Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Ивановой О.Н, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Феодосии Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Феодосии, Министерству внутренних дел по Республике Крым об обязании совершить определенные действия, по кассационной жалобе представителя ОМВД Росси по г. Феодосии на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 9 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора г. Феодосии Республики Крым обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОМВД России по г. Феодосии, в котором, уточнив требования, просил обязать ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать изолятор временного содержания ОМВД России по г. Феодосии, расположенный по адресу: "адрес", дезинфекционной камерой и санитарным пропускником, противопожарным водопроводом с установкой пожарных кранов, и заключить договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации в изоляторе временного содержания с организацией, имеющей лицензию.
Протокольным определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года к участию в деле качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел по Республике Крым.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 9 июня 2022 года исковые требования удовлетворены. На ОМВД России по г. Феодосии возложена обязанность оборудовать изолятор временного содержания ОМВД России по г. Феодосии, расположенный по адресу: "адрес", дезинфекционной камерой и санитарным пропускником, противопожарным водопроводом с установкой пожарных кранов, и заключить договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации в изоляторе временного содержания ОМВД России по г. Феодосии с организацией, имеющей лицензию, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении исковых требований к Министерству внутренних дел по Республике Крым отказано.
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 сентября 2022 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 9 июня 2022года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика ОМВД Росси по г. Феодосии просит отменить судебные постановления, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных к ОМВД России по г. Феодосии. В обоснование жалобы указано, что отсутствие дезинфекционной камеры в здании ИВС не может быть доказательством непроведения деезфинфекции одежды (иных носильных вещей) подозреваемых, обвиняемых, вновь прибывших в ИВС. Закон не содержит прямого требования об обустройстве дезинфекционной камеры при каждом ИВС. Кассатором по внесудебном порядке осуществлены меры по устранению иных нарушений, указанных в иске, однако распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств находится в ведении Министерства внутренних дел по Республике Крым.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, прокуратурой г. Феодосии Республики Крым проведена проверка исполнения законодательства об условиях содержания граждан в изоляторе временного содержания ОМВД России по г. Феодосии, в ходе которой выявлены нарушения требований Приказа МВД России от 22 ноября 2005 года N 950.
По факту установленных нарушений 25 июня 2021 года прокуратурой г. Феодосии Республики Крым в адрес ОМВД России по г. Феодосии внесено представление об устранении выявленных нарушений требований федерального законодательства при содержании лиц в изоляторе временного содержания.
Из протокола совещания ОМВД России по г. Феодосии от 9 июля 2021 года N 29 следует, что по результатам рассмотрения представления прокуратуры г. Феодосии Республики Крым заместителю начальника полиции (по охране общественного порядка) ОМВД России по г. Феодосии поручено принять информацию к сведению, при поступлении финансирования принять действенные меры по устранению в полном объеме выявленных недостатков в деятельности изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по г. Феодосии.
22 февраля 2022 года ОМВД России по г. Феодосии направлено письмо в МВД по Республике Крым "О потребности лимитов бюджетных обязательств" для устранения данных недостатков, а также направлены соответствующие заявки на сумму 792 880 руб.
3 сентября 2021 года между ОМВД России по городу Феодосии и ИП Бакши И.А. заключен договор на установку охранной пожарной сигнализации и систем оповещения об эвакуации при пожаре, работы окончены 25 декабря 2021 года, после чего 22 февраля 2022 года направлены заявки в тыл МВД по Республике Крым с целью выделения лимитов бюджетных обязательств для заключения договора обслуживания сигнализации.
На момент принятия судом первой инстанции решения установленные прокуратурой г. Феодосии Республики Крым нарушения в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по г. Феодосии в части оборудования дезинфекционной камерой и санитарным пропускником, противопожарным водопроводом с установкой пожарных кранов и заключения договора на обслуживание автоматической пожарной сигнализации с организацией, имеющей лицензию, устранены не были.
Разрешая заявленные требования по существу и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь нормами Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также Приказом МВД России от 22 ноября 2005 N 950, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, обоснованно исходил из того, что обязанности по обеспечению указанных прокурором мер по пожарной безопасности, медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторе временного содержания органов внутренних дел, действующим законодательством возложены именно на органы внутренних дел, однако надлежащих доказательств выполнения со стороны ответчика Отдела МВД РФ по г. Феодосии возложенных на них законом обязанностей не представлено.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права, нарушения норм процессуального права не установлены.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
В статье 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" закреплено, что подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами. В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, согласно пункта 14 которых в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствии с пунктом 54 которых руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе, с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям. В силу прил. А (обязательное) "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности для предотвращения пожара, обеспечения безопасности людей и защиты имущества при пожаре.
В соответствии с требованиями статьи 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно статье 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", регламентирующей требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; устройством для контроля работоспособности установки; устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара. Способ подачи огнетушащего вещества в очаг пожара не должен приводить к увеличению площади пожара вследствие разлива, разбрызгивания или распыления горючих материалов и к выделению горючих и токсичных газов. В проектной документации на монтаж автоматических установок пожаротушения должны быть предусмотрены меры по удалению огнетушащего вещества из помещения, здания и сооружения после его подачи.
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок. Пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Ручные пожарные извещатели должны устанавливаться на путях эвакуации в местах, доступных для их включения при возникновении пожара. Требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.
Приведенные нормативные положения были правильно определены и применены судами при разрешении настоящего дела.
Как обоснованно указано в оспариваемых судебных постановлениях, соблюдение указанных требований законов в изоляторе временного содержания ОМВД России по г. Феодосии не обеспечено, а именно, дезинфекционной камерой и санитарным пропускником, противопожарным водопроводом с установкой пожарных кранов, изолятор временного содержания ОМВД России по городу Феодосии не оборудован, договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации в изоляторе временного содержания ОМВД России по городу Феодосии с организацией, имеющей лицензию, не заключен.
Доводы кассационной жалобы были предметом апелляционного рассмотрения и мотивированно отклонены.
Так, указание ответчика на отсутствие возможности устранения нарушений в установленный решением суда срок признано несостоятельным на том основании, что камеры предназначены для временного пребывания граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, длительность нахождения которых в данных помещениях определяется действующим уголовно-процессуальным законодательством, поэтому данные помещения должны отвечать требованиям, которые предусмотрены Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" и Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений", Правилам противопожарного режима в Российской Федерации. Соблюдение указанных требований позволяет обеспечить безопасность жизни, здоровья и соблюдение прав лиц, находящихся в указанных камерах.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие финансирования на проведение необходимых работ, недостаточность времени для устранения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, в том числе в связи с необходимостью соблюдения процедуры закупок, правового значения для дела не имеют и не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований при установленном факте существенных нарушений прав лиц, содержащихся в ИВС.
В своей совокупности доводы жалобы не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 9 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Иванова О.Н.
Яковлев А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.