просило суд отменить регистрацию декларации о готовности объекта к эксплуатации от 4 мая 2018 года N РК 14218018333 по объекту "Строительство базы отдыха по адресу: "адрес" расположенному по адресу: "адрес" код объекта в соответствии с классификатором зданий и сооружений - 1212.1, категория сложности - II, заказчиком является ФИО1, регистрация которой произведена Службой государственного строительного надзора Республики Крым.
Требования мотивированы тем, что в адрес Министерства 22 марта 2021 года поступило представление Сакской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений градостроительного законодательства, из текста которого следует, что по поручению прокуратуры Республики Крым проведена проверка по обращению ФИО14 о мошеннических действиях ФИО1, по результатам которой выявлены существенные нарушения норм градостроительного законодательства. 4 мая 2018 года за N РК 1421801833 службой Госстройнадзора РК в соответствии с Порядком N 2039-6/14, действовавшим в редакции от 24 декабря 2014 года, зарегистрирована декларация о готовности объекта эксплуатации, поданной заказчиком ФИО1 по объекту "Строительство базы отдыха по адресу: "адрес"", адрес размещения объекта: "адрес"", категория сложности - II.
Пунктом 16 Порядка N2039-6/14 устанавливалось, что заказчик отвечает за полноту и достоверность данных указанных в поданной им декларации, в соответствии с законом, так как процедура подачи декларации о готовности объекта к эксплуатаций носила уведомительный характер и для её регистрации не предусмотрена процедура проведении органом регионального-государственного строительного надзора проверки соответствия объекта, утверждённой проектной документации и готовности его к эксплуатации. Пунктом 24 Порядка N 2039-6/14 предусматривалось право службы отменять регистрацию декларации, в случае выявления в ней указанных заказчиком недостоверных данных, а также отмену регистрации декларации по решению суда об отмене регистрации декларации, вступившему в законную силу. Приложением N 1 к Порядку N 2039-6/14 установлена форма декларации о готовности объекта к эксплуатации, в пункте 4 которой указываются информация о генеральном подрядчике (подрядчике - в случае, когда строительные работы выполняются без привлечения субподрядчика); в пункте 7 указывается информация о генеральном проектировщике (проектировщике), в пункте 8 указывается информация об ответственных лицах генерального проектировщика (проектировщика), главного архитектора (инженера) проекта, лица осуществляющего авторский надзор.
В декларации, поданной ФИО5, в пункте 4 отражены сведения о генеральном подрядчике; ООО "ЮЖСТРОЙСЕРВИС", в пункте 7 - генеральным проектировщиком указан ООО "МАССИВ", в пункте 8 - главным архитектором проекта указан ФИО6 В соответствии с пунктом 10 Декларации разрешительным документом на право выполнения строительных работ являлась декларация о начале выполнения строительных работ, зарегистрированная Инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ за N КР 082133330074.
С ДД.ММ.ГГГГ действие Порядка N прекращено, в связи с чем так же прекращены полномочия службы в части отмены регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации в случае выявления внесения в неё заказчиком недостоверных сведений.
В ходе проверки Сакской межрайонной прокуратурой был проведен опрос директора ООО "ЮЖСТРОИСЕРВИС" ФИО7. который пояснил, что предприятием с заказчиком работ ФИО1 договор строительного подряда на возведение нежилых помещений по адресу: "адрес" не заключался, строительные работы не проводились. В ходе проверки, так же был проведен опрос директора ООО "МАССИВ" ФИО12, который пояснил, что предприятием с ФИО1 договор подряда на выполнение проектно-изыскательных работ по подготовке проекта строительства базы отдыха не заключался, предприятием проект не разрабатывался, его согласование с уполномоченным органом не проводились. Также, администрацией "адрес" Республики Крым совместно с Сакской межрайонной прокуратурой проведены совместные проверочные мероприятия, в том числе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".площадью 11386 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в отношении которого была подана спорная декларация, по результатам которой составлен акт обследования от 16 марта 2021 года и установлено, что на земельном участке расположены объекты капитального строительства: с кадастровым номером "данные изъяты" назначение нежилое здание, общая площадь 395, 2 кв.м, количество, этажей 2, год завершения строительства 2018; с кадастровым номером "данные изъяты" назначение нежилое здание, общая площадь 395, 2 кв.м, количество этажей 2, год завершения строительства 2018; с кадастровым номером "данные изъяты" назначение нежилое здание, общая площадь 395, 2, кв.м, количество этажей 2, год завершения строительства 2018; объекты с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" отсутствуют на местности.
В ходе проверки также установлено, что ФИО1 не утверждался градостроительный план земельного участка, согласование, утверждение проекта строительства базы отдыха администрация Сакского района Республики Крым не выносилось. Таким образом, ФИО1 в декларацию внесены недостоверные сведения, а на последней странице декларации указано, что застройщику известно, что за предоставление не в полном объеме и недостоверных данных, указанных в декларации о готовности объекта к эксплуатации установлена ответственность согласно закона. С целью обеспечения основных принципов градостроительного законодательства, недопущения нарушений градостроительного законодательства как самим застройщиком, так и другими участниками градостроительных отношений, устранения возможных угроз жизни и здоровью граждан, так как устранение данных нарушений возможно лишь путем принятия мер по отмене в судебном порядке спорной декларации.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 7 октября 2021 года исковые требования удовлетворены. Отменена регистрация декларации о готовности объекта к эксплуатации от 4 мая 2018 года N РК 14218018333 по объекту "Строительство базы отдыха по адресу: "адрес" N", расположенному по адресу: "адрес", код объекта в соответствии с классификатором зданий и сооружений - 1212.1; категория сложности - II, заказчик ФИО1, регистрация которой произведена Службой государственного строительного надзор" Республики Крым. С ФИО1 взыскано в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 июня 2022 года решение Сакского районного суда Республики Крым от 7 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Жуков О.В. просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в связи с тем, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что необходимость согласования и утверждения проекта строительства базы отдыха отсутствует. Кассатор выражает несогласие с выводами судов и произведенной оценкой доказательств.
18 октября 2022 года ФИО1 умер. Поскольку правоотношения сторон, вытекающие их настоящего спора, не предполагают правопреемства, суд кассационной инстанции счел возможным рассмотрение кассационной жалобы.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно материалам инвентарного дела, усматривается, что ФИО1 является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: "адрес" отдыха, состоящей из лит. "А1, А2, АЗ, А4, А5, А6, А7, А8, А9, А10, A11, А12, А13, А14, А15, А16, общей площадью 1148, 9 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", согласно представленной выписке из ЕГРН от 27 мая 2021 года, является собственностью муниципального образования Уютненского сельского поселения "адрес" Республики Крым.
23 августа 2017 года между администрацией Уютненского сельского поселения и ФИО1 заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка на 49 лет площадью 18 264 кв.м, вид разрешенного использования отдых (рекреация), размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха не оказывающих услуги по лечению, категория земель - земли населенных пунктов.
Администрацией Сакского района Республики Крым проведен плановый осмотр, обследование земельного участка расположенного по адресу: "адрес", о чем составлен Акт от 16 марта 2021 года, в ходе которого установлено, что на земельном участке расположены объекты капитального строительства: с кадастровым номером "данные изъяты" назначение нежилое здание, общая площадь 395, 2 кв.м, количество этажей 2, год завершения строительства 2018; с кадастровым номером "данные изъяты" назначение нежилое здание, общая площадь 395, 2 кв.м, количество этажей 2, год завершения строительства 2018; с кадастровым номером "данные изъяты" назначение нежилое здание, общая площадь 395, 2 кв.м, количество этажей 2, год завершения строительства 2018; объекты с кадастровыми номерами "данные изъяты" отсутствуют на местности.
Согласно ответу Сакской межрайонной прокуратуры от 26 мая 2021 года на обращение ФИО14, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" на основании постановления Администраций Уютненского сельского поселения от 3 декабря 2019 года N 682 об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом Плане территории в связи с разделом, разделен на 8 земельных участком площадью от 530 до 2248 кв.м, также данным постановлением предварительно согласовано предоставление ФИО1 и ФИО15 EJM земельных участков в собственность.
На основании договора купли-продажи от 10 мая 2020 года, заключенного между ФИО1 и ФИО15 последняя приобрела у ФИО1 нежилые помещения площадью 99, 5 кв.м, расположенных в объекте недвижимости с кадастровым номерок "данные изъяты".
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленными материалами регистрационных дел на объекты недвижимости кадастровыми номерами "данные изъяты", выпиской из ЕГРН от 21 июля 20211 года.
Сакской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО8 о незаконных действиях ФИО1, по результатам которой вынесено представление об устранении выявленных нарушений на имя истца.
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился Верховный суд Республики Крым, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статьи 21 Закона Республики Крым от 16 января 2015 года N 67-ЗРК "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым ранее осуществлялись Службой государственного строительного надзора Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2039-6/14, действовавшим до 15 января 2020 года, утвержден Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, согласно пункту 2 которого принятие в эксплуатацию объектов, относящихся к категориям сложности, и объектов, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта, проводится путем регистрации Службой государственного строительного надзора Республики Крым поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.
В соответствии с пунктом 3.3 Указа Главы Республики Крым от 16 июня 2014 года N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" образован Служба государственного строительного надзора Республики Крым, которая осуществляла свою деятельность с 1 января 2015 года по 9 сентября 2020 года на основании Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 169.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения Служба Государственного строительного надзора Республики Крым являлась исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательства Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.
Пунктом 2.5 Положения установлены полномочия по принятию в эксплуатацию объектов I-III категории сложности путем регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации.
В соответствии с положениями о Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Крым от 13 августа 2020 года N 482, на Министерство возложено осуществление разрешительных и регистрационных функций в сфере градостроительной деятельности, государственного строительного надзора на территории Республики Крым, а согласно пункту 4 Указа Главы республики Крым от 6 августа 2020 года N 256-У Министерство является правопреемником прав и обязанностей Службы Государственного строительного надзора Республики Крым, включая обязательства, возникшие в результате исполнения судебных решений.
В соответствии с Указом Главы Республики Крым от 6 августа 2020 года N 256-У с 10 сентября 2020 года Служба государственного строительного надзора Республики Крым ликвидирована, её функции и полномочия переданы Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, которое, также определено правопреемником указанной службы.
Пунктом 16 Порядка N 2039-6/14 было предусмотрено, что заказчик отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной декларации, в соответствии с законом.
Пунктом 17 Порядка N 2039-6/14 было установлено, что в случаях, если декларация подана или заполнена с нарушением настоящего Порядка в срок, предусмотренный для регистрации, Служба возвращает такую декларацию заказчику на доработку для приведения ее в соответствие с требованиями настоящего Порядка.
Согласно пункту 24 Порядка N 2036-6/14 принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации, Служба вправе отменить регистрацию такой декларации. Служба отменяет регистрацию декларации, в которой выявлены указанные заказчиком недостоверные данные, путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации. Служба отменяет регистрацию декларации также по решению суда об отмене регистрации декларации, вступившего в законную силу.
Приложением N 1 Порядка N2039-6/14 установлена форма декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Согласно установленной форме в пункте 4 декларации указываются информация о генеральном подрядчике (подрядчике - в 1 случае, когда строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков)
В установленной форме декларации о готовности объекта к эксплуатации в пункте 7 указывается информация о генеральном проектировщике (проектировщике).
В пункте 8 установленной формы декларации указывается информация об ответственных лицах генерального проектировщика (проектировщика), главного архитектора (инженера) проекта лица, осуществляющего авторский надзор.
4 апреля 2018 года за N РК 14218018333 Службой Государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации, поданная заказником ФИО1 по объекту "Строительство базы отдыха по адресу: "адрес" расположенному по адресу: "адрес", код объекта в соответствии с классификатором зданий и сооружений - 1212.1: категория сложности - II.
Регистрация вышеуказанной Декларации произведена в соответствии с Порядком N 2039- 6/14, действовавшим в редакции от 24 декабря 2014 года, устанавливавшим на территории Республики Крым процедуру принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов капитального строительства.
Согласно положений пункта 15 Порядка N 2039-6/14 с целью ввода объекта в эксплуатацию, заказчик либо его уполномоченный представитель подавал в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или направлял заказным письмом с описью вложения в Службу Государственного строительного надзора Республики Крым два экземпляра декларации по форме согласно Приложения N 1 к Порядку.
В течение десяти рабочих дней, следующих за датой поступления в Службу декларации, Служба проверяла полноту указанных заказчиком в декларации данных, достаточных для внесения их в Единый реестр, и зарегистрировала декларацию.
Один экземпляр зарегистрированной декларации возвращался заказчику, второй-оставался в Службе.
В пункте 4 декларации о готовности объекта к эксплуатации, поданной заказчиком ФИО1, содержатся сведения о выполнении строительных работ на указанном объекте ООО "ЮЖСТРОИСЕРВИС", расположенного по адресу: "адрес"
Согласно представленной копии протокола объяснений директора ООО "ЮЖСТРОЙСЕРВИС" ФИО13, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу неправдивых показаний, судом первой инстанции установлено, что предприятием с заказчиком ФИО1 договор строительного подряда на возведение нежилых помещений по адресу: "адрес" не заключался, строительные работы не проводились.
В пункте 7 декларации о готовности объекта к эксплуатации, поданной заказчиком ФИО1 отражены сведения о генеральном проектировщике - ООО "Массив", расположенного по адресу: "адрес".
Согласно представленной копии протокола допроса заместителя директора ООО "Массив" ФИО9, предупрежденного уголовной ответственности за дачу неправдивых показаний, судом первой инстанции установлено, что предприятие с ФИО1 договор да на выполнение проектно-изыскательных работ по подготовке проекта строительства базы отдыха не заключался, проект не разрабатывался, согласование с уполномоченными органами не проводилось.
В пункте 4 и 7 декларации о готовности объекта к эксплуатации, поданной заказчиком ФИО1, отражены недостоверные сведения.
Судами из материалов дела установлено, что исходные данные для проектирования (градостроительные условия и ограничения) в отношении объекта строительства ФИО1 ни Сакской райгосадминистрацией АР Крым, ни администрацией Сакского района Республики Крым не выдавались.
Согласно копии постановления администрации города Саки Республики Крым от 4 декабря 2017 года N 604 ФИО1 выдан градостроительный план земельного участка, а не градостроительные условия и ограничения, с обязанной предоставить на рассмотрение администрации проектную документацию (ТЭП, генеральные планы, фасады).
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций, сделанными по результатам анализа представленных в материалы дела доказательств, о том, что ФИО1 допущены существенные нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, в связи с чем эксплуатация объектов угрожает жизни и здоровью граждан, а устранение установленных нарушений возможно путем отмены в судебном порядке декларации о готовности объекта, к эксплуатации от 11 мая 2018 года N РК14218018333 по объекту "Строительство базы отдыха по адресу: "адрес" расположенному по адресу: "адрес", код объекта в соответствии с классификатором зданий и сооружений - 1212.1; категория сложности - II, заказчик ФИО1, регистрация которой произведена Службой государственного строительного надзора Республики Крым.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а сводятся к несогласию заявителя с произведенной судебными инстанциями оценкой представленных в деле доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств с точки зрения его субъективного восприятия спора, что поводом для кассационного вмешательства не является.
Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 7 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Иванова О.Н.
Якубовская Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.