Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0011-01-2022-000034-12 (2-536/2022) по иску К.М.И. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии по старости, по кассационной жалобе К.М.И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
К.М.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее- ОПФР по Кемеровской области) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что 17 февраля 2020 г. он обратился в Государственное учреждение -Управление Пенсионного Фонда России в г. Ленинск - Кузнецкий Кемеровской области (межрайонное) (далее- УПФР в г. Ленинск-Кузнецкий) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Ленинск-Кузнецкий от 2 марта 2020 г. N в назначении пенсии отказано со ссылкой на то, что на момент обращения истца за назначением пенсии его специальный стаж составлял менее 6 лет 3 месяцев (при достижении возраста 58 лет и наличии страхового стажа более 30 лет).
Ответчик засчитал в специальный стаж по Списку N2 только 5 лет 7 месяцев 11 дней, исключив периоды работы истца в УКК и ТС п/о "Ленинскуголь" с 12 мая 1986 г. по 31 августа 1990 г. (4 года 3 месяца 20 дней) в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, с 1 января 1992 г. по 20 октября 1994 г. (2 года 9 месяцев 20 дней) в качестве электрогазосварщика, со 2 апреля 1995 г. по 30 декабря 1996 г. (1 год 8 месяцев 29 дней) в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, мотивируя тем, что архивными справками от 19 сентября 2019 г. NN 707, 708 не подтверждена его занятость в особых условиях труда, дающих право на досрочное назначение пенсии.
С решением ответчика он не согласен, полагает, что наименование профессий, в которых он работал в спорные периоды, указаны в Списках N 2 от 22 августа 1956 г. и от 26 января 1991 г, ввиду того, что УКК и ТС п/о "Ленинскуголь" в настоящее время не существует, ему выданы архивные справки о трудовой деятельности, в которых указан стаж работы по профессии без указания сведений о характере и условиях труда.
Из сообщения от 4 мая 2022 г. N следует, что периоды работы с 1 января 1992 г. по 20 октября 1994 г. и со 2 апреля 1995 г. по 30 декабря 1996 г. соответствуют характеру и условиям труда профессии, занятость в которой дает право на пенсию по старости на льготных условиях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), его специальный стаж составляет 10 лет 02 месяца. В решении N от 2 марта 2020 г. допущена ошибка: неверно указана дата обращения в пенсионный орган - вместо 17 февраля 2020 г. - 10 июля 2019 г.
Просил признать решение ответчика от 2 марта 2020 г. N незаконным, возложить на ответчика обязанность включить периоды его работы в качестве электрогазосварщика в УКК и ТС п/о "Ленинскуголь" с 1 января 1992 г. по 20 октября 1994г, со 2 апреля 1995 г. по 30 декабря 1996 г. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, назначить пенсию с момента обращения - с 17 февраля 2020 г.
Решением Ленинск - Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 2 июня 2022 г. исковые требования удовлетворены, суд признал незаконным решение пенсионного органа от 2 марта 2020 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возложить на ответчика обязанность включить периоды работы истца по профессии электрогазосварщика в Управлении коммунальных котельных и тепловых сетей п/о Ленинскуголь г. Ленинска - Кузнецкого с 1 января 1992 г. по 20 октября 1994 г, с 2 апреля 1995 г. по 30 декабря 1996 г. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с учетом уменьшения возраста, с момента обращения, то есть с 17 февраля 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 сентября 2022 г. решение Ленинск - Кузнецкого городского суда Кемеровского области от 2 июня 2022 г. отменено, с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, К.М.И, ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 6 сентября 2022 г, как незаконного принятого с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией и переименованием ОПФР по Кемеровской области. Поскольку заявителем представлены документы, подтверждающие реорганизацию и переименование ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда в соответствии с положениями ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу об удовлетворении ходатайства и замене ОФПР по Кемеровской области правопреемником.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в пределах заявленных доводов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 17 февраля 2020 г. К.М.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 1 марта 2002 г, обратился в ГУ-УПФР в г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от 2 марта 2020 г. N К.М.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ со ссылкой на отсутствие у него требуемого специального стажа - 6 лет 3 месяца и установлением специального стажа в 5 лет 7 месяцев 11 дней с учетом периода службы в армии по призыву.
В специальный стаж истца не включены периоды работы с 12 мая 1986 г. по 31 августа 1990 г, с 1 января 1992 г. по 20 октября 1994 г, с 5 января 1995 г. по 1 апреля 1995 г, со 2 апреля 1995 г. по 30 декабря 1996 г, с 29 сентября 1985 г. по 6 октября 1985 г, в страховой стаж не включены периоды работы с 15 октября 1980 г. по 28 апреля 1981 г, с 27 января 1997 г. по 19 мая 1997 г.
Из копии трудовой книжки истца, копий приказов, копии личной карточки (форма Т-2) следует, что 12 мая 1986 г. К.М.И. был принят на работу переводом в Управление коммунальных котельных и тепловых сетей производственного объединения "Ленинскуголь" слесарем по ремонту оборудования 5 разряда на участок тепловых сетей. 1 марта 1988 г. в связи с введением новых условий оплаты труда установлена профессия "слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов 4 разряда". 1 сентября 1990 г. переведен электрогазосварщиком 4 разряда. 20 октября 1994 г. уволен.
5 января 1995 г. истец был принят на работу в кооператив "Коммунальщик" газоэлектросварщиком 4 разряда, 1 апреля 1995 г. уволен.
1 апреля 1995 г. К.М.И. был принят на работу в Управление коммунальных котельных и тепловых сетей производственного объединения "Ленинскуголь" электрогазосварщиком 5 разряда на участок тепловых сетей. 30 декабря 1996 г. уволен по ст. 31 КЗОТ РФ по собственному желанию.
Согласно исторической справке муниципального предприятия коммунальных котельных и тепловых сетей на основании приказов УЖКХ Кузбасского производственного объединения по добыче угля от 29 января 1976 г. N, от 20 января 1976 г. N организовано управление коммунальных котельных и тепловых сетей (УКК и ТС). На основании распоряжения администрации города Ленинск-Кузнецкий от 5 января 1996 г. N УКК и ТС реорганизовано в муниципальное предприятие коммунальных котельных и тепловых сетей (МП КК и ТС). На основании решения КУГИ Кемеровской области от 30 марта 1993 г. N проведена реорганизация завода "Ленинскхимпром" в государственное производственное предприятие "Энергетик" с 1 апреля 1993 г.
На основании распоряжения администрации г. Ленинск- Кузнецкий от 3 июля 1995 г. N ГПП "Энергетик" переименовано в муниципальное производственное предприятие "Энергетик" с 1 июня 1995 г. На основании распоряжения администрации г. Ленинск - Кузнецкий от 10 июля 1998 г. N проведена реорганизация МПП "Энергетик" путем присоединения в МП КК и ТС с 1 июля 1998 г.
В 2004 году МП КК и ТС ликвидировано. Документы по личному составу переданы в ОАО "КК иТС", затем в ООО "Спецавтохозяйство". ООО "Спецавтохозяйство" передало на хранение в архивный отдел документы по личному составу МП КК и ТС, но не в полном объеме. Поскольку часть документов утрачена.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что в период с 1 января 1992 г. по 20 октября 1994 г, со 2 апреля 1995 г. по 30 декабря 1996 г. истец работал в тяжелых условиях труда, на одном и том же предприятии в должности электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, что соответствует работе, предусмотренной Списком N2, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием не согласился, указав, что в материалах дела отсутствуют доказательства постоянной занятости истца в спорные периоды в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) на работе в качестве электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, как это предусмотрено Списком N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда от 26 января 1991 г. N 10.
Суд апелляционной инстанции отметил, что Списком N 2 производств, цехов, профессий, должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, действовавшим в период работы истца до 1 января 1992 г, в разделе XXXII "Общие профессии" была предусмотрена должность "электросварщики", который не ставил назначение пенсии на льготных условиях в зависимость от занятости электросварщика на каких-либо определенных видах сварки. Периоды работы истца до 1 января 1992 г. включен пенсионным органом в специальный стаж при принятии решения от 2 марта 2020 г.
При указанных обстоятельствах спорные периоды работы К.М.И. с 1 января 1992 г. по 20 октября 1994 г, с 2 апреля 1995 г. по 30 декабря 1996 г. не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Периоды работы истца, включенные ответчиком в специальный стаж - 5 лет 7 месяцев 11 дней, составляют менее половины установленного п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. стажа (6 лет 3 месяца), и не дают истцу право на назначение досрочной пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного Закона.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Списком N 2 от 22 августа 1956 г. раздел XXXII "Общие профессии" предусмотрены "газосварщики и их подручные", а также "электросварщики и их подручные".
Согласно Списку N 2 от 26 января 1991 г. раздела XXXIII "Общие профессии" право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено газосварщикам (позиция 23200000-11620); электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщикам на автоматических и полуавтоматических машинах, занятым сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщикам ручной сварки (позиция 23200000-19906).
Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 3073-17, Пенсионного фонда Российской Федерации N 06-27/7017 от 2 августа 2000 г. "О праве на льготное пенсионное обеспечение электросварщиков" правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу XXXIII Списка N 2 пользуются электросварщики, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 2) выполняют работы по дуговой и газовой сварке (резке) металлов и металлических изделий. "Электрогазосварщик" и "газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 раздела XXXIII как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п. 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные п. 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 5 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Пунктом 10 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 предусмотрено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в п.п. 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.
Согласно п. 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в Порядке подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н (далее -Порядок) предусмотрено, что в соответствии с настоящим Порядком подтверждению, в том числе, подлежат работы с тяжелыми условиями труда.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Сам по себе факт работы истца в спорный период, подтвержденный записями в трудовой книжке, не влечет автоматически возникновения права на льготное пенсионное обеспечение. Для его возникновения необходимо подтверждение работы не менее 80% рабочего времени (полная занятость), а также сведения о характере работы. При этом не все работники, работающие во вредных или тяжелых условиях труда, пользуются правом на назначение льготной пенсии.
Таким образом, право на досрочную пенсию имеет не каждый электросварщик, а лица данной специальности, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, при документальном подтверждении одного из перечисленных выше условий.
Установив отсутствие доказательствам подтверждающих, что работа истца электрогазосварщиком в спорные периоды была связана с работой на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, предусмотренных Списком N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда от 26 января 1991 г. N10, что имеющиеся доказательства подтверждают факт работы истца в спорный период электрогазосварщиком и не содержат сведений относительно вида сварки, а также относительно занятости истца на работах по ручной сварке в течение полного рабочего дня, в то время как основанием включения в специальный стаж периодов работы для досрочного назначения пенсии является именно характер ее выполнения в определенных условиях, который в данном случае документально не подтвержден, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Вопреки доводам кассатора о том, что указанные периоды он работал в условиях труда, которые дают ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, судом апелляционной инстанции установлено, что характер работы истца, полная занятость в период его работы после 1 января 1992 г. не подтверждается доказательствами, следовательно, пенсионный орган правомерно отказал во включении указанных периодов в льготный стаж и назначении пенсии.
В целом доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на субъективном толковании указанных норм права, направлены на оспаривание установленных судом обстоятельств, что не влечет удовлетворение кассационной жалобы.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела, не допущено, судом установлены фактические обстоятельства дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам дана мотивированная оценка в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
ходатайство о правопреемстве удовлетворить, заменить Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - К.М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.