Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N55RS0003-01-2022-003919-96 (2-2721/2022) по иску К.Л.П. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Омской области о взыскании недоплаченных выплат при сокращении с государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за невыплату денежных средств, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе К.Л.П. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 1 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения К.Л.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Омской области - Г.А.А, поддержавшей доводы возражений на кассационную жалобу, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.Л.П. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федерального налоговой службы России N 4 по Омской области (далее- МИФН N 4 по Омской области) о взыскании недоплаченных выплат при сокращении с государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за невыплату денежных средств, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указала, что с 2 ноября 1998 г. по 20 августа 2021 г. занимала должность федеральной государственной гражданской службы в ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска.
20 августа 2021 г. служебный контракт с ней расторгнут на основании п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Правопреемником ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска является МИФНС России N 4 по Омской области.
В соответствии с приказом о расторжении служебного контракта от 12 августа 2021 г. истцу выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за 11, 42 дней в размере 9 934, 3 руб. и компенсация в размере четырехмесячного денежного вознаграждения в размере 10 7140, 8 руб, из расчета месячного денежного вознаграждения в размере 26 785, 2 руб.
Не согласившись с размером полученной компенсации, К.Л.П. обратилась в УФНС России по Омской области с заявлением о предоставлении подробного расчета и о перерасчете произведенных выплат, поскольку при расчете размера компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск не были учтены средства материального стимулирования. Однако ей было отказано в перерасчете, УФНС России по Омской области указало, что в Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562, содержится исчерпывающий перечень выплат государственному служащему, включаемых в расчет, и в названном перечне средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты не предусмотрены, поэтому в расчет компенсаций не были включены суммы материального стимулирования.
Просила суд с учетом уточненных требований взыскать с МИФНС России N 4 по Омской области денежную сумму в размере 141 638, 4 руб, в том числе: компенсацию при увольнении в размере 106 568, 40 руб, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 10 889, 78 руб, проценты за невыплату денежных средств в полном объеме при увольнении в размере 24 179, 85 руб, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Омска от 1 августа 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, суд взыскал с ответчика в пользу истца недоплаченную компенсацию при сокращении с государственной гражданской службы в размере 106 568, 40 руб, недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 10 889, 78руб. (без учета вычета НДФЛ), компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 октября 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Омска от 1 августа 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, К.Л.П. просит об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении ее требований о взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в соответствии со ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Заслушав истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по рассмотренному делу судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Судами установлено и следует из материалов дела, что с 2 ноября 1998 г. К.Л.П. в соответствии с приказом от 2 ноября 1998 г. N занимала должность федеральной государственной гражданской службы в ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска, проходила государственную гражданскую службу в различных должностях, последняя занимаемая должность - старший государственный налоговый инспектор отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства в ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска.
20 августа 2021 г. приказом начальника ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска, заключенный с К.Л.П. служебный контракт был расторгнут, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением занимаемой ею должности (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ).
В связи с увольнением по данному основанию К.Л.П. выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания, а также выплачена в соответствии с ч.13 ст.46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ компенсация за неиспользованный отпуск за 11, 42 дней.
При исчислении среднего заработка для выплаты К.Л.П. указанной компенсации ответчиком не были учтены суммы ежеквартального материального стимулирования, а также разовые суммы материального стимулирования, выплаченные истцу за счет дополнительных бюджетных ассигнований.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения К.Л.П. в суд с настоящим исковым заявлением.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, осуществляемым за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, направленных именно на оплату труда, в связи с чем подлежат учету при расчете среднего заработка государственного гражданского служащего для компенсации при увольнении в связи с сокращением.
Решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца недоплаченной компенсации при сокращении с государственной гражданской службы в размере 10 6568, 40 руб, недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 10 889, 78 руб. (без учета вычета НДФЛ), компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. сторонами не обжаловалось и не являлось предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, который отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании процентов в соответствии с положениями ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 24 179, 85 руб. (денежной компенсации), начисляемых на суммы денежной компенсации при сокращении и компенсации за неиспользованный отпуск.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами нормы материального права применены правильно.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с ч.1 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила N 562).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзц. 1 п. 6 Правил N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 п. 8 Правил N 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подп. "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзц. 2 п. 8 Правил N 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. "а" - "г" п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. "д" - "ж" п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты; а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Судами установлено, что выплаченное истцу в 2020 - 2021 годах материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Руководствуясь изложенными нормами материального права, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом приведенных приказов, свидетельствующих о том, что ФНС России и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), имеющих цель материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых ФНС России именно на оплату труда, а потому подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком не учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные истцу за период 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В данной части судебные акты не оспариваются, потому предметом проверки суда кассационной инстанции не являются в силу положений ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм.
Доводы кассатора о неправильном толковании судами положений ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в указанной части не являются, поскольку суды пришли к выводу о том, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере, в силу буквального толкования ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору. Поскольку вышеуказанные денежные суммы истцу до принятия судом решения не начислялись, то положения ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям судами не были применены.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам ст.ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться безусловным основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Омска от 1 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К.Л.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.