Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Жуленко Н.Л. и Татаринцевой Е.В.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 75RS0002-01-2021-003172-31 по иску Военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Читинскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - филиалу Федерального государственного казённого учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казённому учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Ингодинского районного суда г. Читы от 21 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Татаринцевой Е.В, заслушав заключение прокурора Волковой А.Г, возражавшей против доводов кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование доводов, что в ходе проведённой проверки исполнения должностными лицами Читинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала Федерального государственного казённого учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России) законодательства в области охраны окружающей среды были выявлены нарушения, выразившиеся в несанкционированном скоплении бытовых отходов (свалки) на земельном участке с кадастровым N, расположенном по "адрес", общей площадью 0, 049 га. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией, и он находится в постоянном бессрочном пользовании ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России. Указанные нарушения в сфере охраны окружающей среды создают угрозу загрязнения почвы, подземных вод, атмосферного воздуха и могут повлечь возникновение инфекционных заболеваний, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
На основании изложенного, военный прокурор просил:
- обязать Читинское лесничество Минобороны России - филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласно его функций собрать и подготовить материалы, документы) необходимые для формирования технического задания на выполнения работ по охране лесов от загрязнения и иного негативного действия с проведением работ по очистке лесов от захламления, загрязнения древесных отходов (древесины) на земельном участке с кадастровым N в "адрес";
- обязать ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России и Федеральное государственное автономное учреждение "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Минобороны России) в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласно их предметам, целям и видам деятельности обеспечить формирование, согласование и утверждение установленным порядком в соответствующем органе военного управления технического задания на выполнение работ по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия с проведением работ по очистке лесов от захламления, загрязнения и древесных отходов (древесины) на земельном участке с кадастровым N в "адрес";
- обязать Минобороны России в течение восемнадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать и обеспечить выполнение работ по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия с проведением работ по очистке лесов от захламления, загрязнения и древесных отходов (древесины) на земельном участке с кадастровым N в "адрес";
- обязать Читинский филиал ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Минобороны России в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда согласно его функциям реализовать (выполнить) мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия с ведением работ по очистке лесов от захламления, загрязнения и древесных отходов (древесины) на земельном участке с кадастровым N в "адрес".
Решением Ингодинского районного суда г. Читы от 21 декабря 2021 г. исковые требования Военного прокурора гарнизона Дровяная удовлетворены. Суд постановил:
- обязать Читинское лесничество Минобороны России - филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласно его функций собрать и подготовить материалы (документы) необходимые для формирования технического задания на выполнения работ по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия с проведением работ по очистке лесов от захламления, загрязнения и древесных отходов (древесины) на земельном участке с кадастровым N в "адрес";
- обязать ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России и ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Минобороны России в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласно их предметам, целям и видам деятельности обеспечить формирование, согласование и утверждение установленным порядком в соответствующем органе военного управления технического задания на выполнение работ по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия с проведением работ по очистке лесов от захламления, загрязнения и древесных отходов (древесины) на земельном участке с кадастровым N в "адрес";
- обязать Минобороны России в течение восемнадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать и обеспечить выполнение работ по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия с проведением работ по очистке лесов от захламления, загрязнения и древесных отходов (древесины) на земельном участке с кадастровым N в "адрес";
- обязать Читинский филиал ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Минобороны России в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда согласно его функциям реализовать (выполнить) мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия с проведением работ по очистке лесов от захламления, загрязнения и древесных отходов (древесины) на земельном участке с кадастровым N в "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 июля 2022 г. решение Ингодинского районного суда г. Читы от 21 декабря 2021 г. в части удовлетворения иска Военного прокурора гарнизона Дровяная к ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Минобороны России о возложении обязанности отменено. В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Военного прокурора гарнизона Дровяная отказано. Решение суда в части возложения обязанности на Читинское лесничество Минобороны России - филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России изменено путем указания возложения обязанности на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России в лице филиала Читинского лесничества Минобороны России. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Минобороны России и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Минобороны России изложена просьба об отмене решений судов первой и апелляционной инстанции, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассатор полагает, что суды первой и апелляционной инстанции ошибочно пришли к выводу о том, что Минобороны России обязано организовать и обеспечить выполнение работ по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия с проведением работ по очистке лесов от захламления, загрязнения и древесных отходов (древесины) на земельном участке с кадастровым N в "адрес".
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, а также постановления Правительства Российской Федерации Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционны законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.
Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Спорный земельный участок фактически находится в границах Ингодинского района г. Читы. В связи с несвоевременным вывозом отходов и отсутствием площадок для твёрдых бытовых отходов людям некуда девать мусор. Вышеуказанные обстоятельства привели к образованию несанкционированной свалки, в связи с чем на орган местного самоуправления должна быть возложена обязанность по ликвидации свалки.
На кассационную жалобу ФГУП "Оборонпромэкология" поданы возражения.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 15.00 часов.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения в пределах доводов кассационной жалобы допущены при рассмотрении настоящего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, собственником земельного участка с кадастровым N, расположенного по "адрес" является Российская Федерация, право зарегистрировано 17 декабря 2012 г. Земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России, право зарегистрировано 30 марта 2018 г.
Из акта обследования от 27 мая 2019 г. N, составленного сотрудниками Читинского участкового лесничества следует, что при проведении осмотра земельного участка с кадастровым N на "адрес" в лесном массиве обнаружена несанкционированная свалка мусора (бытовые отходы), организованная неизвестными лицами, примерная площадь свалки составляет 0, 03 га общим объемом 150 м?.
30 августа 2021 г. на основании распоряжения заместителя военного прокурора Читинского гарнизона проведен осмотр земельного участка, с кадастровым N, в результате которого установлено, что несанкционированная свалка в "адрес", обнаруженная в мае 2019 г. увеличена в размерах, площадь свалки составляет 0, 049 га, общий объем мусора составляет 200 м. Вблизи также в "адрес" обнаружена несанкционированная свалка мусора площадью 0, 005 га, объем мусора составляет приблизительно 35 м?. Расстояние между свалками составляет 48 м. По результатам осмотра составлен акт следования от 7 сентября 2021 г. N. К акту приложены схема расположения места несанкционированной свалки мусора, выкопировка из планшета, фототаблицы.
Из содержания указанного акта обследования видно, что Читинским лесничеством во исполнение пункта 11 раздела 3 приказа Минобороны России от 14 сентября 2015 г. N в экологическую службу ФКУ "ОСК ВВО" 28 июня 2019 г. за исх. N была направлена заявка с приложением акта обследования от 27 мая 2019 г. N для включения в план мероприятий по организации очистки и восстановления окружающей среды земельного участка. Акт обследования от 27 мая 2019 г. N был направлен в ДЛХ по ДФО 28 июня 2019 г. исх. N для проведения проверки и установления виновных лиц. Лесничеством было направлено обращения в Штаб МТО обеспечения ВС РФ о включении военных городков в перечень целевого финансирования на проведение работ по уборке свалок, ответа в Лесничество не поступило. Комиссией рекомендовано направить акт обследования места несанкционированной свалки мусора в военную прокуратуру гарнизона Дровяная, в ДЛХ по ДФО и в ОМВД по Читинскому району.
Удовлетворяя исковые требования военного прокурора о возложении на ответчиков обязанности по ликвидации несанкционированной свалки с учетом полномочий каждого из ответчиков, суд первой инстанции исходил из того, что скалка образована на земельном участке, принадлежащем Российской Федерации на праве собственности, от имени которого имущественные права приобретает и реализует Минобороны России, за ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования данным земельном участком.
Возлагая соответствующую обязанность на ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России, суд указал, что данное учреждение обеспечивает реализацию предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах военных лесничеств. Читинский филиал по согласованию с учреждением, осуществляет реализацию мероприятий по охране лесов и земель от загрязнений и иного негативного воздействия.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда, согласилась с решением суда первой инстанции в части возложения на ответчиков Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России соответствующих обязанностей, одновременно изменив решение суда в части возложения обязанности с филиал юридического лица непосредственно на юридическое лица (с Читинского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России), и отказала в удовлетворении исковых требований прокурора гарнизона Дровяная к ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Минобороны России.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что филиал не является юридическим лицом, следовательно, в силу положений статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 36 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Читинское лесничество не обладает самостоятельной гражданской процессуальной правоспособностью, в связи с чем не может выступать в качестве ответчика в суде, а лишь представляет интересы ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России.
Отменяя частично решение суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда пришла к выводу, что согласно пункту 14 Устава ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России основными целями деятельности учреждения являются ведение лесного хозяйства, защита, воспроизводство, охрана лесов, в том числе осуществление мер пожарной безопасности, тушение лесных пожаров и использование природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности.
Для достижения целей, указанных в данном пункте, учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет рубку лесных насаждений целях создания противопожарного разрыва, прокладку, прочистку просек, од за лесами в молодняках, проведение рубок ухода в молодняках осветление, прочистка), очистку лесов от захламления, загрязнения и древесных отходов (древесины).
Также Положением о Читинском филиале ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Минобороны России установлено, что основными задачами филиала являются ведение лесного хозяйства, защита, воспроизводство, охрана, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров лесов, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России при выполнения государственного задания (пункт 5.1).
Подпунктом 21 пункта 6.1 Положения предусмотрено, что для выполнения задач, указанных в пункте 5.1, филиал по согласованию с учреждением осуществляет в том числе уборку неликвидной древесины (древесины, утратившей потребительские свойства).
Таким образом, в полномочия ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России входит обязанность по очистке леса от неликвидной древесины, обязанностью по очистке земельного участка от бытового мусора, данное учреждение не наделено.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований военного прокурора к ответчику ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России, у суда первой инстанции не имелось.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы Минобороны России суд апелляционной инстанции указал, что иных землепользователей, кроме Минобороны России и подконтрольных ему учреждений, земельный участок не имеет, следовательно, сохраняя полный контроль над земельным участком, именно Минобороны России должно обеспечивать своевременный вывоз мусора, однако доказательств исполнения этой обязанности, ответчик не представил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что с такими выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 3 статьи 10.1 названного закона, комплектование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Минобороны России.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.
Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
При этом согласно пункту 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
В соответствии с пунктом 11 раздела 3 Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны России от 14 сентября 2015 г. N функциями службы (экологической безопасности) Вооруженных Сил являются в том числе организация очистки (рекультивации) и восстановления загрязненной окружающей среды на военных объектах.
Согласно пункту 14 Устава ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России предметом и целями деятельности учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в области управления лесным хозяйством (использование, охраны, защиты и воспроизводства лесов) и природопользования в лесах, расположенных в границах военных лесничеств.
К видам деятельности учреждения, указанным в подпункте 6 пункта 15 Устава, относятся: планирование, организация, управление, анализ и контроль проведения лесопользования, водоохранных мероприятий по сохранению и усилению средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных функций лесов, организация мероприятий по сохранению биологического разнообразия лесов и сохранению объектов историко-культурного и природного наследия.
При этом пунктом 68.4 Положения определено, что Минобороны России организует выполнение организациями, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Минобороны России:
работ по строительству и реконструкции специальных объектов (за исключением специальных объектов, при строительстве, модернизации, техническом перевооружении и реконструкции которых функции государственного заказчика осуществляет Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации или Федеральная служба безопасности Российской Федерации), объектов производственного и жилищного назначения для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
восстановительных работ на объектах организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы);
строительно-монтажных работ на особо важных для обеспечения обороны страны и безопасности государства объектах инфраструктуры, а также на объектах организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и объектах по хранению и уничтожению химического и других видов оружия массового поражения.
Обязанностей по организации выполнения полномочий иными организациями, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Минобороны России, на него указанным Положением не возложено.
Доводы кассатора о том, что обязанность по организации ликвидации свалки должна быть возложена на орган местного самоуправления обоснованно отклонены судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда, так как в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков возлагается обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1 Закона об отходах производства и потребления).
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Как указано в пункте 18 Правил N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
При этом под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (пункт 4.13 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введённого в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст).
С учётом того, что земельный участок находится в федеральной собственности, полномочия собственника в отношении земельного участка с кадастровым N осуществляет ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России, то выводы суда апелляционной инстанции о том, что соответствующая обязанность не может быть возложена на орган местного самоуправления, являются не обоснованными.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 г. решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные требования процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции соблюдены не были.
По изложенным основаниям судебная коллегия находит, что допущенные судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда и названные выше нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, в связи с чем обжалуемое судебное постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ингодинского районного суда г. Читы от 21 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 июля 2022 г. в части удовлетворения исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации об организации и обеспечения выполнения работ по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия с проведением работ по очистке лесов от захламления, загрязнения и древесных отходов (древесины) на земельном участке с кадастровым N в "адрес" отменить. В отменённой части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Ингодинского районного суда г. Читы от 21 декабря 2021 г, не отменённое и не изменённое апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 июля 2022 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 июля 2022 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.