Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о признании незаконным решения о прекращении выплаты страховой пенсии и единовременной денежной выплаты, по кассационной жалобе представителя ФИО2 - ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилось в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Ростовской области) о признании незаконным решения о прекращении выплаты страховой пенсии и единовременной денежной выплаты.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Бюро N - ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" выдало истице справку МСЭ-2015 N об установлении второй группы инвалидности по причине общего заболевания, бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в УПФ РФ в г. Гуково с заявлением о назначении ей страховой пенсии по инвалидности, представив, в числе требуемых документов, выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, а также вышеуказанную справку МСЭ-2015 N.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена бессрочно и выплачивалась пенсия по инвалидности, а с ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячная денежная выплата.
Согласно ответу ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ N на запрос ГУ УПФР в г. Новошахтинске, в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ФГИС ЕАВИИАС МСЭ), используемой с января 2014 года при проведении МСЭ, и в бумажном архиве бюро N филиала Учреждения, сведения о проведении медико-социальной экспертизы ФИО2 отсутствуют. С учетом изложенного, предоставить сведения о направлении истицы на медико-социальную экспертизу, не представляется возможным.
Решениями ОПФ РФ по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ истице прекращены выплаты пенсии и ЕДВ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, ФИО2 просила суд признать незаконными решения ГУ ОПФ РФ по Ростовской области о прекращении выплаты ей страховой пенсии и ЕДВ, обязать ответчика восстановить ей выплату страховой пенсии и ЕДВ с момента ее прекращения, взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 35 000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 февраля 2022 года признаны незаконными решения ГУ - ОПФ РФ по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты страховой пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ; на ГУ ОПФ РФ по Ростовской области возложена обязанность возобновить выплату страховой пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, с ответчика в пользу ФИО2 взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 июля 2022 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО2 отказано.
В кассационной жалобе представитель ФИО2 - ФИО1 просит апелляционное определение отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 N 310н (действовал до 13.06.2021, далее - Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Главное бюро медико-социальной экспертизы проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро (подпункт "б" пункта 6 Порядка).
Аналогичные нормы закреплены действующим в настоящее время Порядком организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2020 N 979н.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.
Исходя из Правил признания лица инвалидом признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы (пункт 2) и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); медико-социальная экспертиза проводится по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или органа социальной защиты населения, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в бюро, в предусмотренных названными Правилами случаях (пункт 24).
Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36 Правил признания лица инвалидом).
Сведения о результатах проведенной медико-социальной экспертизы формируются в федеральной государственной информационной системе "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" в соответствии с формой, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и направляются бюро в медицинскую организацию в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием указанной системы, единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций в соответствии с порядком информационного взаимодействия, указанным в пункте 19(3) названных Правил, а при отсутствии доступа к таким информационным системам - на бумажном носителе (пункт 37(1) Правил признания лица инвалидом).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. Решение учреждения медико-социальной экспертизы с выдачей справки, подтверждающей факт установления инвалидности, является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Статьей 5.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено ведение федерального реестра инвалидов, в который подлежат включению в том числе сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты), о производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты.
Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 2 статьи 5.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов (часть 8 статьи 5.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно ст. 27 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Среди таких денежных выплат - страховая пенсия по инвалидности, условия, порядок выплаты и назначения которой регламентированы Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), ежемесячная денежная выплата инвалидам (статья 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Основанием для назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности является наличие у гражданина статуса инвалида, подтвержденного документально, в том числе справкой учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, сведениями о лице, признанном инвалидом, содержащимися в федеральном реестре инвалидов (ст. 27, 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч. 1 ст. 9 Закона N 400-ФЗ).
В ч. 1 ст. 25 Закона N 400-ФЗ приведены основания прекращения выплаты страховой пенсии.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона N 400-ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 400-ФЗ, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 17.11.2014 г. N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее также - Правила выплаты пенсий).
Пунктом 61 Правил выплаты пенсий определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Законом N 400-ФЗ.
Выплата пенсии прекращается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 25 Закона N 400-ФЗ. Решение (распоряжение) о прекращении выплаты пенсии принимается в течение одного рабочего дня, следующего за днем, в котором истекает срок приостановления выплаты пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона N 400-ФЗ, либо поступили документы (сведения) об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии (п. 77 Правил выплаты пенсий).
В процессе проверки документов (сведений), представленных для выплаты пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проводит визуальную проверку этих документов (сведений) на наличие в них всех необходимых реквизитов, а также проверку соблюдения правил их оформления, установленных законодательством Российской Федерации (п.121 Правил). Основанием для проведения проверки документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, является решение о проведении проверки, которое принимает руководитель территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. На время проведения указанной проверки срок рассмотрения заявления о возобновлении выплаты пенсии либо заявления о восстановлении выплаты пенсии приостанавливается не более чем на три месяца (п.122 Правил). Проверка обоснованности выдачи документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, а также достоверности, содержащихся в них сведений может осуществляться территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации путем направления запроса дополнительных документов (сведений) в организацию, выдавшую соответствующие документы (представившую сведения), либо непосредственно в этой организации (п.123 Правил). Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по факту необоснованной выдачи документов (представления сведений), а также представления документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, содержащих недостоверные сведения, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.124 Правил).
Исходя из изложенного, выплата страховой пенсии по инвалидности, которая была назначена гражданину на основании решения учреждения МСЭ о признании такого гражданина инвалидом, оформленного справкой об установлении инвалидности, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину учреждением МСЭ справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде. Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности.
Из частей 1 и 2 ст. 28 Закона N 400-ФЗ следует, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 данного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Бюро N - ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" выдало истице справку МСЭ-2015 N об установлении второй группы инвалидности по причине общего заболевания, бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в УПФ РФ в г. Гуково с заявлением о назначении ей страховой пенсии по инвалидности, представив выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, а также вышеуказанную справку МСЭ-2015 N.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена бессрочно и выплачивалась пенсия по инвалидности, а с ДД.ММ.ГГГГ - ежемесячная денежная выплата.
Согласно ответу ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ N на запрос ГУ УПФР в г. Новошахтинске, в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной нформационно-аналитической системе (ФГИС ЕАВИИАС МСЭ), используемой с января 2014 года при проведении МСЭ, и в бумажном архиве бюро N филиала Учреждения, сведения о проведении медико-социальной экспертизы ФИО2 отсутствуют. С учетом изложенного, предоставить сведения о направлении истицы на медико-социальную экспертизу, не представляется возможным.
Решениями ОПФ РФ по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ истице прекращены выплаты пенсии и ЕДВ.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что закон связывает необходимость прекращения выплаты страховой пенсии с обнаружением обстоятельств или документов, опровергающих достоверность представленных пенсионером сведений и, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для принятия решений о прекращении ФИО2 выплаты страховой пенсии по инвалидности и ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку инвалидность исице установлена бессрочно, то есть срок признания лица инвалидом не истек, справка МСЭ-2015 N, выданная ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" 06.04.2016г, на основании которой производились выплаты пенсии и ЕДВ, на дату принятия решения о прекращении выплаты пенсии и ЕДВ не признана недействительной, добросовестность ФИО2 презюмируется, ответчиком не представлено доказательств, что на момент принятия решения о прекращении выплаты пенсии и ЕДВ имелись основания, предусмотренные статьей 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с чем следует возобновить ФИО2 выплату пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
С учетом требований процессуального законодательства, со ссылкой на положения ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции в качестве дополнительного доказательства было принято вступившее в законную силу решение Гуковского городского суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым признаны недействительными с момента выдачи справка и выписка из акта освидетельствования серии МСЭ-2015 N от ДД.ММ.ГГГГ об установлении ФИО2 впервые 2 группы инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
Судебная коллегия указала, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
При этом, вступившим в законную силу судебным постановлением было достоверно установлено, что ФИО2 в МБУЗ "ЦГБ г.Гуково" за медицинской помощью не обращалась, в службу медико-социальной экспертизы на освидетельствование не направлялась, сведений в ФКУ "ГБ МСЭ" по Ростовской области об освидетельствовании ФИО2 не имеется, проведение назначенной судебной медико-социальной экспертизы с целью установления оснований для признания ФИО2 инвалидом и выдачи ей справки невозможно в связи с отсутствием медицинских документов, характеризующих состояние здоровья ФИО2, а потому были отклонены доводы ФИО2 о соблюдении ею порядка прохождения медико-социальной экспертизы, как опровергнутые материалами дела. Кроме того, действующими в 2016 году нормативно-правовыми актами не было предусмотрено установление группы инвалидности бессрочно при первичном освидетельствовании гражданина в бюро медико-социальной экспертизы. Каких-либо относимых и допустимых доказательств, в том числе таких медицинских документов, которые бы могли подтвердить наличие у истицы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заболеваний, являющихся безусловным основанием для установления 2-ой группы инвалидности бессрочно при первичном признании гражданина инвалидом, индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР) ФИО2, суду не было представлено.
Поскольку основанием для назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности является наличие у гражданина статуса инвалида, подтвержденного документально, в том числе справкой учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом (ст. 27, 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч. 1 ст.9 Федерального закона "О страховых пенсиях"), а законодатель связывает прекращение выплаты страховой пенсии по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию, то в данном случае после признания недействительными с момента выдачи справки учреждения МСЭ и выписки из акта освидетельствования о признании гражданина инвалидом, правовых оснований для возобновления выплаты ФИО2 страховой пенсии по инвалидности и ЕДВ не имеется.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и не находит оснований для отмены судебного акта по доводам указанным в жалобе.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Что касается доводов жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права при принятии дополнительных доказательств, он подлежит отклонению, так как противоречит правовым нормам.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Как разъяснено в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Согласно пункту 43 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше положений, при установлении нарушений норм процессуального права по вопросам доказывания обстоятельств, имеющих значение по делу, а в данном случае суд апелляционной инстанции усмотрел нарушения ст. 215 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции принял меры к непосредственному устранению допущенных судом первой инстанции нарушений, в частности в связи с необходимостью установления обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела. Дополнительное доказательство было принято судом апелляционной инстанции с учетом мнения лиц, участвующих в деле, и на основании определения суда, что соответствует требованиям процессуального закона.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО2 - ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.