Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П. рассмотрев жалобу генерального директора ФКП "Аэропорты Камчатки" Журавлёва Александра Юрьевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 24 Елизовского судебного района Камчатского края от 25 февраля 2022 года, решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 20 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора ФКП "Аэропорты Камчатки" Журавлёва А.Ю.
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 24 Елизовского судебного района Камчатского края от 25 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 20 апреля 2022 года должностное лицо - генеральный директор ФКП "Аэропорты Камчатки" Журавлёв А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор Журавлёв А.Ю. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы генерального директора Журавлёва А.Ю, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Требования по обеспечению транспортной безопасности предусмотрены Федеральным законом от 9 июля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - ФЗ "О транспортной безопасности").
В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Субъектами транспортной инфраструктуры в соответствии с пунктом 9 статьи 1 ФЗ "О транспортной безопасности" являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно части 1 статьи 8 ФЗ "О транспортной безопасности", требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств воздушного транспорта (ТС) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 года N 1605 (далее - Требования).
Согласно подпункту 3 пункта 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 6 указанных Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения безопасности с периодичностью не реже 1 раза в год в отношении объектов транспортной инфраструктуры III, IV и V категорий и не менее 2 раз в год - в отношении объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий.
Как следует из положений пункта 7 части 2 статьи 2 ФЗ "О транспортной безопасности", в качестве одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 10 ФЗ "О транспортной безопасности" работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, в том числе, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 6 вышеуказанных Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения безопасности только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона.
Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утвержден приказом Минтранса России от 31 июля 2014 года N 212 (далее - Порядок подготовки), а Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности - постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 года N 172 (далее - Правила аттестации).
Согласно подпунктам 2 и 3 Порядка подготовки, подготовка сил обеспечения транспортной безопасности включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку. Подготовка сил обеспечения транспортной безопасности направлена на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами обеспечения транспортной безопасности работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил обеспечения транспортной безопасности и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
Из материалов дела следует, Журавлев А.Ю, являясь должностным лицом- генеральным директором Федерального казенного предприятия "Аэропорты Камчатки", находящегося по адресу: "адрес", в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ допустил повторное неисполнение требований транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.
Так в нарушение подпунктов 3 и 15 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в аэропорту "адрес" не проводятся учения и тренировки с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения транспортной безопасности, кроме того, работники, осуществляющие защиту объекта транспортной инфраструктуры аэропорт "адрес" в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности не оснащены переносными средствами видеонаблюдения. Указанные нарушения выявлены по результатам проверочных мероприятий (Акт выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ).
Вопреки части 2 статьи 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности", подпункта 13 пункта 6 Требований, подпунктов 2 и 3 Порядка подготовки, пункта 3 Правил аттестации, работники подразделения транспортной безопасности, допущенные к работе на должностях, связанных с обеспечением транспортной безопасности в аэропорту Мильково и являющиеся силами обеспечения транспортной безопасности, аттестацию на установление соответствия полученных знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, уполномоченными органами аттестации не проходили (срок действия аттестации закончился ДД.ММ.ГГГГ). Указанные нарушения выявлены ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверочных мероприятий и поступившей от предприятия информации.
Постановлением МТУ Ространснадзора по ДФО от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ФКП "Аэропорты Камчатки" Журавлёв А.Ю. был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу генерального директора ФКП "Аэропорты Камчатки" Журавлёва А.Ю, не установлено.
Действия должностного лица предприятия правильно квалифицированы по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
О рассмотрении дела, назначенного мировым судьей на ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут, Журавлёв А.Ю. извещался судебными повестками, которые направлялись как по месту жительства Журавлева А.Ю, так и по месту его работы, телефонограммой по месту работы и по электронной почте предприятия по месту работы Журавлева А.Ю. Почтовая корреспонденция по месту жительства возвратилась по истечении времени хранения, с соблюдением правил хранения почтовым отделением, корреспонденция по месту работы получена в установленном порядке ответственным работником, электронные письма получены и прочитаны ответственными работниками предприятия в установленном порядке (л.д.129-134).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", такие извещения являются надлежащими.
На рассмотрение дела об административном правонарушении Журавлёв А.Ю, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Мировой судья, располагая сведениями о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении правомерно рассмотрел дело в отсутствие Журавлёва А.Ю, что согласуется с требованиями части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в ходе производства по делу Журавлёв А.Ю, зная о том, что в отношении него ведется производство по делу об административном правонарушении, не контролировал поступление в свой адрес направленной ему мировым судьей корреспонденции, её получение не обеспечивал. Каких-либо заявлений о том, что Журавлёв А.Ю. направляется в командировку, а затем будет находиться в отпуске, последний в суд не направлял.
Право Журавлёва А.Ю. на защиту в ходе производства по делу не нарушено. Журавлёву А.Ю. были созданы все условия, необходимые для реализации права на защиту, и предоставлена возможность ему, либо по его поручению защитнику участвовать в судебном заседании, однако он по своей воле этого не сделал, защитника в суд не направил.
Дело рассмотрено мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается протоколом судебного заседания (л.д.146-147), согласно которому мотивированное постановление будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует материалам дела (л.д.149-154). Указание в резолютивной части постановления даты ДД.ММ.ГГГГ является явной технической опиской, которая не влияет на законность судебного постановления и может быть устранена судом в порядке ст.29.12.1 КоАП РФ.
Суждения в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения генерального директора ФКП "Аэропорты Камчатки" Журавлёва А.Ю. к административной ответственности, несостоятельны, какими-либо объективными данными не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств.
Доводы жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Порядок и срок давности привлечения генерального директора ФКП "Аэропорты Камчатки" Журавлёва А.Ю. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено генеральному директору ФКП "Аэропорты Камчатки" Журавлёву А.Ю. в соответствии с санкцией названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.
Дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей без нарушения правил подсудности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 24 Елизовского судебного района Камчатского края от 25 февраля 2022 года, решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 20 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора ФКП "Аэропорты Камчатки" Журавлёва Александра Юрьевича, оставить без изменения, жалобу Журавлёва А.Ю. - без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.