Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Рахманкиной Е.П, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Ивановской областной общественной организации ФИО10 - по ордеру ФИО11 на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 июля 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-56/2022 по административному исковому заявлению ИООО "Центр гендерных исследований" к Минюсту России, Управлению Минюста России по Ивановской области о признании акта недействительным, решения незаконным, обязании исключить сведения из реестра.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения представителя административного истца по доверенности ФИО9, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя административного ответчика по доверенности Кулакову Ю.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО12 (далее - Организация, Центр) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации, полагая незаконным распоряжение от 29 сентября 2021 года N 1115-р о включении Центра в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Требования мотивированы отсутствием правовых оснований для принятия указанного распоряжения, поскольку выводы административного ответчика об осуществлении административным истцом политической деятельности являются необоснованными. Деятельность Центра соответствует заявленным в Уставе целям.
Возложенные на Организацию дополнительные обязанности, создают препятствия для активной общественной деятельности.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 июля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе представитель административного истца просит об отмене состоявшихся судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неверную оценку представленных доказательств, указывающих на то, что административный ответчик не имел оснований для включения административного истца в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Выслушав объяснения лиц, участвующего в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Выслушав объяснения лиц, участвующего в деле, проверив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно частью 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Конституция Российской Федерации признает право каждого на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30).
Вместе с тем, Конституция Российской Федерации, обязывая граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15), допускает возможность ограничения права на объединение федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в Федеральном законе от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции на дату вынесения оспариваемого распоряжения) (далее - Закон о некоммерческих организациях) понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации (пункт 6 статьи 2 указанного Закона).
Сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом (пункт 10 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях).
Некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (абзац второй пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях).
На основании абзаца третьего пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
В соответствии с требованиями пункта 10 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, приказом Минюста России от 30 ноября 2012 года N 223 утвержден Порядок ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 ноября 2012 г.; регистрационный N 25980).
В силу пункта 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (подпункт "а" пункта 6, пункт 9, пункт 11, пункт 12 Порядка).
Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, абзацем восьмым части первой статьи 29 Закона об общественных объединениях (абзац 3 пункта 10 Порядка).
Вместе с тем, при невыполнении некоммерческой организации, обязанности подать такое заявление, включение ее в реестр возможно по инициативе Министерства юстиции РФ.При наличии приведенных выше оснований, в силу пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях уполномоченный орган принимает решение о включении такой организации в указанный реестр, о чем не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения направляет уведомление (пункт 19 Порядка).
Сведения о некоммерческих организациях, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем через три рабочих дня со дня внесения сведений в реестр на электронных носителях (пункт 21 Порядка).
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании Распоряжения Управления Минюста России по Ивановской области N 97-р от 24 марта 2021 года, Минюстом России по Ивановской области проводилась внеплановая документарная проверка деятельности Организации за период с 29 марта 2018 года по 28 марта 2021 года.
Актом проверки от 23 апреля 2021 года установлено осуществление деятельности Центра с нарушением положений действующего законодательства Российской Федерации и положений устава.
Так, в ходе проверки на основании представленных документов, установлено получение Организацией в период с марта 2018 года по апрель 2021 года денежных средств из иностранных источников таких как: Общества "Оксфам", филиала ФИО1, граждан Украины Черновой А.В, Веселковой В.В, Фонда Alfred Toepfer Stiftung.
Предоставляемые в виде пожертвований денежные средства использовались Организацией на финансирование мероприятий по распространению, в том числе, с использованием современных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой в стране политике.
Материалами проверки установлено осуществление Организацией деятельности, носящей политический характер, что также следует из содержания Акта проверки от 23 апреля 2021 года.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 29 сентября 2021 года N 1115-р Ивановская областная общественная организация "Центр гендерных исследований" включена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, судебные инстанции исходили из того, что оспариваемое Центром решение принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах компетенции органа и при наличии к тому оснований, без нарушения порядка и прав административного истца.
Выводы судов судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации сформулированной в Постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П, из содержания пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях), для признания некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента необходимы следующие условия:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества. Факт финансирования из иностранных источников и осуществления политической деятельности Организации подтвержден доказательствами, представленными в материалы дела, которым суды обеих инстанций дали надлежащую правовую оценку.
Доказательств обратного административным истцом в ходе рассмотрения спора не представлено.
В связи с изложенным правовые основания для признания оспариваемого административным истцом распоряжения незаконным отсутствуют.
Доводы жалобы о недоказанности участия административного истца в политической деятельности опровергаются установленными в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельствами и собранными доказательствами.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные требования, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами обеих инстанций при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов судами не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО13 " ФИО14 - ФИО9 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.