Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 16 декабря 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя ООО "Газинжпроект" Кузиной О.В. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 2 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 15 ноября 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газинжпроект" об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-2863/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
11 февраля 2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ по г. Ярославлю, Ярославскому району УФССП России по Ярославской области было возбуждено пять исполнительных производств N, N, N, N, N о взыскании с ООО "Газинжпроект" административного штрафа в размере по "данные изъяты" в пользу УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве.
Постановлениями должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Указанные постановления направлены в адрес Общества посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" 11 февраля 2022 года.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ по г. Ярославлю, Ярославскому району УФССП России по Ярославской области от 22 февраля 2022 года по последним четырем исполнительным производствам с Общества взыскан исполнительский сбор в размере по "данные изъяты", от 21 февраля 2022 года - по исполнительному производству N исполнительский сбор взыскан в том же размере.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28 февраля 2022 года исполнительные производства о взыскании административного штрафа объединены в сводное исполнительное производство с присвоением номера N, которое окончено 4 марта 2022 года в связи с оплатой задолженности.
После окончания основного исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя от 9 марта 2022 года возбуждены исполнительные производства N, N, N, N, N о взыскании с ООО "Газинжпроект" о взыскании исполнительского сбора на общую сумму "данные изъяты".
ООО "Газинжпроект" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ по г. Ярославлю, Ярославскому району УФССП России по Ярославской области от 9 марта 2022 года о взыскании исполнительского сбора, мотивируя требования тем, что у Общества отсутствовала возможность исполнить обязанность по уплате административных штрафов, поскольку постановления о возбуждении исполнительных производств о взыскании административных штрафов в его адрес не направлялись. 24 февраля 2022 года было произведено принудительное удержание штрафов с расчетного счета, с указанного дня Обществу стало известно об исполнительных производствах. Постановление об объединении исполнительных производств в сводное поступило в личный кабинет Общества через Единый портал государственных услуг лишь 28 февраля 2022 года, несмотря на то, что списание уже было произведено. В связи с этим постановления о взыскании с ООО "Газинжпроект" исполнительского сбора были вынесены при отсутствии у судебного пристава-исполнителя доказательств извещения должника о возбуждении в отношении последнего исполнительных производств.
Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 2 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 15 ноября 2022 года, в удовлетворении исковых требований ООО "Газинжпроект" отказано.
В кассационной жалобе представителя административного истца ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 2 статьи 112 данного Закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 2.1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
Разрешая требования административного истца и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно истории авторизаций пользователя Назарова И.Б. (руководителя Общества), а также иных сотрудников Общества, представленной Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, постановления судебного пристава-исполнителя от 11 февраля 2022 года о возбуждении в отношении ООО "Газинжпроект" исполнительных производств N направлены в адрес Общества 11 февраля 2022 года и прочитаны в период с 11 по 14 февраля 2022 года, вследствие чего срок для добровольного исполнения исполнительного производства N исчисляется с 11 февраля 2022 года, иных исполнительных производств - с 14 февраля 2022 года, по истечении пятидневного срока с указанных дат были вынесены постановления о взыскании с Общества исполнительского сбора, т.е. в соответствии с требованиями части 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.
В кассационной жалобе представителем административного истца приводятся доводы о неосведомленности Общества о существовании исполнительных производств о взыскании административных штрафов.
Указывается, что в судебном заседании истцом был предоставлен доступ к личному кабинету, созданному в Едином портале государственных и муниципальных услуг, отсутствие соответствующих постановлений о возбуждении исполнительного производства в личном кабинете судом было зафиксировано, однако данное обстоятельство не было оценено судами. Согласно представленным скриншотам страниц Госпочты постановления в адрес истца в указанный период не поступали. Минцифры России подтвердило, что удаление любых уведомлений на портале невозможно.
Приведенные доводы жалобы судебная коллегия не может признать влекущими отмену обжалуемых судебных актов, так как направление копий постановлений о возбуждении исполнительных производств N в адрес ООО "Газинжпроект" 11 февраля 2022 года и получение (прочтение) их должником в 13 час. 47 мин. 11 февраля 2022 года (первого постановления) и в 09 час. 26 мин. 14 февраля 2022 года (остальных постановлений) достоверно подтверждается скриншотами с программ АИС ФССП, а также приложениями к ответу (на соответствующий запрос судебного пристава-исполнителя) заместителя директора Департамента развития инфраструктуры электронного правительства Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 18 июля 2022 года N (л.д. 80, 86, 91, 96, 102, 129-134, 136, 138, 141).
В этой связи эти доводы не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя ООО Газинжпроект" не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ярославля от 2 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 15 ноября 2022 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ООО "Газинжпроект" Кузиной О.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.