Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1074/2022 (УИД:54RS0002-01-2022-000446-20) по иску Логовского Олега Светониевича к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, по кассационной жалобе Логовского Олега Светониевича на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 14 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснения принимавших участие в судебном заседании Логовского Олега Светониевича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Управления на транспорте Министерства Внутренних Дел Российской Федерации Данченко Елены Алексеевны, действующей на основании доверенности от 17 февраля 2021 г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы заявителя, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Логовский Олег Светониевич (далее - Логовский О.С, истец) обратился в суд с иском к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу (далее - УТ МВД России по СФО, ответчик) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу.
В обоснование заявленных требований Логовский О.С. указал, что 2 ноября 2021 г. он получил уведомление УТ МВД России по СФО, в котором указано, что 2 сентября 2021 г. решением жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по СФО он снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктом "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N1223.
Как следует из ответа, основанием для принятия данного решения явилось установление факта того, что на момент подачи заявления о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты в собственности истца на основании вступившего 7 мая 2007 г. в законную силу решения Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 26 апреля 2007 г. у Логовского О.С. находилось изолированное жилое помещение - комната N, общей площадью N кв. м.
Истец считает указанное решение незаконным по следующим основаниям: он не относится к категории лиц, снятие с учета которых предусмотрено п. 19 Правил; решение принято с учетом ошибочного вывода комиссии, что на основании решения суда он является собственником изолированного жилого помещения N по адресу: "адрес"; жилищно-бытовой комиссией при принятии решения не правильно определен статус занимаемого жилого помещения, а также не учтено назначение, принадлежность объекта, в котором расположено данное жилое помещение, наименование объекта учета на момент постановки на учет (22 декабря 2012 г.), а также не правильно определены наличие условий нуждаемости истца в получении единовременной социальной выплаты, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Истец полагает, что выводы жилищно-бытовой комиссии о том, что решение о постановке на учет принято на основании представленных документов, содержащих сведения о наличии оснований принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, при фактическом отсутствии таких оснований, являются безосновательными.
Логовский О.С. просил суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии от 2 сентября 2021 г. о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации; обязать ответчика восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 14 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 сентября 2022 г. в удовлетворении исковых требований Логовского О.С. отказано.
В кассационной жалобе Логовский О.С. просит об отмене решения Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 14 июня 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 сентября 2022 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами неправильно применены нормы материального права, не применены нормы права, подлежащие применению. В частности, заявитель полагает, что наличие решения Дзержинского районного суда от 26 апреля 2007 г. о признании за ним права собственности не свидетельствует о наличии правовых оснований для признания его собственником указанного жилого помещения. Полагает, что решение Дзержинского районного суда от 26 апреля 2007 г. является основанием для регистрации собственником права собственности на жилое помещение в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Также указывает, что у истца имелось право на постановку на учет нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не только на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", но и на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 4 указанного закона, а именно в связи с тем, что на момент постановки истца на учет (24 декабря 2012 г.), совместно с истцом проживала его несовершеннолетняя дочь - Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучающаяся в тот период в учебном заведении среднего профессионального образования на дневной очной форме обучения. При этом ее мать проживала в другом городе. Документы об обучении, регистрации и фактическом проживании дочери истцом представлены в суд, однако, оценку указанные обстоятельства и доводы не получили. Указывает, что вместо установления фактических обстоятельств, имеющих значение для дела о проживании дочери истца и возникновения, в связи с этим нуждаемости истца в жилом помещении, суды не дали надлежащей правовой оценки указанным обстоятельствам, что, по мнению заявителя кассационной жалобы, является основанием для отмены принятых судебных постановлений.
Относительно доводов кассационной жалобы УТ МВД России по СФО представлены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает заслуживающими внимания доводы заявителя кассационной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами при принятии судебных постановлений допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, выводы судов постановлены при неполном исследовании всех значимых для дела обстоятельств.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Логовский О.С. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, 12 октября 2017 г. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Согласно материалам учетного дела, решением комиссии Министерства внутренних дел России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 22 декабря 2012 г, истец был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с подпунктом 6 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из заявления Логовского О.С. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от 5 ноября 2012 г. усматривается, что брак истца расторгнут, дети - иждивенцы отсутствуют, помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности (доли собственности на жилые помещения) на территории Российской Федерации, помимо жилого помещения, в котором зарегистрирован, истец не имеет.
Из акта проверки жилищных условий от 12 октября 2012 г. следует, что в комнате по адресу: "адрес". проживает Логовский О.С.; из выписки из домовой книги следует, что по данному адресу зарегистрирован Логовский О.С.; вселен в указанную комнату на основании ордера от 29 ноября 1995 г.
С 20 апреля 2017 г. на основании приказа Министерства внутренних дел России от 11 апреля 2017 г. N/лс истец зачислен в распоряжение УТ МВД России по СФО.
Решением жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России от 22 января 2018 г, оформленного протоколом N, истец включен с составом семьи 1 человек в список лиц УТ МВД России по СФО, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, как сотрудник, переведенный на новое место службы со временем постановки его на учет по предыдущему месту службы с учетом стажа службы и даты подачи заявления.
Решением жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по СФО от 2 сентября 2021 г, оформленного протоколом N, утвержденным распоряжением начальника УТ МВД России по СФО от 8 сентября 2021 г. N, истец снят с учета на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и подпунктом "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в Войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N1223.
При проведении проверочных мероприятий выявлено, что на момент подачи Логовским О.С. заявления о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, у него в собственности на основании вступившего в законную силу решения Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 26 апреля 2007 г. находилось изолированное жилое помещение-комната N, общей площадью N кв. м. (в установленном порядке жилое помещение не зарегистрировано), что и послужило основанием для снятия истца с учета на получение единовременной социальной выплаты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исходил из того, что по состоянию на 22 декабря 2012 г. Логовский О.С. имел в собственности жилое помещение и его обеспеченность жилым помещением составляла 16, 7 кв. м, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания его нуждаемости в улучшении жилищных условий и, как следствие, обоснованном снятии ответчиком Логовского О.С. с очереди на получение единовременной социальной выплаты.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оспариваемые кассатором судебные постановления постановлены при неполном исследовании всех обстоятельств дела и неправильном применении норм материального и процессуального права, что повлекло принятие незаконных судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту также - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных выплат.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.(часть 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ в редакции до внесения в него изменений Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N485-ФЗ)
4. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты. (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N1223).
Согласно пункту 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N1223 (в редакции до внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. N1145), сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;
б) в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты;
в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты либо предоставления в установленном порядке сотруднику органом государственной власти иной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет), а также неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты;
д) в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно ответу УТ МВД России по СФО от 2 ноября 2021 г. N, Логовский О.С. 2 сентября 2021 г. решением жилищно - бытовой комиссии УТ МВД России по СФО снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктом "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в Войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N1223.
Таким образом, для установления наличия оснований для снятия Логовского О.С. с учета нуждающихся на получение единовременной социальной выплаты уполномоченному органу (жилищно - бытовой комиссии УТ МВД России по СФО) необходимо было установить не только факт выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, но и отсутствие оснований для сохранения за ним права на получение единовременной социальной выплаты, то есть Логовский О.С. может быть снят с учета нуждающихся и имеющих право на получение единовременной социальной выплаты при выявлении ответчиком обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии оснований для учета Логовского О.С. в перечне нуждающихся на получение единовременной социальной выплаты как по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ, так и по основаниям, установленным подпунктом 2 части 2 статьи 4 указанного Федерального закона.
Из диспозиции подпункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя Федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного Федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Основанием для снятия Логовского О.С. с учета нуждающихся на улучшение жилищных условий явилось установленное ответчиком обстоятельство принятия Федеральным судом общей юрисдикции Дзержинского района г. Новосибирска решения от 26 апреля 2007 года, о признании за Логовским Олегом Светониевичем права собственности на изолированное жилое помещение - комнату N общей площадью N кв. м, состоящего из жилой комнаты жилой площадью N кв. м, расположенной на "данные изъяты" в "адрес".
Суды обоснованно пришли к выводу, что с момента вступления в законную силу решения Федерального суда общей юрисдикции Дзержинского района г. Новосибирска от 26 апреля 2007 г. Логовский О.С. является законным собственником жилого помещения - комнаты N общей площадью N кв. м, расположенной в "адрес".
Согласно пунктам 3-6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
При этом государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в заявительном порядке по заявлению лица, являющегося обладателем соответствующего права и подающего соответствующее заявление в регистрирующий орган для регистрации права собственности.
С учетом изложенного, не обращение Логовского О.С. в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на принадлежащее ему жилое помещение, не свидетельствует об отсутствии права собственности на указанное жилое помещение.
Кроме того, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Как отражено в решении Федерального суда общей юрисдикции Дзержинского района г. Новосибирска от 26 апреля 2007 г, законом изменен правовой статус спорного помещения, поскольку указанное помещение уже не имеет специального назначения и в отношении него действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. Запрет на приватизацию подобных жилых помещений ранее был связан с их специальным целевым назначением, особым правовым режимом.
Судом установлено, что на такое жилое помещение распространен общий правовой режим, установленный для жилых помещений согласно Закону Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Общежитие, расположенное по "адрес" в "адрес" передано в муниципальную собственность, что подтверждается актом приема - передачи, распоряжением об утверждении указанного акта, выпиской о начислении из лицевого счета, чеками, согласно которым оплата за содержание жилья, коммунальные услуги принимается муниципальным предприятием. Таким образом, указанное жилое помещение относится к муниципальному жилому фонду, на который распространяет своей действие Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает несостоятельными доводы заявителя кассационной жалобы, ссылающегося на сохранение за жилым помещением, расположенным по адресу "адрес", комната N площадью N кв. м. статуса общежития. Указанный довод опровергается обстоятельствами, установленными решением Федерального суда общей юрисдикции Дзержинского района г. Новосибирска от 26 апреля 2007 г. по делу N2-628/07.
Между тем, судами преждевременно сделан вывод относительно того, что с учетом решения Федерального суда общей юрисдикции Дзержинского района г. Новосибирска от 26 апреля 2007 г. по делу N2-628/07 обеспеченность Логовского О.С. жилым помещением составила 16, 7 кв м, что исключает возможность его учета в качестве нуждающегося и по подпункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ.
Между тем, согласно подпункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному Федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
При этом, согласно подпункту 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Как следует из материалов дела, на дату постановки Логовского О.С на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 21 декабря 2012 г. в помещении по адресу "адрес" совместно с Логовским О.С. была прописана его дочь - Е, ДД.ММ.ГГГГ, период регистрации с 5 декабря 2003 г. по 20 декабря 2005 г. и с 21 июля 2011 г. по 7 января 2026 г. (по месту пребывания).
Кроме того, Л. ДД.ММ.ГГГГ, была указана в ордере от 29 ноября 1995 г, выданному Логовскому О.С. на право занятия жилой комнаты N по адресу: "адрес", как член семьи нанимателя.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений несовершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 4 июля 1991 г. N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется, и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Согласно разъяснениям, изложенных в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что если правоотношения по пользованию жилым помещением носят длящийся характер, то положения части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в силу статьи 5 Вводного закона могут применяться и в том случае, если семейные отношения между собственником жилого помещения и членом его семьи, проживающим совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, были прекращены до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем при рассмотрении иска собственника жилого помещения о признании бывшего члена его семьи утратившим право пользования этим жилым помещением необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 19 Вводного закона действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Согласно частям 2 и 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (до 1 марта 2005 года - статья 53 Жилищного кодекса РСФСР, далее - ЖК РСФСР) равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.
К названным в статье 19 Вводного закона бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование).
Аналогичным образом при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу должен решаться вопрос о сохранении права пользования этим жилым помещением за бывшим членом семьи собственника жилого помещения, который ранее реализовал свое право на приватизацию жилого помещения, а затем вселился в иное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя по договору социального найма и, проживая в нем, дал необходимое для приватизации этого жилого помещения согласие.
С учетом изложенных положений Федерального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судам необходимо было исследовать вопрос о сохранении за Е, дочерью Логовского Олега Светониевича, которая была вселена в жилое помещение по адресу "адрес" как член семьи нанимателя указанного жилого помещения, права пользования на указанное жилое помещение и соответственно при сохранении за Е. права пользования жилым помещением, расположенным по адресу "адрес" суду следовало установить наличие или отсутствие у Логовского О.С. нуждаемости в улучшении жилищных условий и сохранении за ним права на получение единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному подпунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом, при определении обеспеченности сотрудника необходимым жилым помещением для проживания, суду необходимо установить наличие необходимой и достаточной площади для проживания сотрудника и членов его семьи, имеющих право пользования указанным жилым помещением, с учетом положений п. 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N1223, при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Поскольку истец в обоснование своих требований по иску ссылался и указывал на обстоятельство сохранения за его дочерью Е. ДД.ММ.ГГГГ права пользования жилым помещением, расположенным по адресу "адрес" что по мнению истца, исключает возможность признания его утратившим право на получение единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному подпунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ, суду первой и апелляционной инстанции необходимо было дать оценку указанным доводам истца.
Между тем, судебные постановления суда первой и апелляционной инстанций не содержат исследование указанных вопросов и не позволяют установить отсутствие у истца нуждаемости в получении единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному подпунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить судебные акты суда первой и апелляционной инстанций и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное в настоящем определении, установить факт наличия или отсутствия у Е. права пользования жилым помещением, расположенным по адресу "адрес" как на дату постановки Логовского О.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (декабрь 2012 года), так и на дату принятия уполномоченным органом решения о снятии Логовского О.С. с очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. С учетом указанных обстоятельств, суду следует установить отсутствие у истца оснований для получения единовременной социальной выплаты на дату принятия жилищно - бытовой комиссией УТ МВД России по СФО решения о снятии Логовского О.С. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по предусмотренным частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ основаниям, в том числе, по предусмотренным подпунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ.
Учитывая, что суд кассационной инстанции не уполномочен устанавливать обстоятельства по делу, которые не были установлены и исследованы судом первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым судебные постановления суда первой и апелляционной инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 14 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 сентября 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Железнодорожный районный суд г. Новосибирска.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.