Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 22 декабря 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Правительства Москвы Снегиревой А.И. на решение Московского городского суда от 14 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества "Московская обувная фабрика "Заря свободы", Общества с ограниченной ответственностью "ИВН-Управление" об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-1148/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителей административного истца ООО "ИВН-Управление" Хромова С.А, административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г. Москвы Чуканова М.О, заключение прокурора Саниной О.В, судебная коллегия
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2022 года.
В пункты 3497, 3491 Перечня на 2022 год включены нежилые здания с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: г. Москва, пер. Аптекарский, д. 4, строения 1 и 4 соответственно, исходя из фактического их использования.
ЗАО Московская обувная фабрика "Заря свободы", ООО "ИВН-Управление" обратились в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими указанных пунктов Перечня, мотивируя требования тем, что нежилые здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Решением Московского городского суда от 14 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2022 года, оспариваемые пункты Перечня на 2022 год признаны недействующими.
В кассационной жалобе представителя Правительства Москвы Снегиревой А.И. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В силу статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2).
Судами установлено, что административным истцам принадлежат нежилые помещения в здании с кадастровым номером N, площадью 4020, 4 кв.м, расположенном по адресу: г. Москва, пер. Аптекарский, д. 4, стр. 1; ЗАО "Московская обувная фабрика Заря Свободы" принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1776, 3 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Аптекарский, д. 4, стр. 4.
Указанные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7/1.2.9)".
Оценив вид разрешенного использования указанного земельного участка, суды указали на то, что он не является однозначным определенным, предполагает использование зданий как в целях осуществления офисной деятельности, так и производственной деятельности.
Согласно актам ГБУ "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" от 11 февраля 2021 года N 91210056/ОФИ 75, 64% площади здания с кадастровым номером N используется для размещения офисов;
от 16 февраля 2021 года N 91210057/ОФИ 99, 2% площади здания с кадастровым номером N используется для размещения офисов.
Поскольку указанные акты в нарушение Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, были составлены без доступа в нежилые здания, выявленные признаки размещения офисов не были указаны, на фотоснимках изображены лишь фасады зданий и входная группа, не подтверждающие размещение офисов, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о том, что содержание этих актов не позволяет достоверно установить фактическое использование более 20% от общей площади зданий в качестве офисного.
При этом суд апелляционной инстанции, подробно проверив сведения из ЕГРЮЛ, скриншоты объявлений из сети Интернет, сведения из информационной системы СПАРК, договоры аренды, осуществляемые виды деятельности в отношении лиц, арендовавших в спорных зданиях нежилые помещения, пришел к выводу о том, что в указанных зданиях в налоговый период 2022 года под размещение офисов использовалось менее 20% от общей площади зданий.
На основании установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции согласился с итоговым выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца.
В кассационной жалобе приводятся доводы о том, что в разделе 1.4.2 актов о фактическом использовании нежилых зданий указано об ограничении доступа в здания в первом случае юристом, представляющим собственников, в последнем - старшим контролером режима ЗАО "Московская обувная фабрика "Заря Свободы". При этом указывается, что вид фактического использования здания определяется в соответствии с вышеуказанным Порядком, вследствие чего представленные административным истцом копии договоров аренды судом должны были быть оценены критически.
Приведенные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм материального права.
В силу положений главы 6 КАС РФ в рассматриваемом случае акт ГБУ "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" не может являться единственно возможным доказательством по делу.
Налогоплательщики не лишены возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
В этой связи судом апелляционной инстанции правомерны были оценены договоры аренды в совокупности со сведениями из ЕГРЮЛ, информационной системы СПАРК, скриншотов объявлений из сети Интернет относительно осуществляемой арендаторами в указанных зданиях деятельности, выводы по результатам оценки которых полно и развернуто приведены в апелляционном определении.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о том, что в соответствии с пунктом 3.9 Порядка определения вида фактического использования зданий административный истец не обращался в Департамент экономической политики и развития г. Москвы с заявлением о несогласии с результатами проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания, не могут повлиять на правильность выводов судов первой и второй инстанций относительно критической оценки актов обследования зданий, соответствующей нормам процессуального права и не противоречащей положениям материального права.
Эти доводы фактически сводятся к несогласию с выводами судов по оценке названных актов, т.е. направлены на переоценку доказательств, представленных суду, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя Правительства Москвы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 14 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Москвы Снегиревой А.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.