Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0008-01-2022-001307-38 (2-1196/2022) по иску Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Кемерово" к К.А.Н. о взыскании незаконно полученных денежных средств, по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Кемерово" на решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 15 июня 2022 г. с учетом определения суда об исправлении описки от 1 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения К.А.Н, возражавшего удовлетворению кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Кемерово (далее по тексту - ГКУ ЦЗН г. Кемерово) обратилось в суд с иском к К.А.Н. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что 25 мая 2020 г. в электронной форме через Единый портал "Работа в России", направив свое заявление в электронной форме, при заполнении графы "место жительства" ответчик указал " "адрес"". На основании сведений, указанных в заявлении, К.А.Н. был поставлен на учет в ГКУ ЦЗН г. Кемерово, признан безработным с назначением выплаты пособия по безработице с 25 мая 2020 г.
Вместе с тем, при формировании заявления в электронном виде К.А.Н. не были учтены комментарии о необходимости указания адреса места жительства в соответствии с паспортными данными.
На основании предоставленных К.А.Н. документов для перерегистрации (паспорта) через интерактивный портал Министерства труда и занятости населения Кузбасса, было выявлено, что К.А.Н. предоставил недостоверную информацию в Центр занятости о месте жительства, так как в паспорте указан адрес регистрации: "адрес", "адрес".
Таким образом, ответчик сообщил ложные сведения о месте своего жительства, указав в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы адрес: "адрес" "адрес".
В результате предоставления ложных сведений ответчик незаконно получил бюджетные средства в виде пособия по безработице в сумме 86 818, 15 руб.
По факту получения К.А.Н. пособия по безработице обманным путем была составлена служебная записка от 14 декабря 2020 г. и издан приказ о прекращении выплаты пособия. Уведомление о незаконном получении пособия было направлено в адрес ответчика 18 января 2021г, однако, до настоящего времени данное требование не исполнено.
Истец просил взыскать с К.А.Н. незаконно полученное пособие в размере 86818, 15 руб.
Решением Рудничного районного суда г. Кемерово от 15 июня 2022 г. (в редакции определения об исправлении описки от 1 июля 2022 г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 сентября 2022 г. решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 15 июня 2022 г. с учетом определения об исправлении описки от 1 июля 2022 г. оставлено без изменения.
ГКУ ЦЗН г. Кемерово обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального права, в части отказа в удовлетворении ее требований.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав ответчика, пояснившего, что по месту регистрации он с аналогичным заявлением не обращался, пособие получил только один раз, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25 мая 2020г. в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, К.А.Н. в целях поиска подходящей работы в дистанционной форме через личный кабинет на портале "Работа в России" обратился в ГКУ ЦЗН г. Кемерово с заявлением, в котором указал адрес места жительства (пребывания) - "адрес" "адрес", "адрес".
Приказом ГКУ ЦЗН г. Кемерово от 3 июня 2020 г. К.А.Н. с 25 мая 2020 г. признан безработным, ему назначено ежемесячное пособие по безработице на срок 6 месяцев с 25 мая 2020 г. по 24 ноября 2020 г. в размере 15 769 руб.
Приказом ГКУ ЦЗН г. Кемерово от 3 июня 2020 г. изменен порядок начисления пособия по безработице, ответчику определено выплачивать пособие с 25 мая 2020 г. по 30 июня 2020 г. в размере 15 769 руб, с 1 июля 2020 г. по 24 августа 2020г. в размере 75% средней зарплаты гражданина (22 469 руб.) 15 769, руб. в месяц, с 25 августа 2020 г. по 24 ноября 2020 г. в размере 60% средней зарплаты гражданина (22 469 руб.) 13 481, 40 руб. в месяц.
За период с 25 мая 2020 г. по 20 ноября 2020 г. ответчиком получено пособие в общей сумме 86 818, 15 руб.
14 декабря 2020 г. приказом ГКУ ЦЗН г. Кемерово выплата пособия по безработице К.А.Н. прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 20 ноября 2020 г, в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем. Причиной снятия К.А.Н. с учета в качестве безработного послужил указанный им в заявлении адрес места жительства (пребывания): "адрес", по которому ответчик зарегистрирован по месту пребывания на срок с 16 сентября 2019 г. по 16 сентября 2024 г.
После выявления данного факта К.А.Н. был извещен истцом о незаконном получении денежных средств в виде пособия по безработице и обязанности возвратить денежные средства в сумме 86 818, 15 руб.
Поскольку денежные средства ответчиком не были возвращены, истец обратился в суд.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования, установив, что при подаче К.А.Н. в дистанционной форме в ГКУ ЦЗН г. Кемерово заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании безработным ответчиком были предоставлены достоверные сведения о месте своего фактического проживания, в действиях ответчика отсутствует недобросовестность, свидетельствующая о наличии умысла на получение пособия по безработице обманным путем, факт незаконного получения ответчиком пособия по безработице, и, соответственно, причинения вреда имуществу истца, не доказан, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований ГКУ ЦЗН г. Кемерово в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции, выводы которого основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со ст. 7 Конституции России, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзц. 1 п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020г. N460 в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с п. 1 Временных правил, данные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2 Временных правил).
Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4 Временных правил).
Центры занятости населения с 1 июня 2020 г. запрашивают сведения: в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния с использованием информационно-аналитической системы - о государственной регистрации рождения детей гражданина, заполнившего заявление в электронной форме. В случае отсутствия в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния необходимая информация запрашивается в соответствующих органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния"; в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно- аналитической системы - о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, в органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, и Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 года осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, органов, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, и Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 4(1) Временных правил).
При неполучении центром занятости населения необходимых сведений в рамках межведомственного электронного взаимодействия гражданин вправе представить центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме, центр занятости населения вправе запросить у гражданина через личный кабинет информационноаналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме (п. 4 (3) Временных правил).
В силу абзц. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации является обязанностью граждан Российской Федерации.
Под местом пребывания в соответствии с абзацами седьмым и восьмым ст. 2 названного Закона следует понимать, в том числе, не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно, а под местом жительства - жилой дом, квартиру, комнату, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и а перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного ? учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению лицом, причинившим вред. Ответчик освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
При этом факт незаконного действия или бездействия, наличие причиненного вреда, его размер, а также причинно - следственную связь между действиями (бездействием) и наступившим вредом, то есть состав деликтного правонарушения, должен доказать истец.
Судами установлено, что при подаче К.А.Н. в дистанционной форме в ГКУ ЦЗН г. Кемерово заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании безработным, им были представлены достоверные сведения о месте своего фактического проживания, по месту нахождения центра занятости, к полномочиям которого отнесены признание гражданина безработным и постановка на регистрационный учет в качестве безработного, в то время как регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод гражданина, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
На момент подачи заявления К.А.Н. был зарегистрирован по адресу: "адрес" (л.д. 25).
Однако, согласно свидетельства N о регистрации по месту пребывания, К.А.Н. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес" "адрес", на срок с 16 сентября 2019 г. по 16 сентября 2024 г. (л.д. 60).
Суды пришли к правильному выводу о том, что отсутствие обращения ответчика в органы занятости населения по месту регистрации при условии фактического проживания по адресу временной регистрации не может свидетельствовать о наличии в его действиях недобросовестности, направленной на получение пособия по безработице, которое бы ему не причиталось.
Исчерпывающий перечень случаев, предоставляющих государственным учреждениям службы занятости населения право осуществить снятие с регистрационного учета безработных граждан, содержится в п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 7 сентября 2012 г. N 891, к каковым относится попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем (пп. "д").
Указание К.А.Н. сведений о месте своего фактического проживания в г. Кемерово в заявлении, как правильно отметил суд апелляционной инстанции, не может расцениваться как обманный путь к получению пособия либо попытке получения пособия по безработице, в силу достоверности таких сведений и отнесения ответчика к категории безработных граждан, имеющих право на получение пособия по безработице.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, истцом не представлено доказательств совершения ответчиком каких-либо действий по получению пособия по безработице обманным путем.
Доводы кассационной жалобы о том, что К.А.Н. в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в качестве места жительства указал место пребывания, а не место регистрации, тем самым предоставил в службу занятости недостоверную информацию, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы о недобросовестности действий ответчика сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, поскольку в соответствии со ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права судами не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 15 июня 2022 г. с учетом определения суда об исправлении описки от 1 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 сентября 2022 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу ГКУ "Центр занятости населения города Кемерово" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.