Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу начальника Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы России Воронина А.С. на вступившие в законную силу решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 2 августа 2022 года, решение судьи Магаданского областного суда Магаданской области от 30 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - руководителя департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеевой Инны Васильевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы России N от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - руководитель департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеева И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 2 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Магаданского областного суда Магаданской области от 30 сентября 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Варфоломеевой И.В. состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 5 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальник Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы России ВоронинаА.С. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, как незаконные.
Руководитель департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеева И.В. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещена о подаче данной жалобы, в установленный срок возражений не представила.
Изучив доводы жалобы начальника Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы России Воронина А.С, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Как усматривается из материалов дела, ФАС России рассмотрела досудебный спор (разногласие) между ООО "Регионтеплоресурс" и Департаментом цен и тарифов Магаданской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Решением ФАС России N года Департамент признан нарушившим пункты 22 и 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N при установлении (корректировке) тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям "данные изъяты", утвержденных приказом департамента от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в приказ Департамента цен и тарифов "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Департамент допустил нарушение законодательства РФ при установлении тарифов на тепловую энергию, что явилось правовым основанием для привлечения к административной ответственности руководителя Департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеевой И.В. по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к штрафу в размере 50 000 рублей.
Отменяя постановление начальника Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы России N от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Варфоломеевой И.В. по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Варфоломеевой И.В. состава административного правонарушения, судья Магаданского городского суда Магаданской области, а впоследствии и судья Магаданского областного суда Магаданской области, учитывая обстоятельства конкретного дела, пришли к правильному выводу, что вина руководителя департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеевой И.В. в нарушении требований пунктов 22 и 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N при установлении (корректировке) тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО " N, утвержденных приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в приказ Департамента цен и тарифов "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N не доказана. Решение об установлении тарифов принято коллегиальным органом департамента (правлением), что явилось основанием для издания руководителем Варфоломеевой И.В. приказа N от ДД.ММ.ГГГГ, которая в свою очередь не имела юридической возможности отменить либо изменить принятое правлением решение, тем более, что указанная процедура в нормативном регулировании отсутствует. Руководитель обязан утвердить решение в форме приказа. Вина руководителя Варфоломеевой И.В. не нашла своего подтверждения.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что на момент рассмотрения в Девятом кассационном суде общей юрисдикции жалобы должностного лица административного органа срок давности привлечения руководителя департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеевой И.В. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек 17 декабря 2021 года, а производство по делу в отношении должностного лица прекращено, возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 2 августа 2022 года, решение судьи Магаданского областного суда Магаданской области от 30 сентября 2022 года в отношении руководителя департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеевой И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменены быть не могут.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы начальника Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы России Воронина А.С. не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 2 августа 2022 года, решение судьи Магаданского областного суда Магаданской области от 30 сентября 2022 года в отношении руководителя департамента цен и тарифов Магаданской области Варфоломеевой Инны Васильевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобу начальника Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы России Воронина А.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.