Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе: председательствующего Чуньковой Т.Ю., судей: Баера Е.А., Севостьяновой И.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0048-01-2021-015977-29 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к МАОУ Средняя школа N 139, главному управлению образования администрации города Красноярска, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить действия, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 сентября 2022 г., заслушав доклад судьи Чуньковой Т.Ю., выслушав представителя управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Палащенко И.А. и представителя главного управления образования администрации города Красноярска Романову И.Р.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к МАОУ Средняя школа N139 (далее - МАОУ СШ N139, Школа), главному управлению образования администрации города Красноярска (далее - ГУО администрации г. Красноярска) о признании незаконным бездействия МАОУ СШ N139, выразившегося в неисполнении требований пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; возложении на МАОУ СШ N139 обязанности устранить нарушения пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" путем обеспечения соответствия площади учебных кабинетов нормативам из расчета не менее 2, 5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий; возложении на ГУО администрации г. Красноярска обязанности обеспечить финансово устранение МАОУ СШ N139 нарушений пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Требования мотивированы тем, что по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении МАОУ СШ N139 по решению от 12 августа 2021 г. N371, установлено невыполнение требований предписания N3757 от 12 февраля 2021 г.
При рассмотрении списка учащихся по классам, технического паспорта Школы установлено, что площадь учебных кабинетов не соответствует требованиям из расчета не менее 2, 5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, а именно: согласно техническому паспорту, площадь помещения в кабинете N1-03 составляет 57, 5 кв.м по состоянию на 17 августа 2021 г..количество обучающихся в этом кабинете составляет 24 человека, площадь на ребенка в кабинете составляет 2, 4 кв.м, при норме не менее 2, 5 кв.м; площадь помещения в кабинет N2-01 составляет 57, 5 кв.м по состоянию на 17 августа 2021 г..количество обучающихся в этом кабинете составляет в 1 смену 25 человек, площадь на ребенка в кабинете составляет 2, 3 кв.м; площадь помещения в кабинет N2-02 составляет 53, 5 кв.м по состоянию на 17 августа 2021 г..количество обучающихся в этом кабинете составляет в 1 смену 28 человек, во 2 смену - 22 человека, площадь на ребенка в кабинете составляет в 1 смену 1, 9 кв.м, во вторую - 2, 4 кв.м; площадь помещения в кабинет N2-04 составляет 55, 1 кв.м по состоянию на 17 августа 2021 г, количество обучающихся в этом кабинете составляет в 1 смену - 24 человека, во 2 смену - 25 человек, площадь на ребенка в кабинете составляет в 1 смену 2, 3 кв.м, во 2 смену - 2, 2 кв.м; площадь помещения в кабинет N3-01 составляет 57, 0 кв.м, по состоянию на 17 августа 2021 г..количество обучающихся в этом кабинете составляет в 1 и 2 смены - 25 человек, площадь на ребенка в кабинете составляет в 1 и 2 смены - 2, 3 кв.м; площадь помещения в кабинет N3-02 составляет 53, 3 кв.м, по состоянию на 17 августа 2021 г..количество обучающихся в этом кабинете составляет в 1 смену - 25 человек, во 2 смену - 26 человек, площадь на ребенка в кабинете составляет в 1 смену - 2, 1 кв.м, во 2 смену -2, 05 кв.м; площадь помещения в кабинет N3-03 составляет 54, 4 кв.м, по состоянию на 17 августа 2021 г..количество обучающихся в этом кабинете составляет в 1 смену - 27 человек, во 2 смену - 25 человек, площадь на
ребенка в кабинете составляет в 1 смену 2, 0 кв.м, во 2 смену - 2, 2 кв.м при норме не менее 2, 5 кв.м. Переполненность классов в образовательном учреждении для обучающихся негативно отражается на здоровье учащихся: усиливается риск развития хронических заболеваний, создается угроза развития инфекционных заболеваний среди детей, передающихся воздушно-капельным путем, в том числе коронавирусной инфекции (COVID-19), обострения аллергических заболеваний, возникает недостаток кислорода, что способствует быстрому развитию утомляемости, снижению качества освоения учебной программы.
Указанные нарушения санитарного законодательства Российской Федерации являются серьезными, не гарантируют прав обучающихся на безопасную среду обитания, способствуют возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний, ставят под угрозу жизнь и здоровье детей. Нарушения санитарного законодательства не устранены.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 2 июня 2022 г. исковые требования управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворены.
Признано незаконным бездействие МАОУ СШ N139 в неисполнении требований пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
На МАОУ СШ N139 возложена обязанность устранить нарушения пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" путем обеспечения соответствия площади учебных кабинетов из расчета не менее 2, 5 кв.м. на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий в срок по 1 сентября 2023 г.
На главное управление образование администрации города Красноярска возложена обязанность обеспечить финансирование устранения МАОУ СШ N139 нарушений пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 сентября 2022 г. решение Советского районного суда г. Красноярска от 2 июня 2022 г. отменено.
В удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МАОУ СШ N 139, ГУО администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, обязании выполнить определенные действия - отказано.
В кассационной жалобе Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю просит отменить апелляционное определение, принять новое решение о признании незаконным бездействия МАОУ СШ N 139 по невыполнению требований пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20; возложить на МАОУ СШ N 139, ГУО администрации г. Красноярска обязанность устранить нарушение пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 путем обеспечения соответствия учебных кабинетов из расчета не менее 2, 5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий; обеспечить финансирование ГУО администрации г. Красноярска устранение МАОУ СШ N 139 нарушений пункта 3.4.14 СП 2.4.3648- 20, указывая, что в силу требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, распоряжения Администрации г. Красноярска от 30 декабря 2011 г. N 34-соц и распоряжения администрации г. Красноярска от 20 февраля 2014 г. N 56-Р, Управление образования является уполномоченным органом по принятию решений о предоставлении субсидий. Отношения по устранению нарушений предписания Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю неразрывно связано с последующим предоставлением со стороны органа местного самоуправления образовательному учреждению соответствующего финансирования (предоставление субсидии или отказ в ее предоставлении), таким образом, с учетом предмета судебного разбирательства, возложение решением суда первой инстанции на Управление образования обязанности о финансовом обеспечении устранения МАОУ СШ N 139 нарушений пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 является обоснованным.
Кассатор также полагает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции в части невозможности комплектовать классы детьми, в соответствии с пунктом 3.4.14 СП 2.4.3648-20 в связи с введением в эксплуатацию задания школы в 1984 году, т.е. до вступления в силу данных санитарных правил, поскольку санитарно-эпидемиологические требования являются одинаковыми для всех образовательных учреждений независимо от года постройки здания и подлежат неукоснительному соблюдению. В материалы дела не представлены документы, доказывающие, что МАОУ СШ N 139 были приняты все зависящие от него меры по выполнению требований санитарных правил. Одним из способов выполнения указанных санитарных требований является перевод обучающихся в другую образовательную организацию в соответствии с положениями части 4 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции выслушаны пояснения представителя управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Палащенко И.А, поддержавшей доводы жалобы, и пояснения представителя главного управления образования администрации города Красноярска Романовой И.Р, возражавшей против доводов жалобы. Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их представители в судебное заседание Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились, об отложении судебного заседания не просили. В соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом первой инстанции установлено, что здание МАОУ СШ N 139, расположенное по адресу: Солнечный бульвар, 9 в г. Красноярск состоит из трех этажей, построено в 1984, предназначено для обучения 1176 человек.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю на основании распоряжения N144 от 18 января 2021 г. проведена проверка требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МАОУ СШ N 139.
По результатам проверки составлен акт N3598 от 12 февраля 2021 г. из которого следует, что выявлены нарушения требований пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" об обеспечении соответствия площади учебных кабинетов из расчета не менее 2, 5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий.
В частности, установлено несоответствие площади помещений в кабинетах NN 1-01, 1-03, 2-01, 2-02, 2-04, 3-01, 3-02, 3-03, 3-10 количеству обучающихся, в связи с чем площадь кабинетов на одного обучающегося составляет от 1, 8 до 2, 4 кв.м. при норме не менее 2, 5 кв.м.
МАОУ СШ N139 выдано предписание об устранении выявленных нарушений N3757 от 12 февраля 2021 г. со сроком исполнения до 1 августа 2021 г.
При проведении внеплановой выездной проверки, предметом которой являлось соблюдение требований санитарного законодательства, исполнение решений, составлен акт N24803 от 27 августа 2021 г, согласно которому нарушения требования пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", выразившиеся в несоответствии площади учебных кабинетов из расчета не менее 2, 5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий в кабинетах NN 1-01, 1-03, 2-01, 2-02, 2-04. 3-01, 3-02, 3-03, 3-10 не устранены. По результатам проверки 27 августа 2021 г. составлен протокол об административном правонарушении N24802 в отношении МАОУ СШ N139 по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно уставу МАОУ СШ N 139, Школа является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием город Красноярск для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления полномочий администрации города Красноярска в сфере образования. Школа финансируется из бюджета города в виде субсидий на основании муниципального задания и заключенного с органом, осуществляющим координацию деятельности школы, договора.
Учредителем МАОУ СШ N 139 является муниципальное образование город Красноярск. Функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправление - администрация города Красноярск. Органом администрации города Красноярска, координирующим деятельность Школы, а также осуществляющим в отношении него отдельные функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами города, является главное управление образования администрации г. Красноярска.
Неисполнение предписания Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю об устранении несоответствия площади помещений в учебных кабинетах количеству обучающихся послужило основанием для обращения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в суд с требованиями, являвшимися предметом рассмотрения по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, заявленных Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанций, поскольку они постановлены с учетом установленных по делу обстоятельств и при правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава МАОУ СШ N 139, основной целью деятельности школы является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 39 указанного Федерального закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
На основании пункта 2 части 6 статьи 28 названного закона, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 3.4.14 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах.
Площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом: не менее 2, 5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий; не менее 3, 5 м2 на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Как следует из искового заявления и материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю заявлены требования о признании незаконным бездействия МАОУ СШ N139, выразившегося в неисполнении требований пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" и возложении на МАОУ СШ N139 обязанности устранить указанные нарушения путем обеспечения соответствия площади учебных кабинетов нормативам из расчета не менее 2, 5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий с возложением на ГУО администрации г. Красноярска обязанности финансировать данные мероприятия.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что истец, заявляя исковые требования, не указал способ устранения ответчиком нарушений требования пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20, в частности, какие конкретно действия должны совершить ответчики, в чем должны состоять мероприятия по устранению нарушений.
Фактически истцом заявлены требования о выполнении требований санитарных правил, что и так является обязательным для всех органов и организаций в силу закона и не требует вынесения судебного акта в отсутствие указания, какие действия должен обязать суд совершить ответчиков для выполнения требований, установленных пунктов 3.4.14 СП 2.4.3648-20, что не соответствует требованиям об исполнимости судебных постановлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда правомерно указала на то обстоятельство, что здание средней школы N 139 возведено в 1984 году, рассчитано на 1176 мест, эксплуатируется в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой она была построена.
Здание школы построено до введения в действие СанПин 2.4.2.2821- 10 постановлением от 29 декабря 2010 г. N 189 и не соответствует современным требованиям, предъявляемым к вновь строящимся зданиям общеобразовательных организаций, что не зависит от действий ответчиков.
Согласно пункту 1.3 СП 2.4.3648-20, объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию, в случае если указанные процессы начались до вступления в силу Правил, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, при условии обеспечения доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Требования о проведении реконструкции здания школы с целью увеличения площади помещений с учетом наполняемости учебного заведения, с обоснованием возможности проведения таких мероприятий, в том числе финансовой возможности, с учетом соотношения объема необходимых затрат и защищаемого права, истцом не заявлялись.
В кассационной жалобе ответчик в качестве способа выполнения требований пункта 1.3 СП 2.4.3648-20 указывает на необходимость уменьшения числа обучающихся в МАОУ СШ N 139. Такие конкретные требования не были указаны при обращении в суд, истец также не указал, каким образом образовательное учреждение может осуществить такие мероприятия.
Давая оценку указанным доводам, суд апелляционной инстанции правильно указал, что исполнение данных требований предлагаемым способом повлечет нарушение конституционного права несовершеннолетних граждан на получение общего образования, в частности на выбор образовательной организации, ведет к нарушению принципа доступности образования, выражающегося, в том числе, в праве на получение образования в образовательном учреждении по месту жительства, при этом суд исходил из следующего.
Согласно частям 2, 3 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Из письменных объяснений директора МАОУ СШ N 139 Федотовой И.В. судом установлено, что снизить количество обучающихся и занимающихся в учебных кабинетах не представляется возможным, т.к. школа обязана принимать детей, проживающих на закрепленных микроучастках. При этом школой приняты возможные меры для уменьшения количества обучающихся в классе до значения максимально обеспечивающем соблюдение санитарной нормы.
Стороной истца в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств возможности исполнения пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 путем перевода учащихся в иные учебные заведения.
Пунктом 1 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено право обучающихся на выбор образовательной организации, при этом директор образовательного учреждения не вправе отчислять учащихся без установленных законом оснований.
Суд верно указал, что исполнение МАОУ СШ N 139 пункта 3.4.14 СП 2.4, 3648-20 посредством сокращения количества учащихся в каждом классе в виде отказа в приеме в школу учеников, повлечет нарушение статьи 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на образование, т.е. к существенным нарушениям прав и законных интересов лиц, обучающихся в МАОУ СШ N 139 и имеющих гарантированный законом равный доступ к получению образования в том образовательном учреждении, которое они выбрали и были приняты.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлен приоритет конституционных норм перед иными нормативными актами, и им придан характер прямого действия.
Обеспечение права каждого на образование, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется, является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства. Таким образом, государство и муниципальные образования, обеспечивая общедоступность образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о приоритете конституционных норм, закрепляющих право на общедоступное образования, перед требованиями пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20, и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований с учетом существа и предмета исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены апелляционного определения не установлено.
Выводы, содержащиеся в апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, при этом судом не допущено нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю ? без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.