Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Соловьевой О.В, судей Наконечной Е.В, Калиниченко Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казнадеевой Е.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области (ГУ - ОПФР по Амурской области) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании суммы невыплаченной пенсии
по кассационной жалобе Казнадеевой Е.А. на решение Зейского районного суда Амурской области от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В, судебная коллегия
установила:
Казнадеева Е.А. обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что с мая 2015 она является получателем пенсии, которая назначена с учетом проживания с ней ребенка - инвалида. С 2016 по 2020 гг. истица устно неоднократно обращалась в пенсионный орган с просьбой произвести перерасчет пенсии, в чем ей устно было отказано. В ноябре и в декабре 2021 года она вновь обратилась в пенсионный орган за перерасчетом. В итоге с декабря 2021 года размер пенсии был увеличен на 4 100 рублей.
В то же время, в период с мая 2015 года по ноябрь 2021 года пенсия выплачивалась в заниженном размере по вине ответчика, так как при обращении истицы за назначением пенсии сотрудники пенсионного органа не исполнили свои обязанности, не запросили необходимые сведения и не разъяснили Казнадеевой Е.А, какие именно документы необходимо предоставить для увеличения размера пенсии. Заявление истицы о перерасчете пенсии за данный период, поданное 25.01.2022, оставлено без удовлетворения.
В своих исковых требованиях Казнадеева Е.А. просила суд произвести перерасчет пенсии за период с мая 2015 по ноябрь 2021 включительно; взыскать с ответчика в её пользу недополученную пенсию за указанный период в размере 322 955 рублей 16 копеек, в счет возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя - 25 000 рублей.
Решением Зейского районного суда Амурской области от 24 мая 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 июля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Казнадеевой Е.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Казнадеевой Е.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений суда первой и апелляционной инстанции, как не соответствующих нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционное определение от 27 июля 2022 года подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены по настоящему делу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, при назначении истице с ДД.ММ.ГГГГ страховой пенсии по старости пенсионный орган располагал архивными справками от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N/К-15, от ДД.ММ.ГГГГ N/К-16, подтверждающими размер заработка Казнадеевой Е.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ.
При обращении с заявлением о перерасчете пенсии ДД.ММ.ГГГГ истица представила в пенсионный орган дополнительный документ - архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ N, выданную отделом образования администрации города Зеи Амурской области, со сведениями о размере заработка, который она получала во время работы в детском саду N4 города Зея в период с ДД.ММ.ГГГГ, что позволило пенсионному органу произвести перерасчет размера пенсии в сторону ее увеличения.
Оснований для перерасчета пенсии за прошлый период времени (с 2015 по 2021) с учетом заработка, полученного истицей с апреля 1986 года по март 1987 года, пенсионный орган не усмотрел.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", исходил из того, что доказательств обращения Казнадеевой Е.А. до 07.12.2021 в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии не представлено, обязанности самостоятельно истребовать дополнительные документы для перерасчета пенсии у пенсионного органа не имелось, каких-либо неправильных действий (бездействия), повлекших получение истицей пенсии в спорном периоде времени в заниженном размере, пенсионный орган не совершал, его вина в выплате пенсии в заниженном размере отсутствует, в связи с чем оснований для понуждения ответчика к осуществлению перерасчета пенсии с момента ее назначения в данном случае не имеется.
Суд апелляционной инстанции признал такие выводы районного суда правильными, отклонив как необоснованные доводы истицы о неразъяснении ей ответчиком при назначении пенсии необходимости предоставления дополнительных документов.
Судебная коллегия кассационного суда не может согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции, так как эти выводы являются следствием неправильного применения норм материального и процессуального права, что повлекло вынесение по делу судебных постановлений, которые не могут быть признаны законными и обоснованными.
Действующий с 1 января 2015 г. порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н, действовали до 01.01.2022 года).
Пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
На основании части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ч.1 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Рассмотрение дела в апелляционном порядке предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции, в том числе проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (ст.327.1, ст.330 ГПК РФ, п.1, п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Установив в ходе судебного разбирательства, что предоставленные Казнадеевой Е.А. в 2021 году сведения о размере ее заработной платы за период работы в детском саду N4 Зейского РАЙОНО "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ повлияли на размер ее пенсии, при этом ранее истица такие сведения в пенсионный орган не предоставляла, и основания самостоятельно запрашивать эти сведения у пенсионного органа, исходя из положений п.8 ч.6 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 N210-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2021, отсутствовали, суды, в то же время, не выяснили, по какой причине справка о зарплате в детском саду не была представлена истицей ранее, не приняли во внимание, что сведения об указанном периоде работы содержатся в трудовой книжке истицы, которую она предоставила в пенсионный орган, а также отражены в лицевом счете застрахованного лица в органах ПФР (л.д.36, 43), и не проверяли, разъяснялась ли Казнадеевой Е.А. при назначении пенсии в 2015 году необходимость предоставления справки о заработке за указанный период работы с тем, чтобы учесть этот заработок при расчете пенсии, в то время как сама Казнадеева Е.А. объясняет непредоставление ею названой справки именно неполучением ею соответствующих разъяснений пенсионного органа.
Из пояснений истицы в деле, в том числе, из ее иска, следует, что она полагалась на пенсионный орган и считала, что он самостоятельно должен запросить необходимые сведения для назначения пенсии (в том числе, сведения о размере заработка в разные периоды работы), и ей не была разъяснена необходимость самостоятельного предоставления таких сведений. Оценку этим пояснениям ни суд первой, ни суд второй инстанции не дал.
При этом, как видно из дела, детский сад, в котором работала истица был подведомственен Зейскому РАЙОНО, и необходимые сведения о заработке имелись в архиве данного органа, а следовательно могли быть получены и до 2021 года при условии их истребования заинтересованным лицом.
При вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанции правильно указали, что согласно положениям ч.2 ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком, однако, вопрос о правомерности поведения ответчика при назначении пенсии истице в 2015 году и о наличии (отсутствии) оснований для перерасчета пенсии разрешили без проверки и исследования вышеприведенных фактических обстоятельств, в то время как эти обстоятельства являлись значимыми для правильного рассмотрения дела.
Допущенные нарушения являются результатом неверного применения судами вышеприведенных норм материального и процессуального закона, что привело к неправильному рассмотрению дела, в связи с чем суд кассационной инстанции, принимая во внимание необходимость исследования и оценки всей совокупности представленных в дело доказательств и выяснения дополнительных значимых для дела обстоятельств, учитывая характер полномочий, предоставленных суду апелляционной инстанции, а также требования закона о соблюдении разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 июля 2022 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное, устранить допущенные по делу нарушения, исследовать и оценить имеющиеся в деле доказательства об обстоятельствах, при которых назначалась пенсия, и принять по делу решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зейского районного суда Амурской области от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 июля 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.