Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.В, судей Черемисина Е.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения "Хилокское", поданную на решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 30 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 2 ноября 2022 года, по административному делу N 2а-232/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Хилокского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения "Хилокское" о возложении обязанности по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, прокурора Волкову А.Г,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Хилокского района Забайкальского края в лице заместителя (далее - прокурор) обратился в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о возложении на администрацию городского поселения "Хилокское" обязанности по оборудованию мест сбора ТКО в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: оборудовать контейнерные площадки для сбора ТКО, расположенные по адресу: "адрес" - крышами; по адресу: "адрес" а, "адрес" - ограждением с трех сторон; по адресу: "адрес" - оборудовать контейнерные площадки для сбора мусора.
Решением Хилокского районного суда Забайкальского края от 30 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 2 ноября 2022 года, административные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация городского поселения "Хилокское" (далее - Администрация) ставит вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований, приводя свое толкование норм права и указывая, что обязанность по оборудованию мест сбора ТКО возложена на управляющую организацию, а при её отсутствии, на собственников жилых помещений, тогда как приобретение контейнеров для сбора твердых отходов, их ремонт, текущая уборка мест погрузки отходов, является прямой и исключительной обязанностью региональных операторов, в связи с чем, администрация городского поселения "Хилокское" является ненадлежащим административным ответчиком по делу. Считают, что возложение обязанности по приобретению (ремонту, замену и т.д.) контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов на органы местного самоуправления является незаконным, образует нецелевое использование бюджетных средств. Указывает также, что решение суда не содержит конкретных указаний, каким образом необходимо оборудовать контейнерные площадки для сбора ТКО по адресу: "адрес".
В судебном заседании прокурор поддержал доводы письменных возражений, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Как установлено при рассмотрении административного дела, постановлением администрации городского поселения "Хилокское" от 1 февраля 2020 года N 29, утвержден реестр мест контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов и схем размещения контейнерных площадок в городском поселении "Хилокское".
Прокуратурой Хилокского района в ходе мониторинга исполнения законодательства об отходах производства и потребления и осмотра контейнерных площадок на территории городского поселения "Хилокское" установлен ряд нарушений в виде отсутствия крыши у контейнерных площадок, крышек у контейнеров, отсутствия самой контейнерной площадки, ограждения и специально отведенного места; наклона ограждения, падения контейнерной площадки, нахождение ее в двух метрах от контейнерного бака.
Как установлено судами, многоквартирные дома по адресам выявления вышеуказанных нарушений не находятся под управлением ни одной из управляющих организаций.
Удовлетворяя административные требования районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 (далее - Правила N 1039), Правил обращениями с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - правила N 1156), Уставом городского поселения "Хилокское", пришел к выводу, что обязанность по оборудованию контейнерных площадок в соответствии с требованиями санитарного законодательства, а также участие в организации деятельности, связанной с оборудованием мест и ликвидацией по сбору коммунальных отходов на территории муниципального района возложена именно на органы местного самоуправления.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречит действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека закреплено также в статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 8 Федерального закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Аналогичная обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО органами местного самоуправления установлена пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 (далее - Правила N 1039).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Таким образом, органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований, в связи с чем, доводы о том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу обоснованно отклонены судами как основанные на неверном понимании права.
Не вызывает каких-либо сомнений правильность выводов судебных инстанций о том, что отсутствие надлежащего оснащения контейнерных площадок свидетельствует о противоречащем вышеуказанным нормативным правовым документам бездействии административного ответчика, являющегося территориальным органом, в компетенцию которого входит организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Не является основанием для отмены судебных актов и довод кассационной жалобы об отсутствии в решении суда информации, каким образом необходимо оборудовать контейнерные площадки, поскольку, требования к оборудованию контейнерных площадок содержатся в приведенных судом нормативных правовых актах, содержащих санитарно-эпидемиологические и технические параметры, кроме того, отсутствие в судебном акте конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, не затрагивает права и законные интересы административного ответчика, поскольку предоставляет обязанному лицу возможность самостоятельно избрать для себя способы устранения нарушений, предписанных к устранению судебным актом.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об удовлетворении требований.
Остальным доводам административного ответчика судом апелляционной инстанции дана исчерпывающая оценка, с которой суд кассационной инстанции не усматривает оснований не согласиться.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и по существу повторяют позицию стороны ответчика при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили соответствующую оценку с подробным правовым обоснованием с учетом обстоятельств дела, имеющих юридическое значение. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.
Доводы Администрации не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования нижестоящими судами или опровергали выводы постановленных по делу судебных актов.
Эти доводы не свидетельствуют о несоответствии выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела либо о нарушении норм материального и процессуального права, по сути, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права со стороны судов не установлено.
Предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 30 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 2 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 20 февраля 2023.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.