Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Симон Н.Б, Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело N 2-116/2022 (УИД 22RS0067-01-2021-003291-76) по иску Ефремовой Натальи Юрьевны, Анисимова Игоря Петровича, Анисимовой Марины Александровны, Травниковой Ольги Васильевны, Яворского Валерия Тадеевича, Яворской Татьяны Марьяновны, Герасимчук Татьяны Владимировны, Жолобовой Ирины Юрьевны, Жолобова Олега Григорьевича, Виноградовой Елены Викторовны, Трофимовой Натальи Ефимовны, Трофимова Сергея Николаевича, Плужникова Ивана Васильевича, Кривошеиной Юлии Викторовны, Рахманова Евгения Игоревича, Иванова Святослава Викторовича, Иванова Виктора Александровича, Рахмановой Марины Александровны, Козловой Анастасии Васильевны, Бынова Дмитрия Ивановича, Быновой Ольги Александровны к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Федеральной службе государственной регистрации, кадастраи картографии об исключении сведений, взыскании компенсации, по кассационным жалобам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краюна решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского краяот 18 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегиипо гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф, представителя ответчиков - Волковой В.О, а также представителя истцов - Косова Д.Л, истца Рахмановой М.А, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ефремова Н.Ю, Анисимов И.П, Анисимова М.А, Травникова О.В, Яворский В.Т, Яворская Т.М, Герасимчук Т.В, Жолобова И.Ю, Жолобов О.Г, Виноградова Е.В, Трофимова Н.Е, Трофимов С.Н, Плужников И.В, Кривошеина Ю.В, Рахманов Е.И, Иванов С.В, Иванов В.А, Рахманова М.А, Козлова А.В, Бынов Д.И, Бынова О.А. обратились в суд с искомк Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастраи картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестрапо Алтайскому краю), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), с учетом уточнения требований просят обязать ответчиков исключить из Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости сведения об ограничении прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в отношении принадлежащих истцам земельных участков, в случае неисполнения в установленные сроки решения суда взыскатьс ответчиков в пользу каждого истца компенсацию в размере 10 000 руб.за каждый месяц просрочки.
Требования мотивировали тем, что истцы являются собственниками домовладений и земельных участков в "адрес" и "адрес", в "адрес".
Из выписок Управления Росреестра по Алтайскому краю истцам стало известно, что в отношении земельных участков, принадлежащим истцам, действуют ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ.
Согласно статье 56.1 ЗК РФ предусмотренные подпунктами 2 и 3пункта 1 статьи 40 ЗК РФ права собственников земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственныхи муниципальных нужд.
Из письма Управления Росреестра по Алтайскому краю следует, что на земельные участки, входящие в границы подзон приаэродромной территории аэродрома Барнаул (Михайловка), предусмотрены ограничения прав на землю в связи с установлением зон с особыми условиями использования территорий (статья 56 ЗК РФ).
Положения статьи 56.1 ЗК РФ об ограничении прав на землю в связис резервированием земель для государственных или муниципальных нуждв данном случае неприменимы.
Ответчиками внесена недостоверная информация в Федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков истцов, так как основания для ограничения по статье 56.1 ЗК РФ отсутствуют.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского краяот 18 апреля 2022 г. иск граждан удовлетворен.
На Управление Росреестра по Алтайскому краю, Росреестр возложена обязанность исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости сведения об ограничении прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56.1 ЗК РФ, в отношении земельных участковс соответствующими кадастровыми номерами, принадлежащих гражданам по делу на праве собственности. С Управления Росреестра по Алтайскому краю в пользу истцов взыскана неустойка в размере по 100 руб. в пользу каждого за каждый календарный день неисполнения судебного акта, начиная со дня, следующего по истечении 30 дней со дня вступления решения в законную силу. С Росреестра в пользу истцов взыскана неустойка в размере по 100 руб. в пользу каждого за каждый календарный день неисполнения судебного акта, начиная со дня, следующего по истечении 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 августа 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 апреля 2022 г. отмененов части взыскания неустойки на случай неисполнения указанного судебного акта, в отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требования о взыскании неустойки на случай неисполнения судебного акта. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Росреестром и Управлением Росреестра по Алтайскому краю поданы кассационные жалобы, в которых просят принятые по делу судебные постановления отменить в части обязания Росреестра и Управления Росреестра по Алтайскому краю исключить сведения об ограничении правна земельные участки физических лиц, предусмотренные статьей 56.1 ЗК РФ, из ЕГРН, принять по делу новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявители полагают, что суды первой и второй инстанции сделалине соответствующий обстоятельствам дела вывод о том, что Росреестр обладает полномочиями по исключению указанных в решении сведенийиз ЕГРН в отношении земельных участков, нарушив нормы материального права; Росреестр не является надлежащим ответчиком по основному требованию истца об исключении из ЕГРН сведений об ограничении правна земельные участки; истцы избрали ненадлежащий способ защиты права, они должны были обратиться к Управлению с иском не по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В письменных возражениях на жалобу Ефремова Н.Ю. просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы неподлежащими удовлетворению, в связи со следующим.
С 01 января 2017 г. в законную силу вступил Федеральный законот 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального законаот 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно пункту 1 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функциипо выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой деятельностии кадастровых отношений, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, государственной кадастровой оценки, геодезии и картографии, организации инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, имущественных отношений в части гражданского оборота недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, участков недр), земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель лесного фонда и водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), федерального государственного земельного контроля (надзора) (за исключением случаев, когда указанные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастраи картографии осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы, а также подведомственные организацииво взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, указанныйв части 1 настоящей статьи: 1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав; 2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости; 3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости; 4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав; 5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу части 3 статьи 3 указанного Федерального закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
С учетом указанного, у Росреестра отсутствуют полномочия по внесению сведений в ЕГРН в отношении объектов недвижимости.
Между тем полномочия по ведению Единого государственного реестра недвижимости, осуществлению регистрационных действий по государственной регистрации прав, а также совершению иных регистрационных действий относительно недвижимого имущества, в зависимости от его местонахождения, предоставлены территориальным органам - региональным Управлениям Росреестра - в соответствии с их территориальной юрисдикцией.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истцы являются собственниками земельных участков и расположенных на них домовладений в "адрес" и "адрес" края, в "адрес", что подтверждается соответствующими свидетельствами о регистрации права и выписками из ЕГРН.
В отношении спорных земельных участков, принадлежащих истцам, в выписках Управления Росреестра по Алтайскому краю появились сведения об ограничении прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), данные обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела выписками из ЕГРН.
Сведения об ограничениях в отношении земельных участков истцов внесены в ЕГРН Управлением Росреестра по Алтайскому краю в связис установлением зон с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ) на основании документов, полученных от компетентных органов в порядке информационного взаимодействия, что не оспаривалось ответчиками.
В соответствии со статьей 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, историии культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
Согласно статье 56.1 ЗК РФ предусмотренные подпунктами 2 и 3пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограниченыв связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с письмом Управления Росреестра по Алтайскому краю от 18 февраля 2021 г. на земельные участки, входящие в границы подзон приаэродромной территории аэродрома Барнаул (Михайловка) по адресу: "адрес", предусмотрены ограничения прав на землю в связи с установлением зон с особыми условиями использования территорий (статья 56 ЗК РФ). Положения статьи 56.1 ЗК РФ "Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных муниципальных нужд" в данном случае не применимы. Информация о зарегистрированных ограничениях в соответствии со статьей 56.1 ЗК РФ в отношении земельных участков индивидуальной жилой застройки, расположенных в "адрес" в ЕГРН отсутствует.
Однако в имеющихся в материалах дела выписках из ЕГРН в отношении спорных участков имеются отметки об ограничении прав и на основании статьи 56.1 ЗК РФ.
В обоснование данного противоречия сторона ответчиков ссылалась, что при внесении сведений в ЕГРН используется Сборник классификаторов, утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 октября 2011 г. N П/389. В соответствиис классификатором в раздел "Ограничения (обременения) прав" вносится информация "Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации". При внесении в реестр границ ЕГРН сведений о границах ЗОУИТ, программным комплексом ФГИС ЕГРН в автоматическом режиме указывается вид обременения "Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации", который не может быть скорректирован (исправлен) вручную.
В силу части 1 статьи 64, статей 67, 196 ГПК РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 59 и 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
При принятии судебных актов суды, руководствуясь вышеназванными норами права и исходя из установленных фактических обстоятельств дела, оценив доказательства по делу по правилам статьи 67 ГПК РФ, установив, что стороной ответчика не оспаривалось, что решение о резервировании земель, принадлежащих истцам на праве собственности, соответствующим компетентным органом не принималось, отраженными в соответствующем реестре спорными сведениями затрагиваются права истцов, пришли к правомерным выводам о неприменении в данном случае положений статьи 56.1 ЗК РФ, а, соответственно, наличии оснований для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.
Обозначенные выводы судов являются правомерными, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым они пришли к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационных жалоб о неправильном применении судом норм процессуального права и необходимости рассмотрения дела по правилам административного судопроизводства не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Аргументы жалоб о невозможности скорректировать информациюоб ограничениях в программном комплексе ФГИС ЕГРН, а также о том, что надлежащим ответчиком по делу является Управление Росреестрапо Алтайскому краю, а не Росреестр, являлись предметом должной правовой оценки судов, обоснованно и мотивированно отклонены, в связи со следующим.
Так, программный комплекс ФГИС ЕГРН является федеральной государственной информационной системой, и именно федеральный орган исполнительной власти - Росреестр в силу пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В период выявления истцами сведений об ограничениях в отношении земельных участков, предусмотренных статьями 56, 56.1 ЗК РФ, действовал приказ Росреестра от 24 декабря 2018 г. N П/0510 "Об утверждении Сборника классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости и признании утратившим силу приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 октября 2011 г. N П/389" (действие редакции - до 29 ноября 2021 г.).
В разделе 49 Сборника классификаторов "Обременения(ограничения) прав" в редакции от 24 декабря 2018 г. под номером 22.4и классификационным кодом 22004000000 указано значение "Ограничения правна земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ".
Настоящее дело находилось в производстве суда первой инстанциив период с 11 августа 2021 г. по 18 апреля 2022 г.
30 ноября 2021 г. Росреестром издан приказ N П/0555 "О внесении изменений в Сборник классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденный приказом Росреестра от 24 декабря 2018 г. N П/0510".
В целях приведения правовых актов Росреестра в соответствиис законодательством Российской Федерации, в таблице 49 "Обременения (ограничения) прав" Сборника классификаторов значение номера 22.4с классификационным кодом "22004000000" изложено в следующей редакции: "Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 ЗК РФ". Также перечень дополнен строкой: номер - 22.4.1, классификационный код - 22004001000, значение - "Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56.1 ЗК РФ".
Как следует из пояснений ответчиков, в актуальных выписках из ЕГРНна земельные участки истцов указание на статью 56.1 ЗК РФ отсутствует, так как Росреестром внесены изменения в Сборник классификаторов.
Доказательств непосредственного изменения программного комплекса ФГИС ЕГРН с момента издания приказа Росреестра от 30 ноября 2021 г.N П/0555, а также доказательств приведения спорных сведений о земельных участках истцов в соответствие до вынесения судом обжалуемого решения материалы дела не содержат (статья 12, 35, 56 ГПК РФ).
Указание ответчиков на невозможность скорректировать сведенияоб ограничениях в программном комплексе ФГИС ЕГРН верно принято судами во внимание, поскольку несовершенства программного комплекса могут быть устранены Росреестром на основании собственных разработоки предложений (замечаний) территориальных органов службы, в то время как право истцов на достоверную информацию о характеристиках принадлежащего им имущества не может быть обусловлено внутренними ведомственными вопросами технического характера, за которые отвечает Росреестр, а за внесение достоверных данных ответственность в отношении земельных участков истцов несет Управление Росреестра по Алтайскому краю.
В связи с обозначенным, суды правомерно признали несостоятельными вышеназванные доводы ответчиков.
Суждения ответчиков на очевидность неприменения к спорным правоотношениям статьи 56.1 ЗК РФ ввиду отсутствия в выпискахиз ЕГРН документов - оснований для данного вида ограничения верно не приняты судами во внимание, поскольку в выписках лишь перечислены документы-основания, их содержание в выписках не раскрыто, при этом документы-основания не являются общедоступными, истцы лишены возможности свободного получения документов, направленных в территориальные органы Росреестра в порядке межведомственного взаимодействия.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчиков, исследованную судебными инстанциями и нашедшую правомерное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и сводятсяк выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств делаи представленных по делу доказательств.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствиис частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает выводы судов, постановленными при правильном применении норм материального закона, регулирующего спорные правоотношения, на основе обстоятельств, установленных и получивших оценку в соответствии с требованиями главы шестой ГПК РФ.
Поскольку нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения и апелляционного определения не допущено, судебная коллегия не усматривает предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для его отмены по доводам кассационных жалоб заявителей. Кассационные жалобы в обжалуемой части удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегияпо гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского краяот 18 апреля 2022 г. в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.