Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Ивановой О.Н, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя муниципального образования Курганинский район на решение Курганинского районного суда Краснодарского края от 31 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 сентября 2022 года по гражданскому делу по иску прокурора Курганинского района Краснодарского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Курганинский район Краснодарского края, МБОУ СОШ N 7 имени Ф.М. Школьного, МБДОУ детский сад комбинированного вида N 20 о финансировании и установке в учреждениях систем оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженных источником бесперебойного питания, заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, выслушав старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возражавшей против удовлетворения кассационной жлобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Курганинского района Краснодарского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Курганинский район Краснодарского края, МБОУ СОШ N 7 имени Ф.М. Школьного, МБДОУ детский сад комбинированного вида N 20 о финансировании и установке в учреждениях систем оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженных источником бесперебойного питания, в котором просил обязать администрацию муниципального образования Курганинский район Краснодарского края в срок до 01 июля 2022 года обеспечить финансирование мероприятий по установке в указанных учреждениях и до 01 сентября 2022 года установить системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженных источником бесперебойного питания.
Решением Курганинского районного суда Краснодарского края от 31 мая 2022 года иск удовлетворен в полном объеме. Суд своим решением постановил:обязать администрацию муниципального образования Курганинский район Краснодарского края обеспечить финансирование мероприятий по установке в зданиях МБОУ СОШ N 7 имени Ф.М. Школьного, МБДОУ детский сад комбинированного вида N 20 систем оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до 01 июля 2022 года включительно. Обязать МБОУ СОШ N 7 имени Ф.М. Школьного, МБДОУ детский сад комбинированного вида N 20 за счет выделенных администрацией муниципального образования Курганинский район средств обеспечить установку в здании организации системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до 01 сентября 2022 года включительно.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 сентября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем муниципального образования Курганинского района поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения ввиду нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов установленным обстоятельствам дела. Кассатор ссылается на то, что выделение денежных средств, необходимых для устранения отраженных в исковом заявлении нарушений в срок, указанный в иске, не представляется возможным, что делает не исполнимым принятое решение суда. В связи с невозможностью выделения денежных средств в один финансовый год, в целях соблюдения принципа реальной возможности исполнения решения суда и сбалансированности местного бюджета, установление срока администрации муниципального образования о выделении денежных средств в срок до 21 июля 2022 года, является крайне малым и не реализуемым. Также ссылается на то обстоятельство, что суд апелляционной инстанции отказал в принятии дополнений к апелляционной жалобе, которые содержали сведения об обстоятельствах, препятствующих возможности произвести выделение денежных средств, в сроки, указанные в решении суда, и как следствие не дал оценки обстоятельствам, изложенным в них применительно к спорным правоотношениям.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции, в нарушение Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного Министерства, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), системой оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, не оснащена МБОУ СОШ N 7 имени Ф.М. Школьного, МБДОУ детский сад комбинированного вида N 20.
Судами установлено, что самостоятельно устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической безопасности, для которых требуется произвести значительные денежные затраты, учреждения МБОУ СОШ N 7 имени Ф.М. Школьного, МБДОУ детский сад комбинированного вида N 20 не в состоянии, поскольку финансируются учредителем в пределах, установленных соответствующей сметой расходов.
В целях устранения нарушений прокуратурой района в период с 27 января 2022 года по 02 февраля 2022 года были внесены представления руководителям перечисленных выше учреждений об устранении нарушений законодательства об образовании, об антитеррористической безопасности. Указанные представления рассмотрены и удовлетворены.
Руководителями образовательных учреждений подготовлены локально сметные расчеты на монтаж систем оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженных источником бесперебойного питания, а также поданы заявки на выделение денежных средств для финансирования проведения работ по их установке.
Решением Совета муниципального образования Курганинский район от 18 мая 2022 года N 164 вносились изменения в Решение Совета муниципального образования Курганинский район от 15 декабря 2021 года N 119 "О бюджете муниципального образования Курганинский район на 2022 года и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие указанных выше нарушений создает реальную опасность возникновения травматизма, причинение вреда жизни и здоровью в случае возникновения террористической угрозы, что нарушает гарантированное ст. 41 Конституции Российской Федерации право граждан на охрану здоровья, а также гарантированное ст. 37 Конституции Российской Федерации право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а именно - нарушение интересов несовершеннолетних, осваивающих образовательные программы в учреждениях, а также педагогических коллективов и иных лиц, посещающих данные учреждения.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что они обоснованы и соответствуют требованиям закона, а также обстоятельствам дела.
С выводами суда первой и апелляционной инстанции судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается и не находит оснований для отмены постановленных судебных решений.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, создание условий для осуществления ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту "д" части 4 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", одним из основных направлений противодействия терроризму является деятельность по его предупреждению, в том числе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (часть 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного Министерства, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно пункту 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
На основании пункта 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, установлена необходимость оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Указанные требования распространяются и на объекты (территории), отнесенные к первым трем категориям опасности в соответствии с пунктами 25-27 Требований.
В соответствии с пунктом 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В соответствии с пунктами 6.1, 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Применительно к вышеизложенному, суды нижестоящих инстанций, установив, что в нарушение Требований, утв. Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года N 1006 МБОУ СОШ N 7 имени Ф.М. Школьного, МБДОУ детский сад комбинированного вида N 20 системой оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, не оснащены, приняв во внимание, что наличие указанных нарушений создает реальную опасность возникновения травматизма, причинение вреда жизни и здоровью в случае возникновения террористической угрозы, что нарушает гарантированное ст. 41 Конституции Российской Федерации право граждан на охрану здоровья, а также гарантированное ст. 37 Конституции Российской Федерации право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а именно - нарушение интересов несовершеннолетних, осваивающих образовательные программы в учреждениях, а также педагогических коллективов и иных лиц, посещающих данные учреждения, пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска.
Вопреки позиции кассатора, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, применительно к положениям ст. 206 ГПК РФ, обоснованно установили ответчикам срок исполнения решения суда до 01 июля 2022 года. Указанный срок, судами определен с учетом разумности и достаточности для решения организационных, финансовых вопросов для устранения выявленных нарушений.
Доводы заявителя о невозможности исполнения решения суда ввиду того, что выделение средств на выполнение указанных в решении суда действий бюджетом муниципального образования Курганинский район на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годы не предусмотрено, уже являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены судебной коллегией со ссылкой на положения ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Ссылка кассатора на необоснованный отказ суда апелляционной инстанции в приобщении к материалам дела дополнений к апелляционной жалобе основанием для отмены постановленного апелляционного определения не является, поскольку указанные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Кроме того, в соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Из материалов дела не следует, что основополагающие принципы правосудия, указанные выше, были нарушены при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанциями.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой или апелляционной инстанциями и опровергали бы правильность выводов судов.
Правовая оценка имеющимся в деле доказательствам дана судами по правилам ст. 67 ГПК РФ. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену решений не допущено.
Выводы судов основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без - удовлетворения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Курганинского районного суда Краснодарского края от 31 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Иванова О.Н.
Яковлев А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.