Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-52/2022 по апелляционной жалобе Степаненко А.В. на решение Мурманского областного суда от 10 ноября 2022 года, которым его административное исковое о признании не действующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 декабря 2018 года N 380, Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 26 декабря 2019 года N 423, Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 декабря 2020 года N 426, Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 24 декабря 2021 года N 685, оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Министерством имущественных отношений Мурманской области 25 декабря 2018 года издан приказ N 380, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год). Приказ опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Мурманской области "property.gov-murman.ru" 25 декабря 2018 года.
Министерством имущественных отношений Мурманской области 26 декабря 2019 года издан приказ N 423, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год). В эту же дату приказ опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Мурманской области "property.gov-murman.ru".
Министерством имущественных отношений Мурманской области 25 декабря 2020 года издан приказ N 426, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказ опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Мурманской области "gov-murman.ru" 25 декабря 2020 года.
Министерством имущественных отношений Мурманской области 24 декабря 2021 года издан приказ N 685, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). В эту же дату приказ опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Мурманской области "property.gov-murman.ru".
В пункт 356 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Мурманская обл, "адрес".
В названном здании находятся помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, которые принадлежат административному истцу на праве собственности.
В пункт 320 Перечня на 2020 год, в пункт 315 Перечня на 2021 год, в пункт 3578 Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 51:18:0040106:97;
в пункт 1499 Перечня на 2020 год, в пункт 1496 Перечня на 2021 год, в пункт 3579 Перечня на 2022 год - помещение с кадастровым номером N, в пункт 1500 Перечня на 2020 год, в пункт 1497 Перечня на 2021 год, в пункт 3580 Перечня на 2022 год - помещение с кадастровым номером N, в пункт 1501 Перечня на 2020 год, в пункт 1498 Перечня на 2021 год, в пункт 3581 Перечня на 2022 год - помещение с кадастровым номером N, в пункт 1502 Перечня на 2020 год, в пункт 1499 Перечня на 2021 год, в пункт 3582 Перечня на 2022 год - помещение с кадастровым номером N, в пункт 1503 Перечня на 2020 год, в пункт 1500 Перечня на 2021 год, в пункт 3583 Перечня на 2022 год - помещение с кадастровым номером N, в пункт 1504 Перечня на 2020 год, в пункт 1501 Перечня на 2021 год, в пункт 3584 Перечня на 2022 год - помещение с кадастровым номером N, в пункт 1506 Перечня на 2020 год, в пункт 1503 Перечня на 2021 год, в пункт 3585 Перечня на 2022 год - помещение с кадастровым номером N, в пункт 1508 Перечня на 2020 год, в пункт 1505 Перечня на 2021 год, в пункт 3587 Перечня на 2022 год - помещение с кадастровым номером N, в пункт 1509 Перечня на 2020 год, в пункт 1506 Перечня на 2021 год, в пункт 3588 Перечня на 2022 год - помещение с кадастровым номером N, в пункт 3577 Перечня на 2022 год - помещение с кадастровым номером N.
Степаненко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими пункт 356 Перечня на 2019 год, пункты 320, 1499, 1500, 1501, 1502, 1503, 1504, 1506, 1508, 1509 Перечня на 2020 год, пункты 315, 1496, 1497, 1498, 1499, 1500, 1501, 1503, 1505, 1506 Перечня на 2021 год, пункты 3578, 3579, 3580, 3581, 3582, 3583, 3584, 3585, 3587, 3588, 3577 Перечня на 2022 год, ссылаясь на то, что указанные в них здание и помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Административный истец ссылался на то, что включение здания и помещений в нем в Перечни неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Мурманского областного суда от 18 ноября 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Степаненко А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для изменения или отмены решения суда и считает его правильным.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Мурманской области от 18 ноября 2016 года N 2057-01-ЗМО "Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Мурманской области установлена единая дата начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Осуществление указанных полномочий в Мурманской области на момент принятия оспариваемых приказов было возложено на Министерство имущественных отношений Мурманской области в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 2 июня 2016 года N266-ПП "О некоторых вопросах, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", Положением о Министерстве имущественных отношений Мурманской области, утверждённым постановлением Правительства Мурманской области от 1 декабря 2007 года N579-ПП.
Проанализировав вышеназванные положения суд первой инстанции правильно констатировал, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15 и 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 Решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района от 27 февраля 2018 года N 417 "Об установлении на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района налога на имущество физических лиц" на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша введен в действие налог на имущество физических лиц с 1 января 2018 года.
Условия, при наличии одного из которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признаётся торговым центром (комплексом), определены в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этим условиям к такому объекту относится здание, если оно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как усматривается из материалов административного дела здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N. Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости названный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для использования в целях магазина", что, в соответствии с приведенными положениями, а также с абзацем 38 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, позволяет отнести спорное здание к торговому центру (комплексу).
При таких обстоятельствах, применительно к положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска, поскольку вид разрешенного использования земельного участка является самостоятельным основанием для включения здания в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, что в свою очередь влечет включение спорных помещений, расположенных в здании, в перечни применительно к подпункту 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд оценил акты обследования фактического использования спорных здания и помещений в нем, техническую документацию и договоры аренды, и пришёл к верному выводу о том, что имелись основания для включения спорных объектов в перечни в связи со сведениями, содержащимися технической документации и в связи с фактическим использованием данных объектов.
Ссылка в апелляционной жалобе на часть 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой объектами налогообложения признаются, в том числе, недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 данного Кодекса, в то время как спорное здание не имеет собственника, несостоятельна.
Исходя из положений пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса российской Федерации следует, что объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, признается здание, удовлетворяющее поименованным в названных пунктах критериям, в случае, если помещения в таком здании принадлежат одному или нескольким собственникам.
Как указывалось ранее, помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N в здании принадлежат административному истцу. Таким образом, соблюдено соответствующее условие для включения здания в Перечни на 2020-2022 годы.
Что касается вопросов, связанных с налогообложения конкретного юридического или физического лица (в том числе, касающихся принадлежности ему объекта недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения), то такие вопросы предметом рассматриваемого спора о признании недействующим нормативного правового акта не являются.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для отказа в удовлетворении административного иска.
Решение Мурманского областного суда от 10 ноября 2022 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мурманского областного суда от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Степаненко А.В. - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.