Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Ивановой О.Н, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 04 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 05 октября 2022 года по гражданскому делу по иску прокурора города Волжского Волгоградской области к администрации городского округа ? г. Волжский Волгоградской области о понуждении обеспечить установку подъемника для инвалида - колясочника, заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, выслушав старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возражавшей против удовлетворения кассационной жлобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Волжского Волгоградской области обратился в суд с иском к администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области о понуждении обеспечить установку подъемника для инвалида - колясочника.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 04 июля 2022 года постановлено: "Обязать администрацию городского округа г. Волжский Волгоградской области исполнить требования абзаца 2 пункта 4 Плана мероприятий, утвержденного постановлением администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области от 08 февраля 2017 года N 588, в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Обеспечить установку подъемника для инвалида-колясочника в многоквартирном "адрес"".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 05 октября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения ввиду нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов установленным обстоятельствам дела. Кассатор полагает необоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения иска. Указывает, что в состав муниципальной комиссии включаются представители не только органов местного самоуправления, а в том числе представители органа в сфере социальной защиты населения, общественных объединений инвалидов, при этом именно Комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области выполняются мероприятия об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта МКД (части дома) и общего имущества в МКД, в которых проживают инвалиды. Между тем, Комитет к участию в деле привлечен не был, как и не была привлечена к участию в деле управляющая компания - ООО "УК "Флагман-Сервис", осуществляющая управление МКД, в котором проживает ФИО5 полагает, что судами не принято во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих возможность установления подъемника на общем имуществе МКД с учетом особенностей и технических характеристик МКД, а также ссылается на отсутствие финансирования для установки подъемника для инвалида-колясочника в многоквартирном "адрес".
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции, в многоквартирном "адрес" проживает инвалид первой группы ФИО5
Согласно Индивидуальной программе реабилитации ФИО5 рекомендовано техническое средство реабилитации кресло-коляска с электроприводом с аккумуляторной батареей. В октябре 2021 года ФИО5 обеспечен указанным средством реабилитации.
По обращению ФИО5 проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение жилищных прав инвалидов. В ходе проверки исполнения законодательства об обеспечении прав и законных интересов установлено, ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления требований федерального законодательства, а именно подъезд, в котором расположена квартира ФИО5, не оборудован подъемником для инвалидов-колясочников, в связи с чем, последний лишен возможности свободного передвижения.
ФИО5 обратился в администрацию г. Волжского по вопросу проведения обследования жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома с целью их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
На обращение ФИО5 администрацией городского округа-г. Волжский Волгоградской области дан ответ, в котором указано, что 24 августа 2018 года муниципальной комиссией проведено обследование жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в результате обследования комиссия пришла к выводу, что жилое помещение не соответствует требованиям, предусмотренным разделами 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", имеется необходимость приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. Техническая возможность для полного приспособления жилого помещения инвалида отсутствует, так как проведение приспособления жилого помещения невозможно без изменения несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта. В сообщении указано, что проверка экономической целесообразности по приспособлению с учетом потребностей и обеспечения их доступности для инвалидов не проводилось. Также указано, что бюджетом не предусмотрено финансирование на приобретение и установку электрической платформы на лестничной площадке.
04 февраля 2022 года комитет Жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области направил в адрес главы городского округа г. Волжский Волгоградской области сообщение, в котором указал, что 24 августа 2018 года муниципальной комиссией проведено обследование жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в результате обследования комиссия пришла к выводу, что жилое помещение не соответствует требованиям, предусмотренным разделами 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", установлено отсутствие технической возможности для полного приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества дома без изменения несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, по итогам обследования комиссией установлены дальнейшие мероприятия в целях приспособления общего имущества в доме. Комиссией не приняты дальнейшие решения (решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта дома), рекомендовано рассмотреть вопрос о возможности установки подъемной платформы и предусмотреть в бюджете средства на реализацию данных мероприятий.
Постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 08 февраля 2017 года N 588 "О создании муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории городского округа - г. Волжский Волгоградской области" утвержден план мероприятий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории городского округа - г. Волжский Волгоградской области (приложение N 3).
Согласно абзацу 2 пункта 4 вышеуказанного Плана необходимо принятие решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Однако, вышеуказанное в Плане мероприятие не осуществлено, условия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома с учетом потребностей ФИО5 не выполнены.
Разрешая заявленные исковые требования, установив, что до настоящего времени ответчиком не реализованы мероприятия абзаца 2 пункта 4 Плана мероприятий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения их доступности для инвалидов на территории городского округа-г. Волжский Волгоградской области, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по исполнению указанных требований в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу. Учитывая то обстоятельство, что ФИО5 лишен возможности свободного передвижения ввиду невыполнения мероприятий, направленных на оборудование подъезда многоквартирного дома подъемником для инвалида-колясочника, суд возложил на ответчика обязанность по обеспечению установки подъемника для инвалида-колясочника в многоквартирном доме.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что они обоснованы и соответствуют требованиям закона, а также обстоятельствам дела.
С выводами суда первой и апелляционной инстанции судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается и не находит оснований для отмены постановленных судебных актов.
Доводы заявителя о необоснованном удовлетворении заявленного иска, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные ввиду следующего.
Федеральным законом от 03 мая 2012 года N 46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с частью 1 статьи 9 которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
Согласно пунктов 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в" пункт 10).
Из положений пункта 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе и придомовой территории, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В соответствии с пунктом 3 Правил координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее уполномоченный орган).
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование) (пункт 4 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (пункт 6 Правил).
Из пункта 10 Правил порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.
Заключение о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (пункт 17 - 20, 22 Правил).
В целях регулирования отношений, связанных с обеспечением беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры и к предоставляемым в них услугам, был принят Закон Волгоградской области от 21 ноября 2002 года N 757-ОД "Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области".
Статьей 4 вышеуказанного закона объекты социальной инфраструктуры в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться в том числе подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках.
В целях реализации государственной политики социальной защиты граждан с ограниченными возможностями, исполнения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Волгоградской области от 21 ноября 2002 года N 757-ОД "Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области" постановлением администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от 08 февраля 2017 года "О создании муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений, утвержден план мероприятий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, которым утвержден план мероприятий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области (приложение N 3).
Применительно к вышеизложенному, судами нижестоящих инстанций верно установлено, что положения абзаца 2 пункта 4 вышеуказанного Плана ответчиком не исполнено, решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает ФИО5 в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида не принято, ФИО5 не обеспечены условия доступности к жилому помещению, в связи с чем, вопреки позиции кассатора, у судов нижестоящих инстанций имелись правовые основания к удовлетворению заявленных исковых требований.
Судами нижестоящих инстанций правомерно было принято во внимание то обстоятельство, что застройщиком дома был изменен угол наклона лестницы в подъезде, ведущей на первый этаж многоквартирного дома, а также предусмотрено применение инвалидной коляски "ступенькоход" Гранди Стандарт, которая с проектной документацией передана застройщиком в управляющую компанию, однако указанные обстоятельства сами по себе не подтверждают обеспечение доступности ФИО5 к использованию жилья в многоквартирном доме, поскольку по состоянию здоровья последний использует кресло-коляску с электроприводом, а техническое средство "ступенькоход" по состоянию здоровья им использоваться не может.
Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда и установления подъемника на общем имуществе МКД с учетом особенностей и технических характеристик МКД, как на это ссылается заявитель, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, в материалы дела не представлено, в связи с чем, доводы кассатора об отсутствии возможности выполнить мероприятия, поименованные в постановлении администрации городского округа-г. Волжский Волгоградской области от 08 февраля 2017 года N 588, подлежат отклонению как необоснованные.
Судебная коллегия также соглашается с выводами судов в части отклонения доводов ответчика о невозможности исполнения возложенной обязанности ввиду отсутствия решения общего собрания собственников многоквартирного дома по вопросу реконструкции общедомового имущества и отсутствие финансирования на проведение работ.
Как верно было отмечено судами нижестоящих инстанций, в силу положений пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о реконструкции жилого дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В то же время частью 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что приспособление общего имущества многоквартирного дома для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
Установка подъемных устройств у лестниц на лифтовых площадках многоквартирного дома является реконструкцией общего имущества собственников многоквартирного дома.
Однако, в силу вышеприведенных правовых норм, отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором проживает ФИО5, не освобождает ответчика от осуществления мероприятий по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирном доме.
Предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Целевое финансирование на проведение работ по установке подъемных устройств жилых домов предусматривается в рамках бюджета субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что в силу прямого указания закона именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий доступности к жилому помещению и приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает, для его использования, то отсутствие финансирования к выполнению данных мероприятий, основанием для отказа в удовлетворении иска не являлось.
Доводы кассатора о непривлечении к участию в деле Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, а также управляющей компании, обслуживающей МКД - ООО "УК "Флагман-Сервис" судебной коллегией отклоняются, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для отмены правильно постановленных судебных постановлений, а кроме того, обжалуемые судебные акты права и интересы указанных выше лиц, не затрагивают.
Вопреки позиции кассатора, судебная коллегия полагает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судами нижестоящих инстанций правильно, обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства, подробно изложена в обжалуемых судебных актах, а доводы жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда первой и апелляционной инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшихся судебных решений.
Иных доводов, которые бы не были проверены судами нижестоящих инстанций и могли повлиять на принятое судами решение, кассационная жалоба не содержит.
Выводы судов основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без - удовлетворения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 04 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 05 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Иванова О.Н.
Яковлев А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.