Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К.
судей Брянского В.Ю, Грибанова Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Темрюкский район к Темрюкскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования Темрюкский район - ФИО11 на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 08 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав участников процесса, судебная коллегия
установила:
администрация муниципального образования Темрюкский район обратилась в Темрюкский районный суд Краснодарского края (далее по тексту - суд первой инстанции) с исковым заявлением к Темрюкскому отделу Управления Росреестра по Краснодарскому краю и просила снять с государственного кадастрового учета земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 400 кв.м, имеющий кадастровый N, находящийся по адресу: РФ, "адрес", Темрюкский p-он, "адрес".
Требования мотивированы тем, что в процессе рассмотрения судом первой инстанции гражданского дела по исковому заявлению администрации муниципального образования Темрюкский район к ФИО8 и ФИО9 об освобождении территории неразграниченной государственной собственности, прилегающей к земельному участку с кадастровый номером N путем демонтажа (сноса) зданий, сооружений, ФИО17 представлена информация о принятии им мер по вступлению в наследственное имущество, состоящее из земельного участка с кадастровым номером N. Согласно сведений из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N, площадью 400 кв.м, имеет статус "актуальные, ранее учтенные", категория земель не установлена, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения о нахождении объектов капитального строительства на земельном участке отсутствуют, сведения о правообладателе отсутствуют, месторасположение: "адрес", "адрес". Исходя из документарной проверки представленной ФИО17 документации следует, что на основании постановления главы Ахтанизовской сельской администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1, являющемуся отцом ФИО17, был предоставлен в собственность земельный участок, площадью 0, 04 га бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства. При жизни ФИО1 не было оформлено право собственности на земельный участок. В настоящее время ФИО17 предприняты попытки по вступлению в наследственное имущество в отношении земельного участка, однако по настоящее время информация о выдаче в отношении ФИО17 свидетельства о праве на наследство и последующей регистрации права на земельный участок отсутствует.
Таким образом, на сегодняшний день ранее учтенный земельный участок не является собственностью заинтересованного лица, его месторасположение не определено и фактически не может быть определено, так как в первичном документе о предоставлении отсутствует указание на адрес фактического месторасположения, тогда как в настоящее время "адрес" отсутствует на территории "адрес". Адрес земельного участка в рамках рассмотрения гражданского дела по исковому заявлению администрации муниципального образования "адрес" к ФИО8 и ФИО9 об освобождении территории неразграниченной государственной соответствует: "адрес". Указанный адрес земельного участка с кадастровым номером N был присвоен на основании постановления N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией Ахтанизовского сельского округа Темрюкского района на основании заявления ФИО10, имеющего на земельном участке жилой дом. При этом, в отношении земельного участка с кадастровым номером N отсутствуют сведения об обращении ФИО1 при жизни в орган местного самоуправления с заявлением о присвоении адреса земельному участку, вследствие чего следует вывод об отсутствии достоверной информации о его фактическом расположении и правообладателе, что исключает возможность рассматривать его как объект права, принадлежащий конкретному лицу. Таким образом, рассматриваемый ранее учтенный земельный участок фактически является территорией неразграниченной государственной собственности, полномочия по распоряжению которым обладает орган местного самоуправления. Земельному участку с кадастровым номером N кадастровый номер присвоен ДД.ММ.ГГГГ
Сведениями о том, что послужило основанием для постановки на кадастровый учет земельного участка, администрация муниципального образования Темрюкский район не располагает, однако осуществление кадастрового учета спорного земельного учета с предоставлением ФИО17 межевого плана в отношении спорного земельного участка может повлечь в дальнейшем нарушение публичных интересов муниципального образования в части фактического установления границ земельному участку, расположение которого на сегодняшний день установить невозможно и распоряжение которым не может осуществляться лицом, не являющимся правообладателем земельного участка. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:30:0301001:1288 не является преобразуемым, следовательно, не подлежит снятию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с чем исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об указанном земельном участке возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 08 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 сентября 2022 года вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования Темрюкский район - Клыкова М.А, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
В возражениях на кассационную жалобу ФИО17 просил судебные постановления оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции ФИО12, представитель ФИО17 - ФИО13 возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ глава Ахтанизовской сельской администрации Темрюкского района Краснодарского края постановилпредоставить гр. ФИО1 земельный участок в "адрес", площадью 0, 04 га, в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается соответствующим постановлением N "О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гр. ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается справкой N, выданной ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Краснодарского нотариального округа ФИО14
ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 400 кв.м, имеющий кадастровый N, находящийся по адресу: РФ, "адрес", "адрес" (далее по тексту - спорный земельный участок), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости N N, выданной ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ "ФКП Росреестра" по "адрес".
Из содержания названной выписки следует, что сведения о спорном земельном участке являются актуальными и ранее учтенными, а граница спорного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Ахтанизовского сельского поселения "адрес" присвоила спорному земельному участку адрес: РФ, "адрес", "адрес", что подтверждается соответствующим постановлением N "О присвоении адреса земельному участку".
ДД.ММ.ГГГГ нотариус Краснодарского нотариального округа ФИО14 удостоверила, что наследниками имущества ФИО1, состоящего из прав и обязанностей, вытекающих из постановления главы Ахтанизовской сельской администрации Темрюкского района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гр. ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства", в отношении спорного земельного участка, являются жена и сын ФИО1 - ФИО12 и ФИО17, соответственно, о чем выдал свидетельство о праве на наследство по закону, зарегистрированное в реестре под номером N.
Наследниками ФИО1 по закону являются ФИО12 и ФИО17, что также подтверждается справкой N, выданной ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Краснодарского нотариального округа ФИО14
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", исходил из того, что администрацией муниципального образования Темрюкский район не представлено доказательств наличия оснований для снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета.
С выводами суда первой и апелляционной инстанции судебная коллегия кассационного суда согласна ввиду следующего.
Исходя из положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", снятию с кадастрового учета подлежат: - земельные участки, которые являются преобразуемыми (то есть происходит раздел или выдел участка; объединение участков; перераспределение участков); - земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности, и если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета такого земельного участка, не осуществлена государственная регистрация прав; - ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки ("ранее учтенный" - участок, поставленный на учет до 01.03.2008); - земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости.
Истец в своем исковом заявлении ссылался на то, что ФИО1 свое право собственности на спорный земельный участок в установленном законом порядке не реализовал, вследствие чего ни у него, ни у его наследников такое право не возникло, как и довод администрации муниципального образования "адрес" о том, что определить точное местонахождение спорного земельного участка невозможно ввиду отсутствия в правоустанавливающем документу указания конкретного адреса местонахождения спорного земельного участка, что, по мнению администрации муниципального образования "адрес", является основанием для снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета.
Однако, в соответствии с нормами Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", таковых оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета не имеется.
Соответственно, суд первой и апелляционной инстанции сделал верный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, который основан на верном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем спорные судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Поскольку нижестоящими судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 08 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Е.К. Фрид
Судьи В.Ю. Брянский
Ю.Ю. Грибанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.