Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Папушиной Н.Ю, Шабаловой О.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0016-01-2022-000996-62 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе Кемеровской области к Товариществу собственников жилья "Черноморец" о понуждении к совершению действий по кассационной жалобе представителя Товарищества собственников жилья "Черноморец" - Гах И.Н. на решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 30 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским Кемеровского областного суда от 04 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе Кемеровской области (далее - Управление) обратилось в суд с иском к Товариществу собственников жилья "Черноморец" (далее - ТСЖ "Черноморец") о понуждении к совершению действий.
В обоснование требований истцом указано, что в адрес Управления Роспотребнадзора поступило обращение жителя "адрес" в "адрес" по вопросу размещения места (площадки) для сбора и накопления твёрдых коммунальных отходов вблизи указанного жилого дома.
Согласно информации на официальном сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, управление жилым домом N по "адрес" в "адрес" осуществляется ТСЖ "Черноморец".
19 июня 2020 г. в адрес истца от Администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка Кемеровской области поступила заявка на согласование места (площадки) для сбора и накопления твёрдых коммунальных отходов для жилого "адрес" в "адрес". По результату рассмотрения заявки юридическому лицу направлено заключение о несоответствии мест (площадок) сбора и накопления твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО).
На основании изложенного истец просил суд обязать ТСЖ "Черноморец" организовать место (площадку) для сбора и накопления ТКО для жилого "адрес" в "адрес" в соответствии с требованиями пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21; установить ответчику срок для совершения действий направленных на устранение перечисленных нарушений согласно требованиям гражданского процессуального законодательства.
Решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 30 июня 2022 г. исковые требования удовлетворены. На ТСЖ "Черноморец" возложена обязанность организовать место (площадку) для сбора и накопления ТКО для жилого дома N2 по ул. "адрес" Кемеровской области в соответствии с требованиями п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". ТСЖ "Черноморец" установлен срок для совершения действий, направленных на устранения нарушений, до 01 июля 2023 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 04 октября 2022 г. решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 30 июня 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя ТСЖ "Черноморец" - Гах И.Н. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, судами неверно определены существенные для дела обстоятельства, что привело к вынесению неправильных судебных постановлений. Так, суды не учли, что ТСЖ "Черноморец" организовано раздельное накопление отходов с соблюдением расстояния от контейнерных и (или) специальных площадок до МКД не менее 8 метров, но не более 100 метров. Как следствие, сделанный судами вывод о том, что размещение площадки накопления твердых коммунальных отходов по адресу: "адрес" Кемеровской области должно производиться на основании абзацев первого и второго пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, не соответствует установленным фактическим обстоятельствам.
В равной степени, как считает податель жалобы, судами ошибочно не принято во внимание, что раздельное накопление ТКО может организовываться региональным оператором, на территории которого осуществляется раздельное накопление ТКО. При этом заявитель настаивает на том, что организация раздельного накопления ТКО не обязательно должна быть принята и утверждена для всего города Администрацией г. Новокузнецка Кемеровской области, но может реализовываться и для отдельных МКД, пожелавших принять участие в проекте, организованным региональным оператором в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что ТСЖ "Черноморец" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес", оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома с 27 февраля 2008 г, и, соответственно, выступает лицом, обязанным обеспечить организацию мест накопления твёрдых коммунальных отходов.
Согласно экспертному заключению N- N от 08 декабря 2020 г, расстояние от контейнерной площадки до жилого "адрес" в "адрес" составляет 7, 7 метров, до детской игровой площадки - 15, 5 метров, что не соответствует пункту 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
За выявленные нарушения ТСЖ "Черноморец" было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" с назначением наказания в виде предупреждения.
Из акта осмотра, составленного Управлением 22 июня 2022 г. усматривается, что на момент проведения осмотра жилого "адрес" по вопросу организации мест (площадок) сбора и накопления ТКО установлено, что контейнерная площадка на 2 пластиковых контейнера с крышкой размещается на расстоянии 8, 1 метра до жилого дома. При соблюдении условий установки песочницы в другом месте, возможно сдвинуть контейнерную площадку на 8-10 метров в сторону жилого "адрес" с учётом размещения на придомовой территории жилого дома.
Согласно выводам экспертного заключения филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области - Кузбассе" в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе от 22 июня 2022 г, территория городских поселений (в части организации мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов) по адресу: "адрес" не соответствует требованиям раздела II, пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Статья 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ предусматривает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1); места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3); органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 6 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что накопление твёрдых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твёрдых коммунальных отходов, утверждённым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 8 и 9 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156), потребители осуществляют складирование твёрдых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, определённых договором а оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Порядок создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определён Правилами обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039.
В соответствии с пунктом 3 вышеназванных Правил места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской, Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Одним из случаев, когда данная обязанность лежит на других лицах, является исполнение обязанностей, связанных с содержанием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твёрдых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприёмных камер, контейнерных площадок.
В силу пункта 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003г. N 170, мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 метров, но не более 100 метров от входных подъездов.
В силу пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10 июня 2010 г. N 64 (зарегистрировано в Минюсте России 15 июля 2010 г. N 17833) (введено в действие с 15 августа 2010 г. и утратило силу с 01 марта 2021 г.) для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
С 01 марта 2021 г. введены в действие Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
На основании пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Анализируя возражения ответчика о том, что ТСЖ "Черноморец" участвует в пилотном проекте по раздельному сбору мусора, что исключает применение к отношениям сторон вышеприведённых норм, суды отменили следующее.
Согласно ответу Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области - Кузбасса от 25 мая 2022 г, порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Кемеровской области - Кузбасса утвержден постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 марта 2017 г. N.
В силу постановления N Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 марта 2017 г. раздельное накопление ТКО внедряется поэтапно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Кемеровской области - Кузбасса и целевыми показателями территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, Кемеровской области - Кузбасса (далее - территориальная схема). Территориальной схемой предусмотрен смешенный сбор ТКО с последующей его сортировкой на объектах обработки ТКО.
В тоже время, территориальной схемой учтена необходимость реализации пилотных проектов по внедрению раздельного накопления (сбора) ТКО в отдельных населенных пунктах для оценки его экономической эффективности и проработки вопросов по организации необходимой для осуществления раздельного сбора ТКО инфраструктуры.
Однако, в настоящее время Администрацией Новокузнецкого городского округа Кемеровской области решение об организации системы раздельного накопления ТКО в г. Новокузнецке не принято.
Как следует из ответа ООО "ЭкоТек" от 20 июня 2022 г, по инициативе регионального оператора "ЭкоТек" была разработана и в июне 2020 г. утверждена Губернатором Кузбасса дорожная карта, в которой есть раздел, касающийся РСО. Региональный оператор совместно с ППК РЭО активно участвует в разработке предложений по изменению законодательства, а также с 2017 г. на территории г. Новокузнецка Кемеровской области проводит эксперимент по внедрению системы раздельного сбора отходов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что организация мест (площадок) для сбора и накопления твёрдых бытовых отходов должна соответствовать требованиям абзацев первого и второго пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, согласно которым расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 20 метров. При этом, учитывая, что проект по раздельному сбору отходов, реализуемый ООО "ЭкоТек" за счет собственных средств на территории г. Новокузнецка Кемеровской области, является пилотным (пробным), законодательно не закреплен, размещение площадки накопления твердых коммунальных отходов должно соответствовать законодательно установленным правилам и нормам, любое отступление от которых возможно только в силу прямого нормативного указания.
Указанные выводы судов сделаны с соблюдением требований процессуального законодательства об оценке доказательств; нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке доказательств судами допущено не было. Приведенные в обжалуемых судебных постановлениях суждения мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны судов не усматривается.
Иные доводы о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Кроме того, следует отметить, что принцип правовой определенности, являющийся гарантией верховенства права, предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 30 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским Кемеровского областного суда от 04 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Товарищества собственников жилья "Черноморец" - Гах И.Н. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.