Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Старовойт Р.К, Наконечной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мозолевой Ольги Владимировны к ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России о признании решения незаконным, возложении обязанности
по кассационным жалобам Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) и Мозолевой Ольги Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 23 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, выслушав представителя ГУ ФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России Симанишину А.Ю, поддержавшую кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
Мозолева О.В. обратилась с иском к ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование требований указала, что работала "данные изъяты". ДД.ММ.ГГГГ подала документы в территориальную подкомиссию - ГУФСИН России по Приморскому краю для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ поставлена составом семьи 1 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ ФСИН России принято решение о снятии ее с учета, в связи с совершением действий, направленных на получение выплаты в большем размере. Полагает указанное решение незаконным. На момент подачи документов ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала совместно со своим сыном в квартире площадью 16, 2 кв.м. по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение продано по семейным обстоятельствам. ДД.ММ.ГГГГ она подала рапорт о совершении сделки с просьбой внести изменения в учетные документы жилищно-бытовой комиссии, сообщив о новом месте регистрации в связи с продажей жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ указанный рапорт рассмотрен на заседании жилищно-бытовой комиссии, принято решение о внесении изменений в учетное жилищное дело истца. В связи с чем, считает, что факт изменения жилищных условий был известен ответчику в ДД.ММ.ГГГГ года, в то время, как с учета ее сняли в ДД.ММ.ГГГГ года, то есть спустя более 5 лет, что является недопустимым. Указывает, что в настоящее время жилым помещением не обеспечена, совместно с "данные изъяты" проживает и зарегистрирована в квартире "данные изъяты".
Просила признать незаконным решение ФСИН России, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369. Возложить на ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю обязанность поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 1 человек, взыскать расходы на оплату госпошлины.
В судебном заседании истец требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители ответчиков просили отказать в удовлетворении требований.
Решением Советского районного суда г. Владивостока от 19 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 23 августа 2022 года решение суда отменено, по делу принято новое решение.
Признано незаконным решение заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, в части снятия Мозолевой О.В. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. "б" п.15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, оформленное протоколом N N от ДД.ММ.ГГГГ.
Мозолева О.В. восстановлена (составом семьи 1 человек) на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
С апелляционным определением не согласились ФСИН России и Мозолева О.В.
В кассационной жалобе ФСИН России, ссылаясь на неправильное применением норм материального права и подзаконных актов, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции.
Мозолева О.В. в кассационной жалобе просит отменить апелляционное определение в части даты постановки на учет, полагая, что определенная судом второй инстанции дата ДД.ММ.ГГГГ нарушает ее права.
Истец, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания не подавала.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
Из материалов дела и судом установлено, что Мозолева О.В. замещала должность "данные изъяты" в органах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Мозолева О.В. обратилась в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Приморскому краю с рапортом на имя директора ФСИН России о принятии ее с учетом членов ее семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Сведения о подачи истцом указанного рапорта ДД.ММ.ГГГГ внесены в книгу учета заявлений ГУФСИН России по Приморскому краю (N).
Протоколом комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N принято решение о направлении документов Мозолевой О.В. для получения единовременной социальной выплаты в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Приказом ГУФСИН России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N-лс Мозолева О.В. уволена из органов УИС с ДД.ММ.ГГГГ по п. "е" ч.1 ст. 58 Положения о службе в ОВД РФ (по сокращению штатов), выслуга лет в календарном исчислении составляет 21 год 07 месяцев 27 дней, в льготном исчислении 28 лет 00 месяцев 28 дней.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии ФСИН России принято решение о постановке Мозолевой О.В. составом семьи 1 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно выписке из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии ФСИН России, принято решение о снятии Мозолевой О.В. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. "б" п.15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Мозолевой О.В, суд первой инстанции исходил из того, что истец ухудшила свои жилищные условия, что привело к возможности приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере, то есть без вычета ранее имевшихся долей в праве собственности на жилое помещение у заявителя и члена ее семьи, что является основанием для снятия с учета на получение выплаты согласно подп. "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Суд второй инстанции не согласился с указанным выводом в силу следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ) (ч. 1 ст. 1 данного Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (п. 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Согласно п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12. 2012 N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "б" п. 15 указанных Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Законодателем установлены специальные сроки, в течение которых действия граждан, связанные с распоряжением жилыми помещениями, приобретенными ими в рамках реализации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для отказа в принятии на жилищный учет либо для уменьшения площади предоставляемого жилья.
Так, с ДД.ММ.ГГГГ Мозолева О.В. и ее "данные изъяты" - ФИО10 являлись собственниками квартиры площадью 16, 2 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" (по "данные изъяты" доли в праве).
ДД.ММ.ГГГГ после подачи рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, но до постановки на учет Мозолева О.В. и ее сын продали указанное жилое помещение путем заключения договора купли-продажи.
ДД.ММ.ГГГГ Мозолева О.В. подала рапорт о внесении изменений в учетные документы ЖБК, в связи с изменением места регистрации ее и сына на адрес: "адрес", в т.ч. указав на продажу принадлежащего ей и сыну жилого помещения.
Указанный рапорт Мозолевой О.В. рассмотрен на заседании жилищно-бытовой комиссии ДД.ММ.ГГГГ. Из протокола N, подписанного заместителем начальника ГУФСИН России по Приморскому краю ФИО11, следует, что на заседании рассмотрен вопрос о смене места жительства и продажи квартиры по адресу: "адрес". На основании представленных документов внесены изменения в учетное жилищное дело Мозолевой О.В.
Принимая во внимание, что жилое помещение отчуждено ДД.ММ.ГГГГ, с учетом того, что о данном факте ГУФСИН России по Приморскому краю уведомлен ДД.ММ.ГГГГ, оснований для снятия истца с учета ДД.ММ.ГГГГ не имелось, поскольку данные действия совершены за пределами специального срока (5 лет), который может учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для снятия с жилищного учета.
В силу прямого указания закона, истица, после отчуждения доли жилого помещения, принадлежащей ей на праве собственности, могла быть поставлена на учет по истечении 5 лет с момента ухудшения жилищных условий, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и до указанной даты правовых оснований стоять на учете на получение единовременной социальной выплаты не имела.
Приведенные в кассационной жалобе ФСИН России доводы об отсутствии неправомерности в действиях федеральной службы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, который, с учетом Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, изучив обстоятельства дела правильно указал, что на момент принятия решения ГУФСИН России по Приморскому краю достоверно знал об отчуждении истцом жилого помещения, в то время как бездействие по направлению соответствующих сведений в адрес ФСИН России до ДД.ММ.ГГГГ не может быть поставлено в вину истцу.
Выводы суда второй инстанции о том, что снятие истца с учета после ДД.ММ.ГГГГ при установленных обстоятельствах нарушает права истца на своевременную реализацию гарантированных ей социальных прав соответствуют обстоятельствам дела и примененным по делу нормам права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сторон по существу сводятся к необходимости дать иную оценку правоотношениям сторон, бездействию территориальной комиссии, следовательно, касаются фактической стороны спора, доказательственной базы по делу. Подобного рода доводы не могут быть приняты судом кассационной инстанции, который в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не уполномочен разрешать вопросы факта, исследовать и оценивать доказательства.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого постановления суда кассационная жалоба не содержит.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 23 августа 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Мозолевой О.В. и ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.