Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьева В.Н, судей Репринцевой Н.Ю, Сулеймановой А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N77RS0021-02-2021-022740-69 по иску военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковой части 56681 в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, по кассационной жалобе ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 03 августа 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 01 ноября 2022 г, заслушав доклад судьи Сулеймановой А.С, выслушав объяснения прокурора Волковой А.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 22 военной прокуратуры армии, войсковой части 56681 в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Пресненский районный суд г. Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в необорудовании здания казармы N 744/6-7 по генеральному плану (Алтайский край, ЗАТО Сибирский) автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях. Кроме того, истец просил обязать ответчика совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием основного комплексного здания казармы N 744/6-7 по генеральному плану (Алтайский край, Первомайский район, ЗАТО Сибирский, по направлению на юго-запад от ориентира трасса Новосибирск-Барнаул, 186-189 км, расположенного за пределами участка, военный городок, 6, строение 7) автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях. Обязать ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием основного комплексного здания казармы N 744/6-7 по генеральному плану (Алтайский край, ЗАТО Сибирский).
Требования мотивированы тем, что прокуратурой в войсковой части 01276 (РВСН, место дислокации ЗАТО Сибирский, Алтайского края) проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. Проведенными с участием специалиста проверочными мероприятиями установлено, что в здании казармы N 6/7 на площадке N 6 войсковой части 52929 по генеральному плану N 744/6-7 (Алтайский край, ЗАТО Сибирский) отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях. Вышеуказанное 5-ти этажное здание предназначается для постоянного (круглосуточного) размещения военнослужащих по призыву, организованного несения внутренней службы суточным нарядом, осуществления административно-хозяйственной деятельности военнослужащими по контракту и гражданским персоналом. Согласно техническому паспорту, имеет в своем составе спальные, канцелярские и подсобные помещения, кабинеты, холлы, комнаты для гигиены и комнаты отдыха. Ежедневно по рабочим дням посещаемость указанного здания составляет не менее 300 человек, а в выходные, праздничные дни и ночное время - не менее 150 человек. Вместе с тем, с 1986 года, с момента ввода в эксплуатацию по завершении строительства и по настоящее время, здание автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях не оборудовано. Вышеуказанное здание, согласно Перечню недвижимого имущества, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 09.11.2015 N 2630, закреплено на праве оперативного управления за ФКУ "Войсковая часть 52929" Минобороны России. Выявленные нарушения касаются безопасности людей, в связи с чем эксплуатация рассматриваемого объекта с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей при возможном возникновении пожара.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальным требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара. Ранее 22 военной прокуратурой армии, войсковая часть 56681 в войсковой части 52929 уже проводились проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, по результатам проведения которых 08.05.2018 и 11.07.2018 в адрес командира "Войсковая часть 52929" вносились представления об устранении нарушений закона, однако вышеуказанное здание необходимыми противопожарными системами не оборудовано.
19 января 2022 г. определением Пресненского районного суда г. Москвы дело передано для рассмотрения по подсудности в Новоалтайский городской суд.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, указав ответчиком ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, а Министерство Обороны Российской Федерации просил исключить из числа ответчиков.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 03 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 01 ноября 2022 г, исковые требования военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковой части 56681 в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворены; признано незаконным бездействие ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в необорудовании здания казармы N 744/6-7 по генеральному плану (Алтайский край, Первомайский район, ЗАТО Сибирский, по направлению на юго-запад от ориентира трасса Новосибирск-Барнаул, 186-189 км, расположенного за пределами участка, военный городок, 6, строение 7) автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях; ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обязано совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием основного комплексного здания казармы N744/6-7 по генеральному плану (Алтайский край, Первомайский район, ЗАТО Сибирский, по направлению на юго-запад от ориентира трасса Новосибирск-Барнаул, 186-189 км, расположенного за пределами участка, военный городок, 6, строение 7) автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях в 6-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ принимает на техническое обслуживание и обслуживает (эксплуатирует) объекты Минобороны России в том виде и состоянии, в каком оно находится на момент передачи. Полагает, что указанный факт не принят во внимание судом. Указывает, что с момента ввода в эксплуатацию и по настоящее время указанные казармы не обеспечены автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуации людей при пожарах, в связи с чем командованием соединения - воинской части 52929 неоднократно направлялись письма - заявки на включение объектов воинской части в перечень объектов, в которых подлежат установке указанные системы. Однако на все заявки от вышестоящих органов поступали ответы, согласно которым установка пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах возможна только на вновь строящихся объектах, либо на объектах, подвергающихся капительному ремонту. Строительством, капитальным ремонтом зданий и сооружений ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ не занимается, ответственным за проведение текущего ремонта является Департамент эксплуатационного содержания (ДЭС), капитального ремонта - Департамент строительства Минобороны России, т.е. проведение капитального ремонта не входит в обязанности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. Кроме того, объекты Министерства обороны планируются к передислокации, реконструкции и реорганизации, на основании плана, который имеет гриф секретности, в связи с чем проведение ремонта может являться экономически нецелесообразным.
22 военной прокуратурой армии, войсковой части 56681 представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
При этом, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции (раздел "Судебное делопроизводство") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Выслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений, правильность применения и толкования судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных постановлений, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что административное здание (казарма N 744/67), расположенное по генеральному плану (Алтайский край, Первомайский район, ЗАТО Сибирский, по направлению на юго-запад от ориентира трасса Новосибирск-Барнаул, 186-189 км, расположенного за пределами участка, военный городок, 6, строение 8), согласно Перечню недвижимого имущества, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.06.2012 N 1712 находится в оперативном управлении ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации" и передано в эксплуатацию по акту приема-передачи от 20.02.2018 N 1318, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 12.08.2014.
Согласно акту N 470 от 31.03.2017 указанное здание передано в эксплуатацию ФГБУ Минобороны России.
По делу установлено, следует из акта N 6/7 осмотра состояния пожарной безопасности казармы солдатской по ГП N 744/6/7 от 16.09.2021, что в здании солдатской казармы N 6/7 на площадке N 6 войсковой части 52929 по генеральному плану N 744/6-7 (Алтайский край, ЗАТО Сибирский) отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции, проанализировав положения Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, исходя из положений ст. 210, п. 3 ст. 214, ст. ст. 296, 298 ГК РФ, пунктов 6, 13, 14 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 N 860, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", руководствуясь разъяснениями, приведенными в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", исходил из того, что на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложена обязанность по содержанию имущества, переданного ему в оперативное управление; отсутствие в солдатских казармах автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах несет угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании, и свидетельствует о бездействии ответчика, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для признания бездействия ответчика незаконным, возложении на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанности по совершению действий направленных на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда.
Восьмой кассационный суд полагает возможным с данными выводами судов согласиться, поскольку они основаны на правильном применении норм права.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) требования противопожарной безопасности, установленные настоящим федеральным законом, распространяются в отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
На основании части 2 статьи 54 Федерального закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона N 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются в частности устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Требования к зданиям, сооружениям, помещениям и оборудованию, подлежащим защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, определены Нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03), предписания которых распространяются исключительно на объекты защиты, введенные в эксплуатацию в период до вступления в силу Федерального закона N 123-ФЗ, в предусмотренных его статьей случаях.
В соответствии с пунктом 14 НПБ 110-03 перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении, в пунктах 6, 9 Таблицы 1, пункте 38 Таблицы 3, в которых указаны жилые здания, здания общественного и административно-бытового назначения, а также помещения иного административного и общественного назначения.
Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323 утверждены Нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), устанавливающие требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Согласно положениям названных норм пожарной безопасности, подлежат защите автоматической пожарной безопасности и оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожарах в зданиях и сооружениях штабов, казарм, учебных корпусов, столовых воинских частей.
Установив, что в здании солдатской казармы N N 744/6-7 по генеральному плану (Алтайский край, ЗАТО Сибирский) отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях, при этом основанием к отказу в их установке является довод о том, что установка пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах возможна только на вновь строящихся объектах, либо на объектах, подвергающихся капитальному ремонту, к каковым здание казармы не относится, руководствуясь приведенными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что факт отсутствия в солдатских казармах автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах несет угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в зданиях, а также принимая во внимание особое социальное назначение данных объектов, признал, что соблюдению подлежат, в том числе, и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию указанных строений.
Доводы заявителя о том, что в его полномочия не входит осуществление ремонта здания казармы, отклоняются.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
ФГБУ "ЦЖКУ" создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пунктам 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" учреждение обеспечивает и осуществляет, в том числе, капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2018 N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, которое определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
В пункте 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" несут ответственность за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре. ЖКС несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" и осуществляет выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" (пункты 15 и 16 Руководства).
При этом реализация указанных обязанностей ФГБУ "ЦЖКУ" не ставится в зависимость от его финансирования, так как ФГБУ "ЦЖКУ" является получателем бюджетных средств на текущий, капитальный ремонт и реконструкцию объектов, закрепленных за ним на праве оперативного управления, а также самостоятельно решает вопросы распределения лимитов бюджетных средств на эти цели.
Таким образом, судами установлено и из материалов дела следует, что здание казармы передано в эксплуатацию ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации, которое в силу специальной правоспособности исполняет обязанности по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации, в том числе электромонтажные работы и строительные специализированные работы, а также капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленного за ним имущества.
Поскольку судебными инстанциями верно определены и с достаточной полнотой установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, судебные акты являются законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в кассационной жалобе не имеется.
Доводы заявителя о возможной передислокации, реконструкции и реорганизации объектов, что делает ремонт нецелесообразным, носят предположительный характер, не являются основанием для освобождения от выполнения ответчика от исполнения установленных обязанностей.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 03 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 01 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Соловьев
Судьи Н.Ю. Репринцева
А.С. Сулейманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.