Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К, судей Брянского В.Ю, Ивановой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО9 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, администрации г. Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым, ФИО10 о признании незаконными действий, постановления, возложении обязанности совершить определенные действия
по кассационной жалобе истца ФИО11 на решение Ялтинского городского Республики Крым от 29 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Фрид Е.К, выслушав мнение ФИО12 поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО13 обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр) об оспаривании действий по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка.
В ходе судебного разбирательства судом был осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, дело передано для его рассмотрения по подсудности в Ялтинский городской суд Республики Крым, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрации г. Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым, ФИО14
Истец неоднократно уточнял исковые требования, в окончательной редакции уточнений просил суд:
- признать незаконными действия администрации города Ялта Республики Крым, совершенные с целью образования земельного участка с кадастровым номером N по заявлению ФИО15 от 28 декабря 2018 года о предоставлении земельного участка в собственность;
- признать незаконными действия Госкомрегистра при осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N;
- признать незаконным постановление администрации города Ялта Республики Крым от 30 июня 2020 года N 2082-п о предоставлении ФИО16 в собственность земельного участка по ее заявлению от 28 декабря 2018 года;
- в порядке устранения нарушения прав ФИО17 выразившихся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенном в письме ДИЗО от 19 сентября 2017 года, обязать Администрацию города Ялта Республики Крым в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу исполнить порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в собственности ФИО18 путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по результатам рассмотренного 19 сентября 2017 года заявления ФИО19. о перераспределении земельных участков от 22 августа 2017 года;
- обязать Госкомрегистр снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ФИО20.
В обоснование требований указал, что при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ФИО21 Госкомрегистром нарушены требования действующего законодательства, а также права и законные интересы самого истца. Решение об утверждении схемы расположения указанного земельного участка отсутствует, следовательно, не было оснований для государственного кадастрового учета данного земельного участка. Необходимые для внесения сведения о разрешенном использовании земельного участка, а также сведения о категории земель в ЕГРН внесены не были. Площадь спорного земельного участка при его образовании превышала предельную площадь, установленную Правилами землепользования и застройки для соответствующей территориальной зоны. Земельный участок с кадастровым номером N имеет общую границу с земельным участком с кадастровым номером N, находящимся в собственности ФИО22 Незаконные действия Госкомрегистра при постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером N нарушают право ФИО23. на перераспределение земельных участков по заявлению от 22 августа 2017 года. В заявлении ФИО24. от 28 декабря 2018 года о предоставлении земельного участка в качестве приложения указала оригинал кадастрового паспорта земельного участка. Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на кадастровый учет 29 апреля 2019 года. Таким образом, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют, что ФИО25 не испрашивала в собственность земельный участок с кадастровым номером N. При этом в порядке завершения оформления прав ФИО26. не имеет право на предоставление нескольких земельных участков по одному заявлению. Следовательно, действия Администрации города Ялта по образованию земельного участка с кадастровым номером N не соответствовали установленному порядку.
Кроме того, Администрация города Ялта и Департамент вместо исполнения судебного акта о восстановлении нарушенных прав истца препятствует его исполнению. 29 марта 2019 года вынесено постановление N 682-п об отказе ФИО27. в перераспределении земельных участков, в связи с чем, оно является ничтожным с момента его вынесения. Администрация города Ялта, подавая 17 апреля 2019 года заявление об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с целью его предоставления ФИО28 игнорировала права и законные интересы ФИО29 на перераспределение земельных участков, возникшие на основании его заявления от 22 августа 2017 года, что свидетельствует о недобросовестном осуществлении администрацией и Департаментом гражданских прав (злоупотребление правом). Подтверждением продолжающегося злоупотребления правом служит безосновательное вынесение 29 декабря 2019 года Администрацией города Ялта постановления об отказе ФИО30 в перераспределении земельных участков.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года, в удовлетворении исковых требований ФИО31 отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2021 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Ялтинского городского Республики Крым от 29 апреля 2022 года исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия администрации г. Ялты Республики Крым, совершенные с целью образования земельного участка с кадастровым номером N по заявлению ФИО32. от 28 декабря 2018 года о предоставлении земельного участка в собственность. Признано незаконным постановление администрации г. Ялта Республики Крым от 30 июня 2020 года N 2082-п "О предоставлении в собственность ФИО33 земельного участка площадью 1 308 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав". Земельный участок площадью 1 308+/-8 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", снят с государственного кадастрового учета. На Администрацию города Ялта Республики Крым возложена обязанность в течение 30 дней после вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению ФИО34 о перераспределении земельных участков от 22 августа 2017 года. В удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий, возложении обязанности совершить определенные действия отказано. С администрации города Ялта Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, ФИО35. в пользу ФИО36 взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере по 100 руб. с каждого.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 августа 2022 года решение Ялтинского городского Республики Крым от 29 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец ФИО37 просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в связи с тем, что судебные постановления в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действия Госкомрегистра при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N вынесены вследствие неправильного применения норм материального права, при нарушении норм процессуального права. В обоснование жалобы указано, что границы земельного участка, образованного в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, были установлены в нарушении требований Закона Республики Крым N 38-ЗРК от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и самого Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым. При оценке действий Госкомрегистра судами не применен подлежащий применению Закон Республики Крым N 38-ЗРК от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым". Судами не дана оценка доказательствам, подтверждающим факт ничтожности документов, представленных ответчиком в Госкомрегистр для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N. В материалах дела содержатся две разные схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Районным судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N сформирован с нарушением земельного законодательства, следовательно, он подлежит снятию с кадастрового учета, подобные сведения не могут считаться достоверными.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (4kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 14 марта 2014 года решением 70 сессии 6 созыва Гурзуфского поселкового совета дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу из земель коммунальной собственности Гурзуфского поселкового совета в собственность ФИО38 земельного участка ориентировочной площадью 0, 15 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес" (пункт 1.2 решения).
28 декабря 2018 года ФИО39 обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 1 308 кв. м, по адресу: "адрес", в районе дома N 22, с видом разрешённого использования "для индивидуального жилищного строительства".
17 апреля 2019 года представитель администрации г. Ялта обратился в Госкомрегистр с заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1 308 кв. м, расположенный по адресу: "адрес" В качестве оснований для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности представлены копия выписки из вышеуказанного решения 70 сессии 6 созыва Гурзуфского поселкового совета от 14 марта 2014 года о даче ФИО40 разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, межевой план земельного участка площадью 1308 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", с выполненной по заказу ФИО41. кадастровым инженером ФИО42 схемой расположения земельного участка.
Госкомрегистром 29 апреля 2019 года поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 1308 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", с присвоением кадастрового номера N, а также осуществлена государственная регистрация права собственности на него муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Постановлением администрации г. Ялта от 30 июня 2020 года N 2082-п земельный участок с кадастровым номером N отнесен к категории земель "земли населенных пунктов", установлен вид его разрешенного использования - для ИЖС, он передан ФИО43 в собственность в порядке завершения оформления прав в границах, указанных в кадастровом паспорте.
ФИО44 на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 750 кв. м, расположенный по адресу: "адрес"", кадастровый номер N. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 16 декабря 2016 года.
22 августа 2017 года ФИО45 обратился в администрацию г. Ялта, с заявлением о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности. В данном заявлении ФИО46 просил в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в его собственности, и земель, находящихся в муниципальной собственности, утвердить схему расположения земельного участка площадью 890 кв. м, и заключить с ним соглашение о перераспределении принадлежащего ему земельного участка и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в результате которого у него возникнет право собственности на образованный земельный участок общей площадью 890 кв. м.
Письмом Департамента от 19 сентября 2017 года ФИО47 сообщено об оставлении указанного заявления без рассмотрения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 июля 2018 года отменено решение Тюменского районного суда Тюменской области от 23 апреля 2018 года, принято новое решение о признании незаконными действий администрации г. Ялта по результатам рассмотрения заявления ФИО48 от 22 августа 2017 года о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, на администрацию г. Ялта возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав ФИО49
На основании выданного 15 октября 2018 года Тюменским районным судом Тюменской области исполнительного листа по указанному делу судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым возбуждено исполнительное производство, должнику администрации г. Ялта установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановлением администрации г. Ялта от 29 марта 2019 года N 682-п ФИО50 отказано в перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, кадастровый номер N, и земельного участка, находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: "адрес" на основании пунктов 9 и 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 8 августа 2019 года по иску ФИО51П. постановление администрации г. Ялта от 29 марта 2019 года N 1682-п признано незаконным, на администрацию г. Ялта возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав ФИО52
Постановлением администрации г. Ялта от 28 декабря 2019 года ФИО53 отказано в перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности кадастровый; номер N, и земельного участка, находящегося в частной собственности, кадастровый номер N, площадью 890 кв. м, в собственность, расположенного по адресу: "адрес"", на основании пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 ноября 2020 года по иску ФИО54 постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 28 декабря 2019 года N 3290-п признано незаконным, на Администрацию города Ялта Республики Крым возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав ФИО55
ФИО56 ссылаясь на то, что границы переданного в собственность ФИО57 земельного участка с кадастровым номером N пересекают границы земельного участка, отображенные в схеме расположения земельного участка, приложенной к его заявлению от 22 августа 2017 года, в связи с чем, действия ответчиков по образованию земельного участка с кадастровым номером N, постановке на кадастровый учет, последующей передаче в собственность ФИО58 на основании постановления администрации города Ялта Республики Крым от 30 июня 2020 года N 2082-п, нарушают права и законные интересы истца на перераспределение земельных участков, обратился в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился Верховный суд Республики Калмыкия, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 39.29, 61 Земельного кодекса Российской Федерации, нормами Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", исходил из того, что заключение администрацией города Ялта Республики Крым соглашения с ФИО59 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в собственности ФИО60, является обязанностью администрации города Ялта Республики Крым, установленной вступившим в законную силу судебным актом, подлежащим неукоснительному исполнению.
Разрешая требования ФИО61 о возложении на администрацию города Ялта Республики Крым обязанности в течение 30 дней после вступления решения в законную силу исполнить порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в собственности ФИО62 путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по результатам рассмотренного 19 сентября 2017 года заявления ФИО63 о перераспределении земельных участков от 22 августа 2017 года, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении с целью восстановления нарушенного права истца, учитывая при этом вступившие в силу судебные акты, дважды не исполненные Администрации города Ялта Республики Крым (постановления администрации города Ялта Республики Крым от 29 марта 2019 года и 28 декабря 2019 года), что недопустимо и противоречит вышеуказанным положениям закона.
Кассационный суд соглашается с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций как основанными на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела. В указанной части состоявшиеся решения не оспариваются кассатором.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с позицией кассатора об ошибочности выводов судов нижестоящих инстанций об отказе в удовлетворении требования о признании незаконными действия Госкомрегистра при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N
При разрешении данного требования суды правомерно исходили из положений Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости.
В части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" закреплено, что государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Осуществление государственного кадастрового учёта приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В силу статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учёта отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как обоснованно указано в оспариваемых судебных постановлениях, на основании поданного 17 апреля 2019 года представителем администрации города Ялты Республики Крым заявления о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1 308 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", и приложенных к нему документов, в том числе решения Гурзуфского поселкового совета от 14 марта 2014 года о предоставлении ФИО64 разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, с учетом установленного порядка завершения оформления прав, соответствия представленного межевого плана требованиям приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", Госкомрегистром 29 апреля 2019 года был постановлен на кадастровый учет земельный участок площадью 1 308 кв. м с присвоением кадастрового номера N, а также осуществлена государственная регистрация права собственности на него муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. При этом в рамках настоящего дела Госкомрегистр, как регистрирующий орган, субъектом спорных материально-правовых отношений не является.
Вместе с тем, вопреки позиции кассатора спорный земельный участок площадью 1 308 кв. м с присвоением кадастрового номера N оспариваемыми судебными актами снят с кадастрового учета. Доводы жалобы о неисполнении Госкомрегистром решения суда в указанной части может являться основанием для его разъяснения в порядке, предусмотренном 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оспаривание действий уполномоченного органа в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права определяется кассационным судом общей юрисдикции исходя из оснований для отмены или изменения судебных постановлений, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 1, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского Республики Крым от 29 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.К. Фрид
Судьи В.Ю. Брянский
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.